Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

Монастыри и храмы Северо-запада


С.Е. Данилов

О мозге и эволюции

Про эволюцию члена я уже писал, теперь скажу пару фраз про эволюцию мозга.

Человеческий мозг - это такой универсальный объект, на котором можно легко разбить любую теорию эволюции. За последние пять тысяч лет он не сделался ни объёмнее, ни совершеннее. Можно даже сказать, что в нём сейчас присутствуют явные признаки деградации.

Научно-техническая революция к эволюции человека не имеет никакого отношения. Любое изобретение появляется тогда, когда оно становится нужным. Как в случае с паровым двигателем, который был изобретён ещё в древнем мире, но получил распространение тогда, когда людей на земле стало много, жизнь общества начала требовать больших скоростей - и вследствие этого появился паровоз.

Открытия и изобретения не должны опережать время. История нам показывает, что сделанное раньше времени открытие или изобретение приносит только неприятности самому открывателю или изобретателю. Фразу "И всё-таки она вертится" следовало произнести два столетия спустя. В то время, когда она была произнесена - это не имело для общества никакого значения.

Социальное общество должно оказаться в соответствующих условиях, чтобы возникла необходимость в том или ином изобретении. А мозгов на то, чтобы изобрести паровой двигатель или крылья, у человека хватило бы в любой временной промежуток.

Мозг можно признать лишь деградирующим со временем. В XIX веке наши предки легко могли разговаривать на трёх языках, или хотя бы на двух (кроме своего собственного), а нам сейчас едва хватает сил освоить свой, русский, и то с оговорками. Сколько бы ни придумывали сейчас курсов, методик изучения иностранного языка, сколько бы ни записывали видеоуроков, ни выпускали пособий и учебников, а понимать чужой язык и свободно говорить на нём могут единицы. В то же время, в XVIII-XIX веке русские настолько хорошо говорили на иностранных языках, что могли в чужой стране сойти за своих. И никаких особых метод не было, предки учили любой язык точно так же, как мы все учим свой родной.

Наука и техника? Да, она нужна, особенно техника - все эти скоростные поезда, самолёты, машины. А техника не может развиваться без науки, стало быть, и наука нам сейчас жизненно необходима. Человеку уже не хватает своих ног, потому что жизнь стала двигаться быстрее, а ноги ослабли. Но аналогия напрашивается такая: когда у человека только одна нога или рука - он вынужден пользоваться протезом. И ни один человек с двумя ногами или руками не захочет свою живую руку или ногу заменить на протез. Вся наша техника - это протез, который необходим современному обществу. Без него уже никуда. И это нормально. Для нас. Потому что нас стало много, наша жизнь стала бежать быстрее. А мозги наши - они какими были, такими и остались.

Бессмысленно сейчас пытаться вернуться к прошлому. Конечно, некоторые пытаются, но это - асоциальные люди, выпадающие из общества, что тоже плохо. Человек - существо социальное, ему для нормальной жизни общество необходимо.

Но и кричать о том, что мы совершеннее наших предков - тоже бессмысленно. Наш мозг менее мобилен. Наши мышцы дряблее. Наши челюсти слабее. Если раньше, лет триста-четыреста назад девушка с гнилыми зубами вряд ли могла рассчитывать на то, что она выйдет замуж и родит детей, которые получат от неё наследственно плохие зубы, то сейчас девушка идёт в стоматологию, где ей всё залечивают, отбеливают - и она снова как картинка! Но это - внешняя красота, а генетически она те самые плохие зубы и передаст своим потомкам. С мужчинам то же самое, потому что слабый мужчина, который не в состоянии победить в поединке соперника, не станет счастливым мужем. А сейчас какой-нибудь "компьютерный задрот" имеет столько же шансов, сколько и нормальный мужик, потому что при нынешнем стиле жизни любой может рассчитывать на возможность если не жениться, так хотя бы зачать ребёнка.

Я полагаю, что научить человека XV или XVIII века работать на компьютере можно было бы легко, а вот научить нашего современника владению иностранным языком - увы, задача сложная и порой непосильная. Так прогрессирует ли человеческий мозг? Нет. Он регрессирует. Хотя, мозг-то остаётся такого же объёма и таких же возможностей, просто мы уже сами не хотим его тренировать и развивать.

Так что не всё потеряно. Тренируйте мозги!

Автор - С.Е. Данилов


© С.Е. Данилов. 2016 г.
По вопросам использования материалов сайта обращаться в Гостевую