Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Размышление о фильме Френсиса Форда Коппола "Крёстный отец"Фильм "Крёстный отец" впервые вышел на экраны в 1972 году. Режиссёр - Френсис Форд Кополла. Сценарий создан по одноимённой книге Марио Пьозо и с участием автора. В фильме охватывается временной период примерно в 10 лет, с конца 1945 года по середину пятидесятых. Перед зрителем разворачивается история одной сицилийской семьи, обосновавшейся в США. Фильм этот вызвал в своё время множество отзывов и получил множество наград. Привлекает он внимание и сейчас. Основная идея фильма очень неоднозначна и толковать её можно по разному. О чём этот фильм? О том, что такое мафия? О том, как сицилийские мафиозо завоёвывают себе жизненное пространство в Америке? О том, что такое верность, а что такое предательство? О том, что должно быть самым ценным в жизни любого человека? О семье? Для Крёстного отца - дона Вито Корлеоне - семья в его жизни всегда стоит на первом месте. Ради семьи Вито Корлеоне создаёт свою мафиозную "империю". И ради этой же семьи прежде всего живут его сыновья и его ближайшие соратники. Но Семья в сицилийском понимании - это не только родственники. Дон Корлеоне берёт под свою защиту каждого, кто готов признать его другом. Крёстный отец милостив со своими, готов защищать их и способствовать тому, чтобы их жизнь и их дела процветали. Не случайно фильм начинается с жалобы могильщика, дочь которого избили два американца за то, что она не пожелала отдаться им. Могильщик Америго Бонасера надеется, что его защитят американские законы и долгое время не желает обращаться к дону Корлеоне и просить о помощи. Он хочет быть "законопослушным". В результате закон, на которые он надеялся, отворачивается от его, "справедливая Америка" глуха к его горю и те люди, которые искалечили его дочь, остаются безнаказанными. Бонасера обращается к дону Корлеоне, требуя справедливости и даже суля за это деньги. Дон Корлеоне оскорблён тем, что вместо дружбы ему предлагают деньги, как какому-то наёмнику. Он говорит могильщику примерно следующее: "Будь ты моим другом - подонки, искалечившие твою дочь, мучились бы уже сегодня". И когда Бонасера просит дона быть ему другом - дон Корлеоне тут же соглашается ему помочь. Как помогает всякому, кто просит его защиты или покровительства. Для своих детей и родственников дон Корлеоне тем более готов сделать всё. Хотя внутрисемейные отношения в семье Корлеоне далеко не безоблачны. В начале фильма Майк Корлеоне говорит своей подруге Кей, американке: "Это - моя семья. Это - не я". Он говорит так после того, как в полушутливой форме рассказывает слухи о том, кем на самом деле является его отец. Кей слегка напугана и не знает, верить ли всему тому, что непринуждённо говорит ей Майк Корлеоне. Но Майк - максималист, он считает, что у него свой путь и, чтобы показать, что он сам по себе, говорит Кей: "Это моя - семья. Это - не я". Но проходит не очень большой временной промежуток и когда Майк узнаёт, что дон Корлеоне ранен, он тут же возвращается, чтобы встать на защиту самого дорогого, что есть в его жизни - своей семьи, от которой он вроде бы готов отстраниться. Найдя отца в больнице, без охраны, Майк не раздумывая готов действовать, чтобы уберечь отца от новых покушений. Он не думает в этот момент о том, что разборки между мафиози - это не его дело. Не думает даже о своей собственной безопасности. Он делает то, что необходимо: вызывает подмогу и остаётся рядом с отцом, чтобы защитить его. Тогда он говорит отцу: "Я с тобой, папа. Ты под моей защитой". И Дон Карлеоне плачет, слыша это. О чем он плачет? Вряд ли однозначно его слёзы вызваны только тем, что сын наконец признал себя членом собственной семьи. Хотя и этим тоже, потому что для отца огромное значение имеет то, что его дети с ним. Но есть ещё один момент, который являетс как бы продолжением эпизода в больнице. Когда дон Корлеоне возвращается из больницы домой и узнаёт, что его сын Майк стал таким же, как все они, выполнил свой долг сицилийца, совершил вендетту, убил врагов, угрожающих смертью дону Корлеоне и вынужден скрываться, Дон Корлеоне расстроен и даже не желает больше никого слушать. А ближе к концу фильма, почти перед самой своей смертью Дон Корлеоне говорит Майку: "Для тебя я хотел другой судьбы"... Вито Корлеоне, этот мафиозный Дон, вовсе не хочет для детей того же, что пережил сам. Но именно ради семьи, ради детей, ради всех, кто ему доверился, он сам должен быть сильным, часто жестоким. Его мир - это не только мир мафии, безжалостной, готовой в любой момент убить предателя, силой отстоять своё дело, свой бизнес. Мир Дона Корлеоне - это всё, что его окружает, не менее безжалостная современность, в которой только он, только железной рукой, может защитить своих. Дон Корлеоне - покровитель тех, кто ему доверился. И точно так же он воспитал своих детей. Хотя конечно, он хотел бы видеть сыновей сенаторами, может быть даже президентами, а вовсе не мафиозо. Но мир вокруг Дона Корлеоне таков, что он знает: иначе здесь нельзя выжить. Официаьный закон не в состоянии оградить слабого от неприятностей. Закон не судит по справедливости людей, избивших дочь хозяина похоронного бюро. "Справедливость" может дать несчастному отцу избитой девушки только Дон Корлеоне. Жестокую справедливость к обидчикам и защиту обиженным. И это именно справедливость, потому что дон Корлеоне, когда могильщик требует смерти тех, кто избил его дочь, говорит тому: "Это - не справедливость. Твоя дочь жива". И потом, отдавая приказ своему приёмному сыну Тому Хагену распорядиться, чтобы обидчики адекватным образом поплатились за содеянное, дон Корлеоне подчёркивает: "Пусть найдут надёжных парней, которые не переусердствуют. Мы же не убийцы..." Покровительство для своих - для сицилийца такое положение привычно. Ведь сицилийская мафия и появилась потому, что законная власть не могла оградить своих граждан от посягательств сперва иноземных пиратов, потом своих же бандитов. И мирные люди стали пользоваться покровительством сильной и вооружённой организации, готовой отстаивать интересы тех, кто ей доверился. И всё-таки Дон Корлеоне хочет своим детям другой судьбы. Хочет, чтобы в новой американской жизни они стали законными хозяевами. Пусть он - негласный король в определённых кругах и определённой местности, но он понимает, что такое положение неправильно для человека. Оно должно быть настоящим, законным, а не мафиозным. И поэтому для своих детей и внуков он хочет большего. И это естественно для человека, который все свои силы отдаёт процветанию семьи, её защите и стремится к тому, чтобы будущее этой семьи стало лучше. Для всех сыновей дона Корлеоне, как и для него самого семья - главная ценность, семья - прежде всего. И не важно, их личные это семьи, жёны, дети, или их общая семья, к которой принадлежат они все. Достаточно показателен в этом плане образ полуирландца-полунемца, как он сам себя называет, Тома Хагена. Том был принят в семью в возрасте 12-ти лет. Собственные родители Тома умерли и его приводит к отцу старший сын Дона Корлеоне - Сантино. Если обратиться к книге Марио Пьозо "Крёстный отец", по которой снят фильм, то становится более понятно, почему Том Хаген испытывает такую сильную привязанность к людям, его приютившим. Его мать была "полуидиоткой", к тому же страдающей тяжёлой формой анемии, неспособной ни любить своих детей, ни заботиться о них. Она ослепла и умерла, когда Тому было 11 лет. И вскоре умер его отец - пьяница, от которого Том тоже добра видел немного. Младшую сестру забрали в приют, а Том оказался никому не нужен. С унаследованным от матери хроническим воспалением глаз, он к тому же вызывал в окружающих только брезгливость и желание держаться от него подальше. И когда Том, бродяжничая и ночуя в чужих подъездах, уже решил, что теперь он тоже умрёт, его нашёл его друг Санни и привёл в дом своего отца. Неудивительно, что после того, как ему позволили остаться, накормили, отвели к врачу, заботились о нём как о члене семьи, дали возможность получить хорошее образование, он полюбил Дона Корлеоне и приёмная семья стала для него его собственной. И взрослый Том Хаген точно так же, как его итальянские братья, а может быть, даже усерднее остальных, всего себя отдаёт служению семье. Когда самого Тома, чтобы использовать его как посредника, похищают люди, стрелявшие в дона Корлеоне, ему сообщают о том, что его покровитель и приёмный отец убит. Том Хаген потрясён этим известием. Несмотря на то, что он старается сдержать свои эмоции и не показывать врагам, он плачет. Те, кто его похитил, и не склонны понять его состояние. Во всяком случае, не склонны воспринять слишком серьёзно. С точки зрения похитителей для Хагена дон Корлеоне - всего лишь покровитель, человек, в семье которого Том вырос. И что с того? Конечно, неприятно, что его убили, но мало ли на свете людей, способных стать покровителями? Будет теперь другой покровитель. Ведь прежде всего надо думать о бизнесе, а личные чувства - это нечто несущественное, через это нужно переступать. Так думают похитители, не обращая особого внимания на состояние Хагена. Однако, если бы Турок Солоцци, по приказу которого стреляли в Вито Корлеоне, не относился к понятию "семья" столь легкомысленно, он никогда не выпустил бы Тома Хагена живым. Но Солоцци не может понять, что не сицилиец по происхождению, какой-то найдёныш, которого приютил Дон Корлеоне, может под влиянием своего покровителя стать настоящим сицилийцем, для которого семья - это самый важный "бизнес" и покушение на семью - самое непростительное преступление. И Том Хаген, оказавшись на свободе, делает всё от него зависящее, чтобы обезопасить семью и наказать обидчика. Старший сын дона Корлеоне - Сантино, который когда-то привёл Тома Хагена в эту семью - очень сильный, очень вспыльчивый, не всегда согласный с отцом, тем не менее всегда готов защищать своих всеми доступными средствами. Своей силой и безудержностью, своей преданностью отцу и семье Санни вызывает у врагов ужас. Невозможно договориться с ним после того, как стреляли в его отца. Ещё до покушения на Вито Корлеоне, на встрече с Турком Солоцци, Санни по своей горячности выдал свои мысли, высказавшись одобрительно о той сделке, которую предлагал Солоцци и которую отверг дон Корлеоне. Но несмотря на то, что Санни явно был заинтересован в сделке, с ним и не пытаются договориться. Вместо этого похищают Тома Хагена. Солоцци нужно, чтобы Хаген поговорил с Санни и переубедил того. Потому что Турок Солоцци знает: Сантино Корлеоне не простит покушения на отца, какую бы выгодную сделку ему ни предложили. Когда Турку Солоцци нужно встретиться на переговорах с кем-то из семьи Корлеоне, он требует, чтобы это был Майк, а не Санни, хотя Санни старший и после покушения на отца исполняет обязанности главы семьи. Но рядом с Санни Турок не может чувствовать себя в безопасности, даже если будет окружён большим количеством охраны. Санни слишком опасен из-за своей преданности семье. И , к сожалению, слишком горяч. Даже отец, уже после гибели Санни, говорит своему младшему сыну Майку: "Санни был бы плохим Доном". Это так. Санни был хорошим исполнителем, но плохим руководителем. Для руководителя нужно холодная голова и трезвый расчет, чего у старшего сына дона Корлеоне нет. Горячность губит Санни, потому что как раз на его горячности и удаётся сыграть его врагам. Для того, чтобы убрать Санни, используют очень подлый приём, войдя в сговор с мужем его сестры Конни. Муж Конни начинает вести себя с нею грубо, бьёт. Когда Санни в первый раз заезжает за сестрой и видит у неё синяки на лице - он теряет голову, он потрясён и готов убить обидчика, так что сестра в испуге цепляется за него и уговаривает ничего не делать, говорит, что она сама виновата. Она тоже знает, что её вспыльчивый брат убьёт за неё любого. Но Санни её не слушает. Успокоив сестру, он мчится на поиски её мужа и избивает того. Сантино Корлеоне не может оставить безнаказанным грубое обращение с сестрой. Сильный не должен обижать слабого! Муж не должен так обращаться с женой! Никто в мире не смеет так обращаться с сестрой Сантино Корлеоне! Увы, это только начало. Муж продолжает бить Конни, она снова звонит за поддержкой в дом отца и трубку телефона передают Сантино. Узнав, что происходит, он в очередной раз мчится на помощь сестре - и его убивают, устроив засаду на шоссе. Показательно: чтобы убить Сантино Корлеоне, отряжается целый "отряд" людей с автоматами. Когда шли убивать его отца - отправили всего двух человек. Они действительно считают Санни Корлеоне опасным и боятся его. Поэтому и торопятся убрать, надеясь этим ослабить семью. Но не только для Санни Корлеоне семья - главное, что есть в жизни. Таков и младший брат Майк. То, что вначале он говорит своей подруге Кей "Это моя семья, но не я", весь его напускной максимализм, с которым он хочет идти своим собственным путём в жизни, моментально улетучиваются, стоит семье попасть в тяжёлое положение. Майк уже не думает о собственной независимости и желании отделиться от семьи. Он идёт и делает то, что нужно для защиты его отца и его близких. Когда Солоцци потребовал, чтобы Майк пришёл на переговоры, Майк готовится убить и Турка и его приятеля - продажного полицейского, который был в сговоре с Солоцци и снял охрану из больницы, в которой лежал дон Корлеоне. Здесь тоже есть один примечательный момент, который невозможно обойти вниманием. Готовя младшего Корлеоне к переговорам, ему говорят, чтобы он, выйдя из туалета (где спрятан пистолет для него), сразу же стрелял в своих противников. Несколько раз это повторили на все лады все: и Санни, и капореджиме Клименцо. Потому что опасно оставаться с оружием даже на несколько минут. Турок Солоцци - опытный гангстер. Он может заподозрить неладное или заметить, что у Майка теперь есть нечто, чего две минуты назад не было. Майка могут убить, едва только чуть заподозрят, что он теперь вооружён. Но Майк не стреляет сразу. Он садится за стол и разговор продолжается. Майку нужно доказательство того, что иным путём он не сможет уберечь отца. Как и дон Корлеоне в случае с избитой дочерью могильщика, Майк осознаёт, что отец его жив и убив двоих людей, он поступить неправильно. Младшему сыну дона Корлеоне нужно убидеться, что это - единственный выход. Поэтому Майк стреляет только тогда, когда из слов Турка понимает, что его отца всё равно убьют. Всё, чего хочет Майк - чтобы больше ничто не угрожало его раненому отцу. Но Турок говорит: "Я - маленький человек. Что я могу гарантировать? А вот с тобой мы вместе будем делать дело". Как наблюдательный и умеющий делать выводы итальянец, Майк понимает, что эти двое только оттягивают время и всё равно убьют отца. Переговоры - лишь фикция, обманный маневр. Турок уверен, что он запудрит мозги такому неопытному простофиле, как Майк. И младший сын Дона Корлеоне нарушает традицию, по которой садясь за стол переговоров, мафиозо берут обязательство не убивать друг друга. Майк понимает, что может обезопасить отца, только если уничтожит Турка и его дружка - продажного полицейского. Иного пути нет и Солоцци сам даёт достаточно недвусмысленно понять, что не остановится и всё равно найдёт способ добить дона Корлеоне, чтобы иметь возможность договориться с его сыновьями. Этим Солоцци подписывает свой смертный приговор. Убедившись, что иного выхода нет, Майк стреляет - и убивает обоих врагов отца. В финале фильма Майк точно так же мстит за своего старшего брата. Санни убит, убит жестоко и бесполезно. Убит предательски и предал его член семьи - свояк, муж сестры, Карло Ричи. Вендетта требует отмщения: смерть за смерть. Предатель должен умереть. Не сразу, проходит несколько лет, но став доном, Майк снова поднимает этот вопрос. Но он всё равно боится ошибиться. Вдруг, доказательства неверны, вдруг, свидетели что-то напутали или имеют неверные сведения. Майку нужно твёрдо убедиться самому, что Карло действительно виноват, что именно он предал Сантино Корлеоне в руки врагов. Майк сначала идёт разговаривать с Карло, вынуждает признаться. Это не ошибка, Карло Ричи не заставляли и не использовали против его воли. Он на это согласился сам. И только после этого исполняется вендетта - предательство карается смертью. Кто знает, может быть, если бы Карло так и не признался и стоял на своём, он благополучно улетел бы в другой штат по билету, который принёс ему Майк. * * * Самое поразительное в фильме - это интуиция, которой обладают главные действующие лица. Давайте поговорим о том, что такое интуиция и из чего она складывается. Слово "интуиция" происходит от латинского слова "intueor", что значит "пристально смотрю". Это способность постигать истину путём её прямого усмотрения. Человек делает выводы умозрительно, не пользуясь логическими рассуждениями, только на основе того, что видит перед собой. Можно сказать, что интуиция складывается из умения наблюдать и слушать. Не каждый человек обладает достаточно развитой интуицией, потому что как раз наблюдать и слушать умеют далеко не все. Как слушает своих собеседников большинство из нас? Едва уловив несогласное со своим мнением слово, мы тут же торопимся перебить, высказаться, настоят на своём. В результате, мы упускаем информацию, которую могли бы получить от собеседника, если бы внимательно его слушали. Но нам главное - самоутвердиться, а чужая информация в общем-то не важна. Совсем не таков обычай семьи Корлеоне (как и вообще всех мафиозо). Для них главное в беседе - получить как можно больше информации. А самоутверждаться - зачем? Они и без того весьма само утверждены. Вы не увидите в фильме, чтобы один персонаж перебил другого. Только один раз Санни позволил себе не вовремя вмешаться в разговор - и тут же получил выговор от отца за то, что обнаружил свои мысли при постороннем. "Я разбаловал их, - говорит Вито Корлеоне о детях. - Они говорят тогда, когда нужно слушать". Мафиозо разговаривают для того, чтобы внимать, а не для того, чтобы болтать. Цель их - получить как можно больше информации о собеседнике. Даже той, которую собеседник не хочет говорить. А для этого самым внимательным образом изучается всё, вплоть до взглядов, пауз, малейших нюансов речи. Большинство из нас, со своим преобладающим желанием всех "переговорить", слышит только то, что хочет услышать, и видит только то, что хочет увидеть, и читает "между строк", выцепляя из текста только то, что выгодно, нужно, интересно и пр. Остальное, сама суть того, что говорит или пишет другой человек, для нас остаётся неведомо. В манере разговаривать и слушать собеседника у героев "Крестного отца" всё обстоит совершенно иначе. В их принципах общения прежде всего присутствует умение смотреть и слушать. Это умение видеть и слышать, замечать каждый жест и откладывать в голове каждое слово собеседника. Именно такое умение видеть и слышать помогает героям фильма делать выводы, догадываться, кто друг, а кто предатель. Итальянцы, сицилийцы - очень экспансивные люди. Но несмотря на всю свою эмоциональность, они всегда дослушивают человека до конца. И не просто дожидаются, когда он закончит говорить, чтобы самим вступить в разговор. Они слушают каждое слово. Они анализируют каждое слово. И именно поэтому они - хорошие психологи и именно поэтому у них хорошо развита интуиция. Они не допускают себе додумывать фразы собеседника, пока всё не прозвучало до конца. И поэтому мимо них ничего не ускользает. От Майка Корлеоне не ускользает, что Солоции всё равно убьёт его отца. От самого Дона Корлеоне не ускользает, что командует всем "походом" против его семьи вовсе не "мелкая сошка" Татаглия (Дон семьи, которая хотела с помощью Турка Солоцци заняться продажей наркотиков), а вроде бы солидный и не принимающий участия в войне между семьями дон Бардзини. Интуиция мафиозных Донов и их подчинённых вначале поражает, но становится логичной и понятной, если всмотреться в то, как они умеют смотреть и слушать. Возникает вопрос: "Неужели нужно быть бандитом, представителем сицилийской мафии, чтобы уметь слушать других людей"? Однако, вернёмся к фильму и к семье. Очень часто от героев звучит слово "бизнес". Наверное потому, что бизнес у каждого персонажа разный. То есть, бизнес - не как профессия или служба, а как основное дело их жизни. Для тех, кто действительно предан семье, бизнес - это прежде всего защита семьи, её безопасности и её интересов. Как по разному звучит это "только бизнес" у Майка и у Тессио! Майк говорит "Это всего лишь бизнес" - и убивает двоих людей, которые готовятся добить его раненого отца. "Передай Майку, что я всегда любил его. Это - всего лишь бизнес", - говорит Тессио, когда раскрыто его предательство. Он "любил Майка", но при этом готов был завести того в ловушку, отлично зная, что в этой самой ловушке Майка должны убить. Потому что бизнес Тессио - это не бизнес Майка. Для Тессио бизнес - возможность вовремя перейти на сторону тех, кто по его мнению сильнее. Для Майка бизнес - это прежде всего семья и её благополучие. И Том Хаген, на вопрос Тессио, может ли он спасти того "по старой дружбе", отвечает "Нет". Хотя по его реакции видно, что он переживает тот факт, что приходится убрать человека, который пол жизни был с их семьёй. Но вот вопрос: что заставляет переживать Тома Хагена? Факт того, что приходится совершить вендетту, пусть и не своими собственными руками, или факт того, что человек, всегда считавшийся другом, утверждающий, что "всегда любил" Майка Карлеоне, ради "бизнеса" предаёт того, кого любит? Это очень разные герои и очень разные отношения. Они заставляют задуматься. Семья Дона Корлеоне считается "старомодной", сам Дон Корлеоне не хочет "идти в ногу со временем", не хочет участвовать в распространении наркотиков, хотя это очень выгодно. Несогласия в мафиозной среде приводят к кровопролитной войне между семьями. Погибают и совершенно невинные люди, к примеру, первая жена Майка - Аполлония. Сам Майк вынужден отдать приказ убить мужа своей сестры, потому что тот предал их и подстроил гибель Санни. Всё завершается грандиозным упреждающим ударом семьи Корлеоне, уничтожившей всех своих врагов, чтобы обеспечить собственную безопасность. Почему-то в конце фильма, несмотря на все убийства, несмотря на то, что речь идёт о мафии, симпатия твёрдо держится на стороне семьи Корлеоне. И возникает вопрос: "Почему же только у итальянской мафии семья может быть настоящей ценностью, за которую мужчины отдают жизнь, в которой женщины чувствуют себя как за каменной стеной?" А в самом деле, почему? Неужели ни в каком другом виде семья в наше время уже существовать не может? Да и то сказать, фильм про 40-50-е годы двадцатого века. Может быть, сейчас и у сицилийцев семья стала значить так же мало, как у нас. Следовало ещё в начале статьи сделать небольшое уточнение: здесь не обсуждается мафия как явление. Автор статьи знает, что убивать грех и что отмщение надо оставлять Богу. И с этой точки зрения невозможно признать мафию положительным явлением, или правильной и хорошей организацией. Но в фильме "Крёстный отец" более всего интересна не мафия как таковая, а семья, семейные отношение в самом широком и самом конкретном смысле этого слова. И именно о семье и семейных отношениях, о тонкостях взаимоотношений героев фильма хочется говорить, когда речь заходит о "Крёстном отце".
© М.В. Гуминенко. 2008. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |