Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Зарисовки прошлого и настоящего
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

М.В. Гуминенко

Кто должен воспитывать детей?

На эту тему меня натолкнул разговор в больнице. Две пожилые дамы в разговоре о подрастающем поколении стали утверждать, что детей должна воспитывать школа. На моё замечание о том, что детей прежде всего должны воспитывать родители, дамы сильно возмутились, и начали доказывать, что мать не может воспитывать своих детей, и соответственно, не должна нести ответ за то, что из них выросли преступники. Все претензии - к школе, которая должна воспитать из каждого ученика - человека.

Между нами завязался спор. На мою фразу о том, что ранее мать была домохозяйкой и занималась воспитанием детей, мне возразили, что "мать не может научить ребёнка математике, если у неё нет математических способностей". Мне показалось, что мы разговариваем на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Но дело в том, что мне и раньше приходилось слышать мнение: "воспитывать должна школа". Я невольно задумалась на тему: почему у нас некоторые люди так упорно считают, что воспитание и образование - это одно и то же?

Самое распространённое определение воспитания: "Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями". Образование же, по наиболее конкретному определению, это "целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию". То есть, синонимами понятия "воспитание" и "образование" не являются. Хотя в понятие "воспитание" можно включить и образовательный процесс.

Безусловно, школа несёт ответственность не только за то, какие знания по математике, физике, химии и литературе получил ученик. Учителя не могут игнорировать социальное поведение детей и сосредотачиваться только на преподаваемом предмете. Но именно в семье и прежде всего в семье закладывается нравственное воспитание будущего взрослого человека. У учителя в школе есть план учебного процесса, и он общается с учениками зачастую только во время урока. За это время ему нужно преподать очередную порцию материала по своему предмету. Конечно, он должен пресекать у себя в классе попытки мальчика побить девочку учебником по голове, но в том, что мальчик изначально готов бить девочку, виноват не учитель. Виноваты родители, которые не смогли за шесть лет до школы привить ребёнку элементарные основы нравственности и поведения.

В предшествующие века часто говорили о плохо воспитанном человеке: "дурная кровь", "дурная наследственность", подразумевая, что человек вырос в неблагополучной семье, получил соответствующее "дурное" воспитание от "дурных" родителей. В наше время проблемы недостатка нравственного воспитания иногда пытаются сваливать на генетику. Мол, "этот парень вырос алкоголиком, потому что у него родители алкоголики". Я помню один разговор лет двадцать назад, когда молодой человек (спокойный, уравновешенный юноша, верующий, церковный) шутки ради "пожаловался", что вся его родня считает, что у него есть тенденция стать алкоголиком, потому что у него "кадык большой". Мол, большой кадык располагает к пьянству. Это выглядело невинным юмором, и юноша в дальнейшем опасения родни не оправдал, так и не став алкоголиком. Но почему-то людям иногда бывает проще свалить вину на генетику, наследственность, чтобы оправдать то, что человек вырос хамом, пьяницей, убийцей или маньяком. А следовало бы искать причину бед в недостаточно нравственном воспитании.

Если родителям некогда воспитывать своего ребёнка, и они предпочитают, чтобы он "как-то сам воспитался", суют ему в нос компьютер, а сами не вспоминают о нём, занятые собственными делами - им не на что жаловаться, когда он вырастет "не таким", какого бы им хотелось видеть. Ребёнок неопытен, он с увлечением впитывает информацию о мире. Для него всё ново, и всё интересно. И если родители не следят за тем, что именно он "впитывает" - он может научиться самостоятельно совершенно неожиданным для них вещам. Ведь дурному примеру последовать под час гораздо проще, чем доброму.

Представьте себе, что вы завели собаку, но вам некогда за ней следить, выводить её на прогулку, и вы предпочитаете, как в "Белом Биме..." - открыть двери квартиры и выпустить её, чтобы она сама как-то там погуляла. Разве будет удивительно, если она на улице без присмотра понюхается с больной собакой, подерётся, попадёт под машину или залезет в помойку и наестся крысиного яда? И вот, у вас уже нет собаки, и будет счастье, если вы сами не успели получить от неё какую-нибудь серьёзную заразу, которую она перед своей гибелью "принесла" с помойки.

Если ребёнка оставить без присмотра, последствия могут оказаться гораздо более тяжёлыми, потому что изменения в личности порой трудно заметить, а когда всё зайдёт слишком далеко и ребёнок успеет стать преступником - исправить положение будет уже очень и очень сложно. И перекладывать ответственность на школу совершенно бессмысленно. Школьный учитель видит ребёнка сорок пять минут урока. А как быть с остальными двадцатью тремя часами пятнадцатью минутами? Перед школой стоит достаточно серьёзная задача в плане образования. Школа призвана научить математике, физике, химии, русскому языку, литературе, биологии, многим другим предметам, дать детям изначальное представление о тех процессах, которые идут в мире, в человеческом обществе, в природе и различных материальных объектах. Достаточно будет, если школа выполняет хотя бы свою образовательную функцию. Но научить ребёнка отличать добро от зла должны родители, ещё до школы, и учить далее, может быть, на протяжении большей части его жизни. Это их обязанность. И если они не хотят или не могут выполнить свою функцию - лучше пусть вообще не заводят детей.

Воспитание - очень сложный процесс. В идеале родитель должен каждую минуту знать, где его чадо и что оно делает. Родители должны стать ребёнку первыми друзьями и проводниками в мире, который ему ещё совершенно неизвестен, и от того особо притягателен. А чтобы стать друзьями - надо вести себя так, чтобы ребёнок не перестал доверять своим родителям. С первого дня жизни мать и отец оказываются для малыша связующим звеном, помогающим ему постигать окружающую действительность. Ребёнок совершенно неопытен и изначально склонен доверяться тем, кто с ним рядом. Со временем это доверие может исчезнуть, потому что набираясь опыта и учась критически смотреть на мир, маленький человек начинает подмечать несоответствия в поведении родителей и их словах и поступках. В связи с этим мне бы хотелось дать несколько практических советов, которые можно и нужно взять на вооружение, если у вас есть дети.

Помните, что ребёнка нельзя обманывать, даже если кажется, что обман "во благо", или обман маскирует ответ, который родитель считает несвоевременным, или неудобным. Даже на самый провокационный вопрос всегда можно придумать правильный ответ, который соответствовал бы восприятию ребёнка определённого возраста. Нужно лишь захотеть этот ответ сформулировать.

От ребёнка нельзя отмахиваться, какими бы назойливыми и несвоевременными казались его вопросы. Если вы всего один раз скажете ему: "Пойди и посмотри в интернете", или "Спроси у кого-нибудь другого" - он найдёт себе советчика, и наверняка однажды вам придётся сильно пожалеть, что вы не потратили две минуты и не ответили сами.

Во всех конфликтах с внешним миром всегда оставайтесь на стороне своего ребёнка. Может показаться, что это очень сложно, ведь дети, не имея жизненного опыта, часто поступают неправильно, поддаваясь дурным примерам, или своему собственному желанию "проверить", что будет, если нарушить какое-то правило. Оставаться на стороне ребёнка вовсе не значит - потакать ему во всём. Если он не прав - объясните это ему сами, наедине. Постороннему взрослому, например учителю в школе, вполне можно сказать при ребёнке: "Спасибо, это наша проблема, мы сами её решим". Учитель - человек взрослый, он в состоянии пережить ваш отказ разбираться с ребёнком в его присутствии. Категорически нельзя объединяться с другими взрослыми против своего собственного чада. Любой конфликт разрешается множеством способов, и надо находить такой, который покажет ребёнку справедливость его отца и матери, потому что они сперва разбираются в ситуации, а уже потом сами принимают решение, а не копируют то, что сказал посторонний учитель, сосед или воспитатель.

Никогда не кричите на своих на детей при чужих взрослых. Никогда не ругайте ребёнка при посторонних. Лучше всего вообще обходиться без криков в общении с другими людьми и детьми, но по крайней мере, ваш конфликт с ребёнком не должны созерцать случайные прохожие, учителя, соседи или дальние родственники. Ребёнок восприимчив и раним, и это обязательно нужно учитывать.

Помните, что дети часто поступают неправильно из-за отсутствия опыта, а вовсе не из злого умысла. Даже если вам кажется, что в каком-то конкретном случае умысел есть, лучше лишний раз простить ребёнку этот умысел и просто объяснить, в чём его ошибка, чем выискивать в нём порочные и злые наклонности, которым в большинстве случаев ещё не с чего развиться в маленьком человеке, только ещё начавшем познавать мир.

Живите так, чтобы ваши дети гордились вами. Развивайте в себе какие-то положительные качества, потому что ребёнку необходим тот, на кого они будут равняться. Помните, что если ребёнок стыдится родителей - он будет искать себе идеалов на стороне, и кто знает, что это будет за "идеал".

Конечно, воспитывать детей очень трудно. Наверняка многие люди, заводя детей, даже не подозревают, какую ответственность на себя берут. Сложно осознать, что с появлением ребёнка вы уже не принадлежите сами себе, вы в значительной степени должны принадлежать ему. Этому обычно сопротивляются, и не хотят понять, но если ваш ребёнок что-то сделал не так, связался с наркоманами, порезал кого-то ножиком, ругается матом или не уважает старших - виноваты только вы, его родители. Иных виноватых нет. И только в том случае, если родители понимают, что лишь они в ответе за каждое действие их детей - им удастся стать настоящими родителями, и их дети вырастут такими, каких они сами хотят видеть.

Автор - М.В. Гуминенко


© М.В. Гуминенко. 2014 г.
Опубликовано: "Сибирские истоки". 2014. N 3(66), сентябрь. С. 9-10.
По вопросам использования материалов сайта обращаться по адресу: Kippari2007@rambler.ru