Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Современная публицистика
Роман "Созвездие Близнецов"
Зарисовки прошлого и настоящего
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

А.М. Возлядовская

Нежное милосердие

Нежное милосердие

Фильм "Нежное милосердие" / Tender Mercies (1983 год; режиссер Брюс Бересфорд /Bruce Beresford; сценарист Хортон Фут) получил два "Оскара" в 1984 году и премию "Золотой глобус" в 1984 году.

Если бы меня спросили, о чём этот фильм, я бы сказала - о Боге. Нет, не о Боге, конечно же - о Божественном предопределении.

Есть такое учение о Божественном предопределении. В православном христианстве его не очень любят и предпочитают о нем не говорить. Считается, что это должно развращать людей. Если судьбы всех и судьба каждого заранее предопределены, то зачем тогда пытаться что-то изменить? Нерадивый человек может, например, решить: "А! Всё равно мне предопределено быть в аду, так зачем мне стараться, зачем пытаться исполнить Заповеди Божьи, когда это бесполезно, лучше плюнуть на всё и жить, как хочется, в своё удовольствие!"

Но, нам не известно каково Предопределение Божье. А потом, Божественное Предопределение всё равно зависит от свободного произволения каждого человека. Предопределение совершается из того, каковы мы есть, что из себя представляем и каково наше свободное произволение.

В начале фильма мы видим человека опустившегося, пьяницу, который был когда-то знаменитым певцом, имел славу и деньги, но постепенно всё потерял: и деньги, и положение, и семью, и жену, и свою дочь. Мак остался абсолютно одинок, у него ничего нет, даже собственного дома. Он вынужден остановится в каком-то маленьком мотеле посреди дороги. Как он там оказался - вообще не понятно, т.к. никакого транспорта у него тоже нет. Более того - у него нет даже денег, чтобы заплатить за комнату в этом мотеле.

Его бывшая жена Дикси - напротив, имеет всё, что только может пожелать женщина. Она известная певица у неё есть популярность, громкое имя, она гастролирует по Америке с концертами, песни в её исполнении звучат на записи в любом баре. Она богата. У неё есть семья, т.е. дочь, которую она очень любит и ни в чём ей не отказывает. Почти не в чём.

Семья, правда, как говорят теперь - неполная. Но зрителю понятно, что таково произволение самой Дикси. Если бы она хотела снова выйти замуж - она бы непременно вышла. Но она предпочитает оставаться одна. Её дочь, по словам самой Дикси имеет "всё, что только можно купить за деньги". Единственное, в чём мать отказывает дочери - в возможности видеться со своим отцом. Когда Мак пытается увидеть дочь - Дикси зовёт вышибал, чтобы вышвырнуть его. Проходит время, и повзрослевшая дочь сама уезжает из дома матери, чтобы встретиться с отцом. Узнав об этом Дикси кричит дочери, что арестует её и дочь "вынуждена напомнить, что она теперь совершеннолетняя и сама может принимать решения, как ей поступать".

Поведение двух бывших супругов абсолютно различно. Когда Мак столкнулся с яростным отказом увидеть дочь, он ни в коем случае не кричал и не угрожал, и не требовал даже того, что мог требовать по закону - свидания с дочерью. Когда дочь сама приезжает к нему, становится понятно, что всё это время она его очень любила и помнила. Становится понятным, что дочь, несмотря на всё давление матери, прекрасно понимает, что Мак для них сделал. "Моё состояние сделали твои песни" - говорит она. Ведь те песни, которые поёт Дикси на пике своей популярности, написаны им, Маком. Но он не требует своих процентов с её выступлений, он оставляет всё им - дочери и жене... Во время свидания дочь говорит ему: "Я помню, как ты пел мне песню, в которой были слова: "Он послал свою любовь на крыльях голубя"." Мак качает головой и говорит, что не помнит такой песни. Однако сам он прекрасно помнит её, и когда дочь уезжает, начинает напевать эти слова.

Почему он так сказал? Вероятно, он не хотел даже таким воспоминанием настроить дочь против своей матери. За всё время он не произносит ни одного грубого или просто нелестного слова в адрес Дикси. Та держит себя, совершено обратным образом. Узнав, что Мак снова пишет песни, она сначала швыряет ему эту новую песню обратно, объявив её плохой, устаревшей и никуда не годной, затем своему менеджеру говорит, что Мак непременно придет к ним, что он "никуда не денется, вот увидишь!"

Она уверена в этом. Но Мак не придёт. Вероятно, он уже переболел желанием славы и популярности. В соседнем городке есть группа парней, играющих музыку кантри, и выросших, как они сами говорят, на песнях Мака. Они почти боготворят своего кумира. Он может принести к ним свои новые песни, и даже спеть с ними, что они посчитают величайшим счастьем для себя. Он женился на молодой женщине, у которой уже был десятилетний сын, постепенно он бросил пить. Ему не нужна Дикси. И, в общем-то, ему не нужна бывшая слава. Он не собирается её возвращать.

В конце фильма мы видим совсем обратную картину: Дикси остаётся одна. Дочь, которая, по сути, являлась всей её семьёй, погибла в автокатастрофе. Это страшная потеря для обоих родителей, и для Мака, и для Дикси. Будет ли Дикси после этого выступать - неизвестно. Потрясение от потери слишком велико, да и самой Дикси в новых выступлениях нет необходимости - у неё уже есть порядочное состояние. Однако только деньги у неё и остаются. Она говорила Маку на похоронах: "Моя дочь имела всё, что только можно купить за деньги!" Только деньги и остались теперь у Дикси - больше нечего. Возможно, Дикси ожидает та же судьба, какая была ранее у Мака: спиртное и одиночество.

Напротив, у Мака, несмотря на произошедшую катастрофу, остаётся семья. Он потерял дочь, но у него остались близкие люди. Пусть этот ребёнок, с которым он играет в конце фильма, не его сын, но это уже не важно. У него есть дом - мотель посреди поля у шоссе, у его есть жена, ребёнок, у него есть группа начинающих музыкантов, которым он может помочь, у него есть свои песни, которые он продолжает писать. Он оставил свою привычку к спиртному, он учит играть на гитаре своего приёмного сына, как когда-то в детстве учили играть его самого...

В конце фильма звучит монолог, которые сами создатели фильма назвали: "Я не верю в счастье". Не знаю, почему сделали его названием последнюю фразу монолога. Что значит "не верить в счастье"? Счастье не где-то вне, оно внутри человека. Человек может быть счастлив, потому что наступила весна, и он увидел первую проталинку, луч солнца... Счастье - зачастую минутное понятие. Возможно, эта фраза главного героя означает: "Я не верю, что можно прожить жизнь без скорби"? "В мире скорбны будете" - это не угроза и не обещание, это констатация факта. В грешном, падшем, извращённом мире, пронизанном грехом невозможно не быть скорбными, ибо таков этот мир.

Мак рассказывает, как он, давно, будучи пьян, попал в автокатастрофу. Машина перевернулась четыре раза, но он остался жив. А его дочь погибла. Мак задаёт вопрос: почему так?

Почему, эта женщина, нынешняя его жена, приняла его, пьяницу, вышла за него замуж...

На такие вопросы человек не может получить ответ. Он только понимает, что его коснулось нежное милосердие Божье.

Если судьба каждого человека предопределена, то это предопределение создаём мы сами, каждый из нас.

Во встречах Дикси и Мака бросается в глаза то, что он - добр. Он совсем не такой, как она, он не хочет причинить зла никому, ни ей, ни тем более дочери, ни им обеим - ни в коем случае не настроить как-то одну против другой.

В начале фильма мы видим спивающегося одинокого певца и преуспевающую его бывшую супругу. В конце фильма - можно сказать, с точностью до наоборот: бывший певец живёт вместе с новой семьёй, пишет новые песни, имеет то, что можно назвать простым человеческим счастьем. А бывшая его супруга одинока и имеет все шансы спиться, хотя до этого момента события фильма не доходят.

Что разделило их состояние, что поменяло так радикально их собственное положение?

Возможно, это их собственная доброта.

Дикси брызжет ненавистью, яростью к бывшему супругу, хотя тот ни на что не претендует, даже на то, что имеет право. Любое упоминание о Маке приводит её в бешенство. Она отрекается от любой памяти о нем.

Мак, напротив, не питает никакой злобы, он всё оставил семье. Во что бы то ни стало старается сохранить мир в этой бывшей, уже не существующей семье. В результате он получает новую семью, близких людей, а Дикси теряет всё.

Автор - А.М. Возлядовская


© А.М. Возлядовская. 2009 г.
По вопросам использования материалов сайта обращаться по адресу: Kippari2007@rambler.ru