Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Константина Бояндина "Обряд"

Первое, что хочется сделать: сказать автору книги огромное спасибо за возможность прочитать интереснейшее произведение! Из разряда таких, где не пропускаешь ни одной буквы, а некоторые фрагменты перечитываешь дважды. Люблю книги, которые заставляют по-новому взглянуть на привычный мир. И на привычный жанр. Хотя сам автор отнёс своё произведение к фэнтези, на мой взгляд, тут гораздо больше фантастики.

Но начну говорить про роман "Обряд" Константина Бояндина с маленького отступления.

Наверняка многие знают старую загадку про зеркало. Я её впервые услышала лет 40 назад. Представьте комнату, в которой стоят такие предметы: шкаф, стол, кресло, светильник и большое зеркало. Что отражается в зеркале, когда в комнате никого нет?

Для тех, кто не знает ответа, дам его в конце рецензии.

"Обряд" - как фантастический роман про параллельные миры

Наверное, термин "миры" тут не совсем подходит. Мир один, просто он существует в различных интерпретациях. Но, несмотря на то, что персонажи время от времени переходят из одной реальности в другую, роман не про перемещения. Рискну предположить, что каждый читатель найдёт в книге что-то своё, но для меня она - про столкновение обычного мира с антиутопическим.

Автор придумал способ, с помощью которого можно удержать внимание на протяжении всех двадцати шести глав. Он заставил читателя следовать за своим персонажем, буквально стоять за его плечом и оценивать каждый миг происходящих вокруг него странных событий. Чтобы не спойлерить, конкретнее не скажу, но замечу, что каждый эпизод заставляет ожидать продолжения. Как? Спросите у господина Бояндина. Предполагаю, автору самому было чрезвычайно интересно. Этот живейший интерес того, кто пишет, всегда автоматом передаётся тому, кто читает. А результат - глубокое погружение в очередную авторскую интерпретацию мироустройства, взаимоотношений с другими силами, стоящими в привычной жизни за гранью нашего понимания. Может быть, даже очередная версия того, что мы (реальные люди) относим к метафизике.

Сюжетная основа

Про зеркало я уже упомянула. Добавлю, что неожиданные переходы из одной части общего мироздания в другую - это всегда интересно. Особенно если тема двойников обыграна хорошо, со всё нарастающим напряжением от самой первой страницы до последней. Тут будет и любовь, и интриги, и маленькая ложь, которая вызывает физические ощущения и тем позволяет распознавать себя, и огромная, всеобщая ложь, которую распознать стоит огромных усилий. И даже промывка мозгов присутствует. Преподнесена она оригинально. Обычно, когда читаешь антиутопию, с самого начала понимаешь, что "хозяева" очередного "правильного" общества - первые сволочи и есть. А тут, лишь ко второй половине книги начинаешь распознавать, насколько всё неоднозначно.

Казалось бы, так хорошо - никогда не говорить неправды! Кстати, реально. В жизни очень помогает. Во-первых, если не врать - не придётся бояться, что где-то налажаешь и твой обман откроется (а он всегда открывается). Во-вторых, не приходится сочинять, изворачиваться и оправдываться. В-третьих, не приходится ничего стесняться и стыдиться. Но! Даже правило "всегда говорить только правду" можно извратить донельзя, превратив из блага в откровенное зло.

Итак, перед читателем - роман, который рассказывает о простом (на первый взгляд) парне Владимире, который не только встретил свою девушку, но ещё и оказался замешан в чрезвычайно сложной истории, в результате которой едва не случился всемирный апокалипсис. Что, у нас реально нет деятелей, которые готовы уничтожить пару-тройку миллиардов людей, чтобы оставшимся "подарить рай земной"? В реальности, чем меньше народа - тем больше... не только кислорода, но и возможности управлять, властвовать. Самые великие мировые захватчики рано или поздно сталкивались с простым препятствием: нетрудно завоевать, трудно удержать в повиновении. Поэтому умный захватчик должен понимать: если он хочет командовать, он должен сократить численность "подопечных" до приемлемого количества.

Вожатый в летнем лагере без усилий может удержать на виду 6-8 человек, учитель в школе - 15-20, а властелин мира - один-два народа. На большее ему ресурсов не хватит. При условии тотальной слежки - ничуть не больше. Чтобы у каждого в доме была камера слежения, нужно содержать на другом конце этих многочисленных камер ещё одну армию потенциальных бездельников, которые 24 часа в сутки занимаются только слежкой - и больше ничем. При таком раскладе, любое государство разорится лет за 10-15. Или нужен принципиально другой подход к проблеме. Какой?

В "Обряде" использовано не только резкое уменьшение количества граждан. Там система похитрее. Прочитаете - узнаете, в чём её гениальность. Хотя, даже такая, супер совершенная система рано или поздно должна была дать сбой. И она его дала.

Авторский стиль

Чтобы произведение читалось легко, нужно не так много: хорошее знание русского языка, отсутствие вводных конструкций и слов, утяжеляющих текст, динамика и минимум причастных и деепричастных оборотов. В "Обряде" чистота текста практически идеальна. Ничего лишнего, взгляд не спотыкается на строчках. Поэтому легко воспринимается и содержание.

Бывает, что и тематика интересна, и мысли любопытные, но из-за спотыкучести изложения улетучивается всё удовольствие от чтения. А художественное произведение должно приносить удовольствие. Не важно, насколько драматичны события, если они погребены под безграмотные конструкции, изобилующие словесным мусором.

Здесь всё в равновесии, всё вымерено и всё на своих местах. Приведу лишь один пример:

"На стене словно прожектор вспыхнул, зажглась ярко-белая окружность, виграф засиял нестерпимым светом, и Владимир успел заметить, что чёрный силуэт съёживается, приседает и исчезает, словно снеговик, которого окатили ведром кипятка. Виграф уже начинал меркнуть, когда Владимир заметил второй источник света, такой же яркий, он поднимался по лестнице снизу."

С таким же успехом я могла бы привести любой отрезок текста. В этом есть и характерность персонажей, и лёгкое, без напряга, описание происходящего, и содержательные диалоги, такие простые и понятные, как живая речь. Иногда такой бесхитростности очень не хватает.

Всё есть. Всего в меру. Акценты расставлены именно там, где они необходимы. Поэтому и читать интересно.

Пара фраз о персонажах

Мне лично истории про двойников всегда интересны. Особенно когда двойники соединяются таким простым и одновременно сложным способом. Один становится продолжением другого, вбирает его информацию в себя, взаимодействует. Тут сложно не удариться в сплошные спойлеры, поэтому ограничусь одним простым напутствием: если вам нравятся загадки сознания, вы любите объёмных, сложившихся персонажей, поступающих в соответствии с характерами - вам сюда.

Тут, пожалуй, только один герой не вызвал у меня особого интереса. Но он, как мне показалось, играл больше служебную роль. Появлялся, чтобы поддержать в своей воспитаннице "боевой дух".

Остальные прописаны отлично!

О зеркалах и финале

Мне нравится, когда финал сочетает в себе оптимизм и открытость для развития новых событий. Иногда люди ворчат на "хэппи энд", но мало кто задумывается, что трагические концовки скучны. Они не оправдывают ожидания. А художественная литература должна оправдывать ожидания. Или обещать продолжение.

В "Обряде" превосходно сочетается благоприятный исход и драматизм. Хороший такой баланс: с одной стороны ожидания меня как читателя оправдались, с другой - остаётся желание узнать, что будет дальше.

Я обещала дать разгадку про зеркало.

Если в комнате нет людей - зеркало не отражает ни-че-го. Поначалу с этим трудно согласиться, но отражение в зеркале - это оптическая иллюзия. Для того, чтобы она возникла, нужны три составляющие:

1. Само зеркало.

2. Свет. Кто бывал в пещерах, знает: при слабом, рассеянном освещении можно воду не увидеть, не то что зеркало. Кажется, что перед тобой сухое дно канавки, а в ней по колено воды... Не хватает света, чтобы создать отражающий эффект.

3. Прибор, который способен воспринимать преломлённый в зеркальной поверхности луч света. Например, человеческий глаз или объектив фотокамеры.

Если хотя бы одного из элементов не хватает - иллюзия не возникнет.

Прочитав роман "Обряд", невольно задаёшься вопросом: что, если есть четвёртый ингредиент? Нечто по ту сторону зеркала?

Чтобы ответить на эту загадку, читайте роман. Не пожалеете потраченного времени.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх