Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Лены Балакиной "Игнис. Пепельный Хребет. Том 1"

Настал момент поговорить о книге, которая оказалась в состоянии меня удивить. Чем? Наверное, оригинальным авторским миром. Сейчас только самый ленивый фэнтезист не пробует сочинить свой собственный мир. Жанр фэнтези к этому обязывает. Но получается ли нечто оригинальное - другой вопрос. Миры повторяют друг друга, отличаясь нюансами. Я к этому уже привыкла, памятуя фразу о том, что "человек не может сочинить существо, которое никогда не видел". Любая фантазия замкнута на личном опыте фантазирующего.

И вот, мне наконец попался мир, по-настоящему странный и отличный от всего, что я читала до книги Лены Балакиной "Игнис. Пепельный Хребет".

Несколько общих фраз по поводу стиля изложения

Если не дочитать книгу до конца, правильное впечатление о ней не сложится. Может быть, даже вообще не сложится никакого. Зато появится куча поводов критиковать порядок слов в предложениях, знаки препинания, отдельные обороты речи и кучу других мелочей. Сразу замечу несколько "минусов" и несколько "плюсов". (Прошу прощения у автора, это не критика, а скорее констатация факта. Все эти "+-" пришли по ходу прочтения и на общее впечатление никак не повлияли").

Итак, минусы:

1. Правила русского языка никто не отменял. Хорошо бы вычитать текст на предмет ошибок.

2. В конце прямой речи ставится точка (или хотя бы многоточие), а не дефис.

3. Диалоги типа "- Стой, - уперся он руками в колени, отдышавшись..." - критикуют постоянно. Произнесённое слово подразумевает, что человек сказал, выкрикнул или хотя бы прошептал, но никак не "упёрся в колени". Но сколько бы такую форму пояснения к прямой речи ни критиковали - большинство продолжает так писать. Почему? Сейчас поясню.

Плюсы:

1. Диалоги в такой странной форме дают больше динамичности. С точки зрения правил русского языка, это неправильно. Но наверное, такая форма имеет право на существование.

2. У каждого свой стиль. Порой, чтобы понять это, нужно заставить себя отвернуться от общепринятых канонов. Именно каноны, на мой взгляд, и сломала книжка. И это не просто плюс, а Плюсище!

3. Описания. Чтобы не пришлось долго объяснять, приведу отрывок:

"Лето. Прозрачный свет ложился тонкими линиями на тихом ветру. Щекоча травинки, теплом этот свет проникал в землю, взращивая фермерские посевы. Он оставался беззвучным, бездыханным и дарил жизнь всему сущему, не ведая подношений. Он был вечен и мог позволить другим исчерпывать себя.

Лето. Благодаря солнечному свету, пожар в лесу разрастался. Иде пламени, вбирающие в себя огнь горящих деревьев, не знали пощады, уничтожая врагов своей расы. Когда они собирались вместе, то становились непобедимы. Стихии, силы огненных существ боялся каждый от мала до велика. Ведь стратегия этих иде гласила: чем больше вокруг тебя огня, который ты можешь поглотить, тем неиссякаемее запас твоей губительной силы. Жар. Языки пламени, охватившие палатки земляных недругов. Утихающие крики сражения и отчаяния. Минута. Первая, затем десятая. Лезвие пронеслось перед глазами последнего лесного воина, рассекая горло. Треск огня и тишина".

По-моему, это очень поэтичное описание, в котором тесно переплетены ужас, уничтожение, смерть и победа.

Особенности мира и его жителей

Думаю, всё это можно прочитать в аннотации, но всё-таки попробую развернуть мысль. В мире, который перед читателем разворачивает автор, обычным людям нет места. Они "когда-то были", но те сущности, которые живут и умирают тут, лишь внешне похожи на людей. По сути, это стихии, заключённые в телесную оболочку. И оболочка весьма непрочна, она запросто исчезает по желанию владельца. Она сродни одежде.

Откуда взялись живые стихии? Эволюционировали в результате некоего прошлого апокалипсиса. Дети тут минимум до ста лет - обычные дети. И хотя приключения у них ничуть не детские - меня умиляет, когда автор говорит о ком-то из них: малыш или малышка. По сравнению со взрослыми особями, они действительно ещё малыши. Их становление происходит на глазах читателя.

Огненные сущности Раяна, его брата Томаса, Мишель, пепельная сущность Фрина, другие создания из разных... Рас? Народов? Затрудняюсь употребить человеческое понятие по отношению к этим существам. Они слишком иные. И проблемы их далеки от привычных, человеческих. Даже если кажется, что их одолевают такие же страсти, сомнения или противоречия, это несёт иную окраску. Подробнее - читайте роман, разгадывайте. Это интересно!

Сюжет

Тут всё просто... На первый взгляд. Мальчик осознаёт свою ненужность и ущербность, пускается в рискованное путешествие, в котором находит настоящих друзей и раскрывает страшную тайну своего происхождения. Это если коротко. На деле, читателя ждёт целый фейерверк необычных приключений, похожих на огненное озеро, через которое нужно пропрыгать по раскалённым камушкам.

Сущность ада

И вот, добравшись до финала первой книги, одновременно начинаешь осознавать, что это всё напоминает. Смерть и ад.

Многие фантазируют на тему ада, но никому в голову не приходит именно так подойти к вопросу: а что, если человечество изжило себя, позволив сущностям из некоего "потустороннего мира", обычно именуемого адом, занять своё место и начать жить обычной жизнью? Если это так, то наверное, нет удивительного в созданиях, которые всё время горят изнутри и заживляют раны прикосновением к огню. Или других существ, внутри которых пепел.

Не думаю, что все увидят в книге то, что разглядела я. Но пусть это станет одним из толкований. Хорошее произведение тем и отличается от посредственного: оно наводит на различные мысли и позволяет читающему разглядеть то, что ему понятнее, ближе или созвучнее.

Резюме

По жанрам: авторский мир - 5, война, драма, психология и развитие героя - 5. Биология... Тут под сомнением, я особой биологии не увидела, тем более, что никакая реальная биология не сможет объяснить сути персонажей и их живого во всех отношениях мира. Всё-таки биология - это когда речь идёт о живых существах из плоти и крови, а не из пламени. Но в переносном смысле, должна и у них быть какая-то "биология".

Проработка персонажей отличная. Они все разные и каждый по-своему интересен.

Читаемость текста - тут всё зависит от того, кто будет читать. Мне поначалу было трудно. Скажу так: отмахнувшись от привычных словоформ, которые я хотела видеть на страницах, читать стало легко. Просто само полетело! Хочется сказать: какой мир - такой и стиль. Автор нашла оптимальную форму передачи всех странностей и особенностей своей авторской вселенной.

Мне понравилось. Надеюсь, будет продолжение!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх