Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Анны Веневитиновой "Поцелуй эринии"Люблю выдавать рецензии на незаконченные произведения. Если бы несколько лет назад кто-то сказал мне о таком, подняла бы на смех. Кажется, как можно оценить мастерство автора, его задумку, когда он только начал? Но современная писательская деятельность изобилует такими методами выкладки романов, повестей, даже рассказов, когда сам автор до конца не уверен, что будет дальше, а очередную главу выкладывает! Сейчас я бы сказала просто: если мне нравится начало, я вполне могу написать на него рецензию. Хотя бы, чтобы поддержать автора и стимулировать его продолжать. Но поговорим про «Поцелуй эринии». Моя рецензия коснётся не только его. Хочется затронуть связанные с ним произведения: «Olympia» и «Das blaue Licht». Они не просто пересекаются, одно (на мой взгляд) неотделимо от другого. Тут сразу влеплю замечание автору, которое сама же разобью: может, не стоило разделять повествование на три отдельных опуса? Но, как писатель, я прекрасно знакома с ситуацией, когда "первое должно быть после второго, но второе - после первого". Иногда судьбы твоих героев настолько естественно сплетаются, что невозможно выстроить их в хронологическом порядке. Прежде, чем рассказывать об одном герое, нужно упомянуть другого. Но этот другой ничего не объяснит читателю, если не разобраться с ним самим. Хронология в таких случаях значительно обедняет повествование. Теперь про новое в жанрах. Мне понравился термин, предложенный автором в тегах: магический реализм. На первый взгляд, как может сочетаться магия и реальность? Но как раз это происходит с нами в жизни. Все ли явления, свидетелями которых мы становимся, можно рационально объяснить? Ещё одна идея, которая сопровождает произведения Анны Веневитиновой, давно известна всем, но почему-то многие норовят её похерить. Я говорю о сохранении массы и энергии. Простой физический закон. В произведениях фантастических, тем более магических, он почти никогда не соблюдается. Но если вы ударили по мячику - мячик тоже ударил по вашей руке. Об этом можно забыть, но будет ли от этого интереснее? Нет! Всё просто: если в одном месте что-то прибыло, значит, в другом оно убыло. Если пользоваться этим законом, то когда в Хогвартсе, по мановению волшебной палочки, появляются полны столы всякой жратвы - она должна исчезнуть где-то в другом месте, оставив неких неизвестных нам людей голодными. Легко жертвовать кем-то там, когда даже не знаешь о его существовании. Речь не о Гарри Поттере, но сравнение само напросилось. Попробую зайти с другого конца: лишь в некоторых народных сказках безымянные авторы напоминают об иллюзорности волшебства: даже если вы заполучили скатерть-самобранку, она даст вам лишь иллюзию еды, но организм ваш не насытится, ибо всё это - обман. А если не обман - значит, кто-то эту еду приготовил, а вы её украли. Вернёмся к произведениям Анны Веневитиновой. В них никакого обмана нет. Человек что-то получает, значит что-то должен отдавать. Но вот загвоздка! Отдавать ему приходится жизни и здоровье других людей, близких, знакомых, родных. Такова плата за некую сверхсилу, которой он пользуется благодаря магической губной гармошке. Несмотря на небольшой объём пролога, именно «Поцелуй эринии» настраивает на серьёзное продолжение. Герои в предыдущем рассказе («Das blaue Licht») - это тоже интересно, но как раз там всё более или менее понятно. Надеюсь, автор не поленится рассказать эту очередную историю до конца, посыл он дал для неё мощный. Но чем конкретно меня больше заинтересовал «Поцелуй эринии» - сразу приглянулись персонажи. И Катя, и её странный дядюшка. А ещё больше - те люди, о которых лишь упомянули: Саша, Зоя. Вот о ком по-настоящему хотелось бы узнать! Драматизм просочился в пролог сквозь время, напомнив о сохранении энергии. Да, это оно самое! Да, будет очень интересно! И наконец-то станет понятно поведение другого человека, решившегося прервать этот порочный круг. Мне нравится, когда из произведения в произведение открываются всё новые тайны прошлого или будущего уже известных персонажей. Благодаря такому приёму, выстраивается общая картина мира. У Анны Веневитиновой он отличен от настоящего реального, в котором мы все живём, но он пронизан реальностью. Тем и притягивает, как поисковым магнитом. Пролог к «Das blaue Licht» и пролог к «Поцелую эринии» объясняют некоторые странности в «Olympia». Я, как читатель, очень надеюсь на продолжение. Для того и пишу эту рецензию. Автор! Работай! Не отвлекайся! Твои мистические истории слишком похожи на правду, чтобы заинтересовать и увлечь.
© М.В. Гуминенко. 2022 г. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |