Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Антона Казакова "Выжившие"Увлекательный остросюжетный детектив Антона Казакова "Выжившие" произвёл на меня впечатление тремя моментами: лихо закрученным сюжетом, динамичным повествованием и неожиданной развязкой. А ещё - его удивительно легко читать, несмотря на множество имён, постоянный калейдоскоп событий, многочисленные флешбеки и отсылки к параллельным событиям. Это, я вам скажу, не хилая работа для автора - превратить столь запутанный клубок приключений, основанный на совершенно нереальном мире постапокалипсиса, резко отличного от настоящего, в повествование, которое не напрягает читателя. А оно не напрягает. Даже если вы, как и я, большой противник сносок в художественном тексте. Нужны они? Да, в данном случае, без них не обойтись (спасибо Антону Казакову, что он хотя бы не написал все японские выражения по-японски). Но пока идёшь по главе - на циферки сносок не обращаешь внимания, ибо по смыслу всё становится понятно без перевода. А когда глава заканчивается - можно сверить свои догадки с пояснениями. Что это такое? Книга заявлена, как киберпанк, боевик, постапокалипсис, детектив, аниме (и ещё несколько тегов). Так случилось, что пару месяцев назад я впервые увидела "Призрак к доспехах". Впечатления ещё свежие и представить себе то, что описывает автор, мне легко. Картинка сама встаёт перед глазами. Как бы я восприняла текст книги, если бы не видела мультфильма? Думаю, примерно так же, но не в стиле анимешного киберпанка, а в стиле "Бегущего по лезвию". Мир, который описывается в романе, легко укладывается в футуристические картинки Ридли Скотта и Мамору Осии. В двух словах: история о том, как расследуя парочку преступлений, можно перевернуть основы самого существования того, что тебя окружает. В результате, так и получается: оплот выживающего после катастрофы человечества, на Японских островах, меняется на глазах и то, что казалось защищённым и незыблемым, справедливым и человечным, падает до состояния античеловечности и преступления. И конечно, речь идёт о героях, которые вынуждены участвовать во всём этом "открытии", рискуя своими шкурами. Им кажется, что они знают, что делают, но в процессе расследования им приходится разочароваться аж несколько раз. Ничего-то они на самом деле не знают! По крайней мере, главная героиня точно не сыграла бы свою роль, если бы заранее оказалась осведомлена о том, зачем её на самом деле кинули в самое пекло. О персонажах "В реальной жизни женщина гораздо осторожнее, чем в произведениях". Так сказала одна дама, которая в реальности занималась очень опасной и совершенно не женской работой. Кстати, весьма успешно. Главная героиня, Кай, настолько модернизированный киборг, что в процессе прочтения постоянно удивляешься, когда она вдруг проявляет вполне человеческие эмоции. У меня несколько раз мелькал вопрос: зачем те, кто переделал её тело, выбрали именно женщину и почему не вложили в остатки её тела элементарную нечувствительность к боли? Реальному человеку с такой нечувствительностью пришлось бы туго: не заметил тяжёлое повреждение - быстренько скончался. Но, при наличии в мозгу управляющего модуля типа Доминаса, такой проблемы возникать не должно. Он вовремя проанализирует и покажет степень повреждений, заодно запустит процесс регенерации. Мы как-то забываем, что боль - это стресс. А стресс - это состояние, в котором организм быстро вырабатывает все свои резервы и превращается в развалину. Падают рефлексы, ухудшается работа внутренних органов, страдает мозг и т.п. Может, кому-то это неизвестно, но от стресса можно не только полысеть и получить инфаркт, но и помереть, не имея никаких конкретных заболеваний. Но оставим в покое медицину. У нас тут фантастика, которая сама в себе, в своих внутренних рамках, остаётся полностью логичной. Кроме Кайяды Ицуми (Кай), в книге много персонажей. Большинство действует на периферии, влияя на сюжет. Из особо активных - неожиданный напарник Кай - лейтенант Джей Мэтьюз. Родная корпорация определила его в шпионы за супер-наворочанной кибергиней "мисс гармониковский фарш", а в реальности ему пришлось очень сильно вмешиваться и даже спасать свою напарницу. Не обошлось, конечно, и без "нежных чувств", под конец Кай даже задумалась, что напарник-то за ней взялся ухаживать. Правда, длилось это недолго и оборвалось совершенно неожиданно. Но тенденция была. Наставник Кай мало привлёк, как личность. Понятно, что он использовал свою "кохай" для достижения определённых целей. Хотя, наверное, он искренне был привязан к ней. Такое вполне может быть. Главный злодей поставил в тупик. Но на то он и злодей. Они всегда такие тупые, что до последнего предпочитают "дуэль с диалогом", абсолютно уверенные, что в любом случае уже выиграли, вместо того, чтобы тупо нажать кнопку. Если верить судебной экспертизе и выводам психиатров, преступник всегда имеет искажённую психику. Вопреки теории Фрейда (который, кстати, сам признавался, что судит по себе и ограниченному количеству схожих опытов), в человеке нет заложенной от рождения "жажды убийства". Качество это приобретённое либо проявившееся из-за врождённых аномалий головного мозга. Поэтому злодей, в конечном итоге, просто умный псих. Он мог бы наделать много бед, но по счастью, его противник оказался дальновиднее. Столкновения героев интересны, всегда неожиданны, взаимоотношения сложные и запутанные, как и бывает в жизни. Так что не смотрите на киберпанк и постапокалипсис. Люди - они везде люди. Название Под "выжившими" можно подразумевать не только тех, кого так называют политики этого постапокалиптичного мира, но и каждого из действующих персонажей. Она все выживаю, раз за разом, расставаясь с частями своего тела и заменяя их на импланты. Да, новое тело становится сильнее, быстрее, неуязвимее, но что остаётся от человека? Вот интересный вопрос, который остаётся после прочтения. Книга замечательная! Для любителей захватывающих приключений и кровавых битв тут есть где разгуляться. Для тех, кто любит подумать, тоже найдётся интерес. Стиль отличный! Приведу один пример, чтобы не быть голословной. Капитан Ицуми не любила небоскрёбы. И в этом бесконечно разросшемся мега-городе ей было трудно. Он напоминал бетонную раковую опухоль, захватившую добрых две трети изменившегося за последний век ландшафта острова Хонсю. Душный он — до одышки, несмотря на её искусственные лёгкие, очищавшие воздух от любых примесей. Дело было не в воздухе. А в том, что в городе почти не водилось не только ничего живого, но даже такой, казалось бы, естественной вещи, как небо. От него оставалась только крохотная полоска где-то далеко вверху. И от этого Кай чувствовала себя здесь словно в брюхе огромного механического чудища, проглотившего её и пытавшегося переварить, растворив в негаснущем свете неона и голограмм… Такая вот замечательная картинка, данная через восприятие главной героини. Личные мотивы, общественные проблемы, продуманный мир после ядерной катастрофы, много специфики, много интересных описаний. В романе есть всё, что нужно, чтобы рекомендовать его к прочтению!
© М.В. Гуминенко. 2022 г. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |