Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Яны Ветровой "Птичья Песня"Если книга хорошая, я могу всё бросить и читать хоть целый день, не отрываясь. Что, собственно, и произошло с книжкой Яны Ветровой под названием "Птичья песня". Остановиться было невозможно. Неторопливость в начале повествования оказалась милой и уютной ловушкой, в которую попадаешь, словно в вагон поезда. Вот он стоит у перрона, ты в него садишься, а через минуту он трогается с места, разгоняется всё быстрее и быстрее - и картинки за окном превращаются в калейдоскоп. Только успевай поворачиваться и осознавать, что пролетело мимо! Настоящее путешествие! Попробую разобраться в этом потрясающе интересном мире, куда неволей занесло простую и немножечко ленивую девушку. Главная героиня Роман написан от первого лица. Главная героиня, Екатерина - явный интроверт. Если бы не её бурно-энергичная подруга Алина, она наверняка никогда не попала бы в столь неожиданные приключения. И наверняка, много бы потеряла, даже не подозревая, чего лишается. Тут должен быть спойлер. На самом деле, всё куда сложнее, чем бурная подружка, которая утягивает тебя против твоей воли на автобсную экскурсию по Европе. В конце книги оказывается, что не шустрая Алина оказалась "двигателем прогресса", она лишь совершила действия, необходимые совершенно другому человеку. Но как оно там произошло - лучше прочитать в романе. Вернёмся к Екатерине (в магическом мире её будут звать Риной, что тоже звучит неплох). Иногда наша инертность играет против нас: кто-то другой принимает решение и втягивает в авантюру, которой можно избежать, если оказать достойное сопротивление. Но именно нежелание что-то делать, в том числе и сопротивляться, приводит к тому, что нас берут за шкирку - и мы оказываемся в совершенно неожиданном месте. С Екатериной так и случилось. Мало того, что она не смогла отказаться от поездки, так её ещё заставили гнаться за колдуном, через несколько миров. А в результате, она оказалась там, откуда самостоятельно вернуться домой уже не представлялось возможным. Героиня совершает немало ошибок. Она не супер-пупер персонаж, который походя утирает всем нос, попав в неизвестный для него мир. Она - обычный человек, с набором положительных и отрицательных качеств, свойственных именно человеку. Поэтому все её приключения переживаешь с большим интересом. Воображать себя супергероем интересно, но мало кто понимает, что читать про это - скучно. А вот наблюдать за тем, как кто-то, такой же как ты, выкручивается из разнообразных положений, не имея никаких сверхспособностей - действительно захватывающе. Оговорюсь: одна интересная способность Екатерины всё-таки работает. В реальном мире помогает оградить себя от неприятных людей, а в магическом даже даёт возможность подслушивать и подсматривать. Но было бы странно попасть в мир, где магия существует на всех уровнях вплоть до бытового - и вообще ничему не научиться. (И ещё она получает помощницу в виде маленькой птички-татуировки - но про это читайте сами). Мне понравилась Катя. Она простая, непосредственная, она хорошо разбирается в людях. Да, она и сама не подозревает, насколько хорошо. Просто она не всегда поддаётся на свои же чувства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой все мы иногда попадаем впросак, предпочитая не поверить своим глазам или сердцу. Знаете, как выбирают лошадь знатоки своего дела? Смотрят на неё и если возникает хоть малейшее сомнение, мимолётное нежелание покупать, лёгкое подозрение, которое тут же тонет под аргументами продавца - отворачиваются и идут искать другую лошадь. Ни разу не было, чтобы покупатель ошибся, послушавшись внутреннего голоса. Зато всегда, стопроцентно, если не послушался этого самого голоса и дал себя уговорить - жалеешь. Лошадь обязательно оказывается с неприятными недостатками. Так же и у Рины: отмахнувшись от мимолётного, но правильного чувства, поддавшись на чужие уговоры или посчитав, что она не может быть права, она совершает ошибки. По счастью, даже они в финале приводят к положительным результатам. И ещё - в Рине есть одно качество, которое делает человека сильнее и помогает изменить себя в лучшую сторону: склонность к самопожертвованию. Как такое качество уживается в одном и том же человеке рядом с эгоистичностью? Да очень естественно! Сами почитайте! Остальные действующие лица Неинтересных персонажей в романе нет. Даже те, кто появляется в одном единственном эпизоде, оказываются важны для повествования. Поскольку читатель смотрит на каждого героя глазами Екатерины, картина не всегда полная. Но в жизни мы видим точно так же, поэтому создаётся ощущение присутствия, причастности к событиям. Что ещё хорошо в романе: мы имеем возможность, смотря на то, что видит Рина, делать собственные выводы. Мастерство писателя позволяет воспринимать мнение героини, но оставить простор для суждений того, кто про неё читает. Нет предвзятости и навязывания своего авторского мнения, что конечно, огромный плюс. Понравился Джей. Несмотря на все странности, он вызывает интерес. К нему начинаешь привязываться почти с самого начала. Рина тоже к нему привязывается, пусть не сразу и сама долго этого не понимает, даже пытается сопротивляться. Но он хорош. По моему мнению, гораздо ярче того же Робина, который конечно же положительный, но более обыкновенный. Строго отрицательных героев в романе нет. Каждый получился живой, с достоинствами и недостатками. Даже нервный молодой человек в первой главе, который вообразил, что нашёл зеркало с демоном, вызывает сочувствие. Что же ему, бедняге, сидеть теперь вместо колдуна много лет? Впрочем, сам виноват. Увлечения, которыми он страдает, до добра никогда не доводят. Мир. Точнее, миры Мир "Птичьей песни" совершенно индивидуален. Он состоит из множества расположенных в спиральном порядке планет, сквозь которые можно путешествовать. Миры могут быть моложе и старше, с новой, яркой магией или умирающей. И у каждого мира есть своя тень, в которой тоже много интересного. Если честно, я вспоминала несколько авторов фэнтези во время прочтения "Птичьей песни". Например, Роджера Желязны с его Янтарём и Хаосом. Но у него миры и их отражения слишком завязаны на личности принцев Янтаря (не просите меня называть это Амбером, мне больше нравится перевод - Янтарь). Мир "Птичьей песни" свободен от чьей-то конкретной воли, хотя и зависит от воли всех своих обитателей, особенно тех, кому дано распоряжаться магией. Он гораздо более привлекателен. Я согласна с автором, которая поставила тег "уютное фэнтези". Здесь, несмотря на некоторые перегибы, можно было бы хорошо жить. Но чтобы прочувствовать всю здешнюю упорядоченность и понять, как это "работает" - лучше прочитать произведение. Сюжет Сохранение логики повествования в произведении идеальное. У меня как у читателя ни разу не возникало вопросов или недоумений. Можно удивляться, почему Рина поступает так, а не иначе, но она сама даёт этому объяснения. Она ведь преследует свои цели и использует для этого средства, которые ей кажутся верными. Если читатель не соглашается с её оценкой, например, личности Джея или Сета, то вопроса, почему главная героиня придерживается иного мнения, не возникает. Это понятно из характера героини, над передачей которого автор здорово потрудилась. Герои не путаются. Даже самые незначительные и проходные. У каждого свой характер, своя манера. Мне, как читателю, интереснее всего было наблюдать за Джеем и Риной, но заинтересовала и коварная Белая Ведьма. Интересно, что главная героиня раскусила её не за счёт того, что сама обладает какой-то особенной магией, а за счёт того, что не обладает. Трудно объяснить, если не пересказывать содержание. Общая картина складывается постепенно. Читатель вместе с Екатериной двигается по сюжету, открывая для себя всё новые и новые подробности. Нужно быть очень талантливым и умелым автором, чтобы не выкладывать ничего заранее, а продолжать вести, выдавая ровно столько информации, сколько нужно, чтобы держать в лёгком напряжении и заставлять идти вперёд. Мы смотрим глазами Рины. Мы на её месте могли бы сделать другие выводы из увиденного. Но мы понимаем, почему она думает так, а не иначе. И с интересом продолжаем за ней наблюдать. Почему я сказала про авторское умение не забегать вперёд? Есть разные способы сочинять. Например, Толкин утверждал, что просто не знал заранее, что будет дальше и двигался вместе со своими персонажами. Даже не представлял в начале, кто такой Бродяжник. Я не знаю, сколько писателей пользуются таким же методом, но есть иной путь: когда ты знаешь, кто есть кто, в курсе всех или большинства секретов персонажей. В подобном случае, приходится бороться с искушением выдать всё и сразу. Не знаю, кто талантливее - Толкин или Яна Ветрова - но одно могу сказать точно: она знает, как вести читателя, выдавая ему информацию такими порциями, которые будут вовремя усваиваться. Это очень важно. Читатель начинает скучать, если на единицу текста слишком мало мыслей. Но когда их слишком много и они становятся непонятными из-за невозможности разобраться - к скуке примешивается ещё и досада, а интерес пропадает. В "Птичьей песне" баланс соблюдён идеально. Сведений ровно столько, сколько нужно, чтобы находиться в постоянном движении и успевать следовать за мыслями автора. Стиль Меня как читателя порадовал исключительно грамотный русски язык. Нет ошибок, запятые на своих местах, предложения не перегруженные, простые. Читать легко и приятно. Отсутствие словесного балласта тоже искренне порадовал. Ни лишних вводных конструкций, ни ненужных прилагательных или определений. Когда читаешь - не задумываешься над языком, потому что текст идёт гладко и внимание полностью сосредотачивается на смысле. Это замечательно! За это автору огромный респект! Даже и сказать больше нечего. Разве что, привести парочку доказательств. Прочтите это описание дома: "Если дома здесь всем своим видом показывали характер, то этот ясно говорил, что он гостям не рад. Ощетинившись заросшей изгородью в сторону соседних домов, он выкинул ветви кустов к тротуару, будто желая оттолкнуть зазевавшихся прохожих, не сообразивших перейти на противоположную сторону дороги". Красноречиво, ярко и сразу создаёт картинку! Или вот это замечательное объяснение устройства магического мира: "– Все в природе копирует себя и развивается по спирали, – сказал Робин своим учительским голосом. – Люди, животные, растения. И планеты тоже. Когда новая планета развивается по благоприятному сценарию – не сгорает, не замерзает, не разрушается, и на ней появляется жизнь – то природа копирует ее. Новая планета может быть на огромном расстоянии в космосе от своей прародительницы, но всегда связана с предыдущей особенным видом связи. Это космическая спираль, на которую, как бусины на нить, нанизаны планеты. У людей, животных, растений ведь тоже так, знаешь? Внутри есть спираль, которой дети связаны с родителями". Просто, логично и понятно. В повествовании ровно столько описаний, сколько нужно, чтобы обрисовать для читателя картину мира. И ровно столько мысленных монологов героини, чтобы понять её состояние. Поэтому чтение доставляет такое удовольствие, а от текста трудно оторваться. Выводы Книга отличная! Читается легко, оставляет после себя желание подумать, вспоминать эпизоды, размышлять. И конечно же, хочется продолжения! Как дальше сложится судьба уже полюбившихся персонажей? Они наконец разобрались с частью своих проблем, но наверняка есть много интересного, что ещё предстоит разгадать. Искренне желаю автору: продолжайте это дело! Вы пишете замечательно!
© М.В. Гуминенко. 2022 г. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |