Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Анри Малле "Шпионы тоже люди"

Любите ли вы детективы так, как их люблю я? Вопрос не риторический, потому что речь пойдёт о детективе необычном. Это у Конан Дойля или Агаты Кристи всё просто: кого-то укокошили, а дальше автор делает всё, чтобы читатель запутался как можно сильнее и до последнего гадал, кто же главный злодей. А в конце хитроумный и непревзойдённый сыщик-гений раскладывает всё по полочкам - и читателю остаётся хлопнуть себя по лбу, воскликнув: "Ба! Так вот оно что! Никогда бы не подумал..."

Вот это "никогда бы не подумал" - самая главная изюминка классиков детективного жанра. Единственная, занюханная, много раз проглоченная читателем. Ну и пусть! Классические детективы оставим тем, кому они нравятся и вернёмся к детективу необычному и совершенно не классическому. Само собой, он только выигрывает, благодаря отступлению от классических канонов.

"Многоликая истина" заявлена, как детектив, шпионский детектив и приключения. Я бы добавила сюда любовь, но она дана тоже не в классическом виде, а скорее, как инструмент манипуляции. Поэтому не ждите любовного романа, его тут нет (И хорошо! По мне - любовные отношения не для детектива).

Итак, действие начинается в Москве, 1964-1965 года. Главный герой, майор Анатолий Лазарев, служит в КГБ. Уже интересно! От своего начальника, генерала Ершова, он получает странное задание: расстроить брак потомка русских царей династии Романовых. На первый взгляд, события кажутся странными, даже фантастическими. Зачем понадобилось коммунистам сохранять жизнь потомку расстрелянного царя, да ещё и заботиться о том, чтобы род не прервался и дети соответствовали "стандартам" благородной крови (не знаю, существуют ли такие стандарты, но почему нет?).

События развиваются медленно, автор даёт много подробностей, предваряет почти каждую главу шикарным описанием окружающей среды, места действия, погоды, погружая читателя в атмосферу того, что происходит. Возможно, для классического детектива было бы слишком много подробностей, но в "Многоликой истине" они все несут вполне конкретную нагрузку: заставить каждого окунуться в прошлое, прочувствовать время, погрузиться вместе с героем в сложное, неоднозначное дело, которое лишь на первый взгляд кажется нелепым и странным. За попытками "случить" нужную пару и уберечь их совместного ребёнка от жаждущих пролить его кровь постепенно проявляется история куда более необычная. И касается она самого майора КГБ Лазарева.

Впереди ждёт заграничная поездка во Францию, выяснение деталей происхождения самого Анатолия Лазарева, неожиданное наследство, таинственный "ящик Пандоры", незримо сокращающий численность человечества, стоит лишь его обладателю необдуманно открыть коварную шкатулку. Пересказывать не буду, это надо читать! Скажу лишь, что в результате многочисленных событий некоторые друзья окажутся врагами и шпионами, некоторые противники - друзьями и союзниками, а сам главный герой проявит такие качества своего характера, которых наверное и сам не подозревал, ведя строгую, отрешённую и аскетическую жизнь в СССР.

Смелость, ловкость и опыт, которые проявляет Лазарев, понятны. Его вырастили и воспитали как высококлассного специалиста в своей области. Странно бы было, если бы он, оказавшись перед неожиданными фактами, не разочаровался в прежней жизни и не захотел по максимуму изменить свою судьбу. В результате, главный герой выиграл, хотя множество раз ходил буквально "по краю".

А девочка, очередная пра-пра-правнучка Николая Второго? С ней в результате тоже всё закончилось благополучно.

Так, в общих чертах, выглядит сюжетная основа. А вот по поводу художественного исполнения поговорим отдельно.

Описания окружающей среды

Не могу однозначно сказать "природы" или "города", ибо получится неточно. Автор романа почти в каждой главе рисует именно внешнюю обстановку, ту самую окружающую среду, в которой вынуждены находиться персонажи и которая, конечно, накладывает свой отпечаток на их настроение, образ жизни.

Чтобы не быть голословной, приведу несколько цитат. Вот описание обычного московского дня, с которого начинается роман:

"Восходящее солнце лишь тронуло крыши в осенней Москве, давая тени длинные и прозрачные. Казалось, этот золотистый свет подсвечивает город снизу на фоне неба фиолетово-синих оттенков и оранжевых с золотом облаков. А жизнь на улицах уже вовсю бурлила и гудела особым букетом звуков, присущим лишь большим городам".

Ощущается осень! Прям-таки чувствуется воздух, который присущ именно этому времени года. А уже на фоне него - громадное здание КГБ, то самое, на пл. Дзержинского...

"Солнце освещало лишь крыши московских домов, но уже с западной стороны, погружая городские улицы в царство фиолетовых, красноватых и бронзовых оттенков с изумрудными тенями. День клонился к закату. Гомон птиц смолкал, и они большими стаями усаживались на крышах и деревьях на ночлег. В привычно гудящем и бурлящем городе пахло пылью, жареными пирожками, опавшей листвой. Ко всему примешивался слабый запах выхлопа автомобилей".

Тоже достаточно привычная и понятная картина, особенно если вам приходилось бывать в Москве 60-х годов. Или хотя бы 70-х.

Явления природы, как правило, влияют на человека тонкой натуры. Нет, не такой тонкой, когда он чувствительный и изнеженный, готовый чуть что - впадать в депрессию. Эмоциональность, умение ловить изменения вокруг себя, свойственны людям творческим. Дуболому с двумя извилинами хоть дождь, хоть солнце - всё едино. А вот главному герою романа не всё равно.

"Анатолий любил каждое время года по-своему, но только ранней осенью на него, время от времени, нападала легкая хандра, когда солнце на закате покрывало багряными оттенками все вокруг, и сизые тени обволакивали щемящей грустью город. Тогда величавая красота танца ярко-разноцветных опадающих листьев, улетающие стаи птиц, как будто бегущие от неизбежности, навевали глубоко в душе запрятанные воспоминания, эмоции и желание убежать от себя и от захлестывающего, всепоглощающего чувства одиночества".

Заметьте, это превосходный штрих к портрету. Лазарев, как много раз показывает автор, чувствует себя не на месте, ему кажется, что это не совсем его жизнь - и в результате, он узнаёт, что его предчувствия имеют под собой серьёзные основания.

Хороших описания много, приведу ещё парочку, для примера:

"Дождь лизал оконное стекло, размазывая по нему прохладную влагу, будто надеялся растворить прозрачную преграду и проникнуть в кабинет, залитый электрическим светом".

Сразу рождается образ, картинка. Красиво и информативно - понятно, что делается на улице.

"Борис повернул внутренне кольцо и легонько надавил на него. Кольцо, не издав ни звука, отсоединилось. Борис взял три чашки, положил большее кольцо на них, оперев на три гладких выступа по его сторонам. А затем, меньшее кольцо поместил над ним и отпустил. Кольцо повисло в воздухе и начало вращаться по часовой стрелке".

Никакого образа не возникло? У меня сразу перед глазами фрагменты из Беляева с его "Блистающим миром".

Описания людей у автора гораздо короче, но он схватывает нужные детали, не вдаваясь в подробности, что служит созданию образа:

"Лазарев всмотрелся в лицо с широкими скулами, две большие родинки, похожие на бородавки, темные, жесткие волосы. И даже на фото, где женщина пыталась улыбаться, почти черного цвета глаза смотрели настороженно и обиженно на весь белый свет".

Сразу понятно, что таких "приёмных родителей" никто не пожелает для маленькой девочки.

Безусловное достоинство автора - умение давать исчерпывающие, красочные описания - существенно украшает роман. Поэтому любители красивых подробностей не будут разочарованы.

Логика "Многоликой истины"

Подумала: не зря роман называется именно так. У истины может и одно лицо, но каждый человек воспринимает его по-своему и судит с того ракурса, который ему ближе. Я скажу коротко: никаких серьёзных замечаний к логике у меня нет, несмотря на фантастичность многих событий и заявления. Но, несмотря на такое хорошее начало, замечания у меня есть. По мелочи.

1. И пожалуй, это самое главное: в КГБ работали очень умные люди. Каждый сотрудник проходил такую скрупулёзную проверку, что ситуация с Анатолием Лазаревым вряд ли могла иметь место. Все его начальники должны были знать его реальное досье как свои пять пальцев. И с таким досье (украли в пять лет во Франции, воспитывали в СССР, позволили остаться няне и т.п.) его близко бы не подпустили к службе в "органах".

Автор оправдал положение тем, что сказал: у Лазарева был могучий покровитель, который его и протолкнул. Мне лично, как человеку, выросшему в СССР, не верится, но в жизни всякое бывает. Поэтому спорить не буду.

2. Человека (того же Лазарева), который родился за границей и у которого там неизбежно найдётся родня, никогда бы не выпустили из СССР! Однозначно! Но, см. пункт первый - может и тут покровитель постарался. Почему нет? Тем более, что роману это придаёт колорит и интригу.

3. Вопрос, который мучил меня первую половину романа: царскую семью расстреляли ради того, чтобы уж точно не осталось потомков, которых враги пролетариата могли бы использовать как "знамя" для возвращения монархии, так зачем сохранять жизнь одному из потомков, да ещё караулить, чтобы он не совокуплялся с кем попало, сохраняя аристократические корни? Этот вопрос автор (на мой сугубо личный взгляд) как-то недостаточно объяснил. Может, нам и не дано понять хитросплетений в головах коммунистов. Сюжету это не мешает, но "вопросом сверлящим" остаётся.

4. Момент, который автор не объяснил (по крайней мере, я не поняла).

Так что, скорее всего, мы имеем дело не со спецслужбами, а с организацией "Русский Альянс". В нее входят русские иммигранты по всей Европе, представители и потомки самых знатных родов и фамилий, которые бежали на Запад во время революционных событий. Это в основном богатые и влиятельные люди. Одной из их идей является воссоздание монархии в России.

Тогда зачем им убивать женщину и ребёнка - потомка Романовых? Правда, в дальнейшем повествовании оказывается, что и цели у "Русского Альянса" не совсем такие, как было сказано Лазареву. Хотелось бы поподробнее разъяснить этот момент.

5. По поводу проекта "Консервы": в целом интересно, но одно недоумение у меня возникло. Ребёнку около года. Какие тренировки? Он ещё речь не понимает, лишь отдельные слова и фразы. А если сейчас на неё воздействовать (медикаментозно или физически) - это нарушит рост и развитие. И зачем такие сложности - подыскивать мать, сохранять гены, прятать от убийц - чтобы потом сделать из неё зомбошпионку? Скорее всего, при таком "эксперименте" она просто не выживет.

6. Лёгкость, с которой персонажи шастают через границу, из Франции в СССР и обратно, да ещё перевозят людей и вещи, создаёт впечатление, что у нас в то время границ вообще не существовало. Появляется вопрос: и что спецы иностранной разведки так мучились в "Ошибке резидента", придумывали способы переброски своего агента в Союз? Может, у них было меньше денег, чем у героев романа? Вряд ли. Да и возможностей у отлаженной систему внешней разведки более чем достаточно. Как-то слишком легко даются героям "Многоликой истины" эти переезды туда и обратно!

Дальше совсем по-мелочи.

"Мотор новенькой служебной "Победы" тихонько урчал". Чисто по факту: "Победу" перестали выпускать в 1958 году, так что в 1963 "новенькой" она уже не будет. Скорее "Волга": как раз в 1962 вышла новая модель.

Под крышкой рояля вряд ли поместится беременная женщина. А приподниматься крышка будет на столько, что не заметят только слепые идиоты. Или это какой-то особый рояль? Сколько я их ни видела - там разве что собачку можно спрятать (именно рояль, я знаю, чем он отличается от пианино).

(Анекдот про чемпионат мира по борьбе очень понравился!)

По поводу "чуть", "слегка", "немного" и тому подобных добавлений: на мой взгляд, они не нужны. Акцентировать на жесте стоит тогда, когда он из ряду вон выходящий. Например: "легонько прихлопнул по столу" - в этом даже что-то эротическое проглядывает. Или:

"Врезал со всей дури, так что чашки подпрыгнули". А когда "слегка хлопнул" - уберите слово "слегка" - ничего не изменится. Понятно, что не стал отбивать себе ладонь. То же самое, если вы пишете: "женщина слегка поклонилась". Вот если бы она "отвесила поясной поклон" - тогда другое дело. В вашем варианте, если убрать "слегка" - ничего не изменится, а текст станет чище. Злоупотреблять такими пояснениями мы все любим, но они делают текст более "грязным". Особенно если вы разбрасываете их через абзац.

– Знакомьтесь, граф Пётр Плюмин, а это князь Анатолий Лазарев, – представил Сергей присутствующих.

Полагается сперва представлять младшего старшему. Этикета они не могут не знать. Это было известно даже советским гражданам в эпоху застоя.

По поводу принятых "в дар" детской больнице в СССР: не всё так просто. "Подарок" из-за границы побоялись бы принять, не будь кучи официальных бумаг. А если были оформлены липовые бумаги, герои могли здорово подвести руководство больницы: любая проверка быстренько бы обнаружила нарушение. Следовал бы хоть кратко пояснить, как так получилось, что оборудование всё-таки подарили и никто за это не пострадал.

И маленькое дополнение: теоретически, тот, кто открывает "ящик Пандоры" и выпускает заразу - должен первым от неё пострадать. Хорошо бы хоть упомянуть про это.

Все мои замечания действительно по-мелочи. Частные моменты, которые неизбежно присутствуют в любом произведении, особенно таком сложном и многогранном!

В целом, роман добротный, приключения в нём превосходят детектив, но читать от этого только интереснее.

Для любителей повествования, которое разворачивается неспешно, даёт исчерпывающую картину времени, менталитета, постепенно набирает темп и переходит к многочисленным бурным приключениям - рекомендую. Останетесь довольны.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх