Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на альбом Виты Паветры "Волшебная желтая тушь"

Для того, чтобы рисовать оригинально - нужно уметь рисовать. С этой истиной никак не мог смириться Марк Шагал, поэтому и "ваял" всю жизнь летающие избушки. Подозреваю, ему (как и мне в своё время) было просто лень учиться.

Нам часто кажется, что художник, поэт, писатель - это нечто "от природы". Мы забываем, что дар, не подкреплённый усердным трудом (уж извините за банальность) - это пшик. Дар, если уж вы его получили, следует раскрыть, подкрепив знаниями, отработав многочисленными упражнениями. Есть люди, которые только родились - и уже "играют на скрипке". Наверное, есть. Но даже если они существуют - их единицы среди миллиардов и миллиардов. Хотите быть гениями - работайте над своими талантами. И пример такого таланта, за которым явно стоит художественная школа и недюжинный труд, перед вами, в альбоме ""Волшебная жёлтая тушь".

То, что я пишу - не совсем рецензия. Это скорее, размышление об изобразительном творчестве отдельно взятого автора. В последнее время мне приходится постоянно писать небольшие статейки про художников и картины. В них редко удаётся высказать своё мнение, поскольку направленность чисто описательно-ознакомительная. Поэтому черкнуть несколько фраз о творчестве художника, который мне нравится - приятно и не обременительно.

Я рада, что Вита Паветра опубликовала свои живописные эксперименты в одном сборнике. На протяжении последних нескольких месяцев я любуюсь этими оригинальными, броскими, пластичными и очень подвижными картинами. Они подчинены единому стилю, который я бы приблизила к гравюрам. Они превосходно подошли бы, как иллюстрации к книгам соответствующей тематики.

Основные цвета, которые использует автор в этой серии картин - чёрный и жёлтый. Благодаря мастерству своего создателя, они производят впечатление золотого напыления на светлом металле, с контрастным чернением. Некоторые просто просятся на рукоять меча или кинжала, так они остры и стремительны.

Иногда к основным цветам добавляется третий тон, но и он вливается очень естественно. Вглядитесь, к примеру, в голову Медузы. Тени и струящиеся фигурки голубых змеек делают плоский рисунок объёмным. Добавляется некий "задний план", если не сказать, воздушная перспектива. Дама красива, опасность в ней подчёркивают даже не змеи, а затаённая улыбка и холод взгляда.

Сюжеты рисунков разнообразны. Гибкие, стройные танцовщицы с резко выраженными женскими формами - это распространённая тематика картинок. Тут и дама-змея с отрешённым лицом, и диковинная красотка, спрятавшая лицо под маской, но не прячущая свою упругую грудь, и танцующая оса, острая и коварная до самой последней чёрточки.

Фантастические животные удивительны. Очаровательный дракон с крыльями бабочки, мифическая Арахна (никогда не встречала именно такой трактовки этого образа), женственная, отталкивающая и привлекательная одновременно Муха-Цокотуха, задумчивая лошадь с огромными, грустными глазами, фигурки собак и кошек. Все они узнаваемы и вполне реальны. Каждый рисунок, изображающий их, закончен, самодостаточен в себе самом. Ни одной лишней чёрточки.

Другое направление сюжетов - фантастические и мифологические события, от смерти Елены Прекрасной до рокового танца Саломеи. Здесь есть джины, старухи и старики, сатиры и нимфы. В образе пожилых людей точно отображены изменения фигур, свойственные постклимактическому периоду. Необязательно смотреть человеку в лицо, чтобы понять, что ему слишком много лет. Автор, с присущим ей мастерством, лёгкими росчерками туши создаёт эти образы, в которых молодого никогда не перепутаешь со старым.

Сцены похищения, ангелы и красавицы, поклонники и поклонницы - всё это кажется бесконечным танцем, который автор запечатлела отдельными фрагментами. Даже ветер в этих застывших мгновениях танцует - посмотрите на картину "Желтоглазые боги ноября" и убедитесь в этом сами. Кажется, ещё немного - и грянет вальс.

Деревья - ещё одна отдельная тема. Дерево-дриада завораживает своей осенней печалью. Весна - снова дерево, в котором сплелись мужская и женская фигура. Весна вырывается, ускользает из объятий мужчины (который мне лично сильно напомнил Пушкина), неотвратимая, как вечный круговорот самой жизни. Её не удержать, она всё равно прорастёт и вернёт миру красоту.

Деревья - это особый разговор. Всмотритесь внимательно в картину "И плевать, что зима!" Это дерево живое! Оно не только внешне подобно женщине, в нём заключено движущее мир начало, невиданная сила и экспрессия, заставляющая жить вопреки всему. Я бы рискнула назвать этот рисунок - лучшим произведением автора, квинтессенцией всего альбома.

Из всех включённых в альбом картин выбивается только одна, последняя. Она нарисована в несколько иной манере, вся словно состоит из острых углов и преткновений. Возможно, в этом есть какой-то особый смысл. Ведь изображённое на ней событие ужасно. Оставим этот последний штрих загадкой авторского видения. Хотя, это ведь не последняя картинка автора?

Общее впечатление от альбома: настоящее мастерство, которое складывается из знания основ и умения следовать за своей фантазией, всегда остаётся непревзойдённым. Если бы я увидела выставку таких картин - я наверняка захотела бы посетить её не один раз.

Присмотритесь! На каждой страничке свой сюжет и детали этого сюжета можно изучать до бесконечности.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх