Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Александра Орлова "Магистрат. Том 1"

"Магистрат" - потрясающе интересная книга, которая притягивает внимание с самого начала, удивляет своей необычностью. Словно автор предлагает читателю присоединиться к повествованию, вступить в магический мир, увидеть за современной действительностью нечто большее.

О чём книга? О магии, конечно!

Как "подогнать" реальную историю под некую скрытую от глаз тайну, которая существует рядом с человеком всё время, оставаясь доступной только избранным? И таким избранным сможет стать любой, кто однажды возьмёт знакомый томик с полки магазина, откроет его - и увидит между строк текст, о существовании которого никогда не догадывался.

Динамичное повествование начинается с того, как простая девушка Алиса зашла в книжную лавку - и попала через неё в опасную, безжизненную пустыню... Пожалуй, пересказывать нет смысла. Куда интереснее прочесть самостоятельно.

События в романе развиваются быстро. И если в прологе мы начали смотреть на мир глазами Алисы, то уже в первой главе повествование ведётся от лица главного действующего персонажа, Константина Левицкого - практикующего мага, который... преследует демона в центре Москвы. Всё! Дальше автор не даёт читателю ни секунды отдыха. Головокружительная погоня, красочное описание уничтожения "незваного гостя", вспышки, молнии, заклинания - и мы погружаемся в многосоставной мир, точнее, миры, соединяют которые лишь магические порталы и воля тех, кто по ним путешествует.

В результате кучи неожиданных и опасных приключений, читателю вместе с главным героем удаётся выяснить, что могущественный когда-то орден чернокнижников намерен захватить власть, перекроить мир по-своему, а для этого нужно всего-то заполучить книгу Велеса и волшебное Перо, которое позволит собрать всех потомков некогда тщательно уничтоженных представителей "тёмной стороны" магии.

Перечитала то, что написала и вздохнула. Конечно, это профанация. В произведении всё гораздо сложнее и запутаннее, интереснее, а порой так стремительно и неожиданно, что ощущаешь свист ветра в ушах. Но поскольку цель рецензии - не пересказ сюжета, а высказывание своего мнения, вернусь от общего к частностям.

Сюжетная составляющая

Противостояние добра и зла в чистом виде уже мало кого занимает. Читатель, да и писатель, сыт по горло такими вещами. Сейчас каждый стремится найти нечто новое (хорошо, если не поменять местами общие для нормального человека понятия, которые поддерживают взаимоотношения внутри социального общества и позволяют роду человеческому оставаться в живых). В "Магистрате" есть немало соблазнительных моментов, на которых неокрепший читательский ум способен споткнуться и неудержимо захотеть "на чёрную сторону". Но автор и его герой придерживаются вполне конкретных позиций и себя в этом современном хаосе не теряют.

Все сюжетные выверты, неожиданные броски и переплетения подчиняются общему направлению. Нет такого, чтобы автор вдруг забыл о чём-то или поступил поперёк внутренней логики романа. За это ему часть и хвала, ибо в таких бешено-безудержных событиях легко потеряться. Но читателя крепко держит за шиворот главный герой, вместе с которым мы, подобно его новой ученице Алисе, не теряемся и не отстаём.

Выстроено повествование практически безупречно (за исключением пары моментов, о которых я скажу позднее). Поэтому и читать легко.

Боёвки

Сложный момент! Чтобы написать боёвку, тем более, сцену, в которой участвуют много персонажей - и не скатиться в хаос при этом, нужно соблюсти два момента:

1. Хорошо представлять себе, что происходит и почему. Буквально, в деталях, даже если их не собираешься описывать досконально. Автор должен видеть сцену и держать в голове каждую мелочи.

2. Нужно тщательно подбирать слова, выражения, последовательность действия. Иными словами, много работать над текстом, убирая лишнее и делая хаос упорядоченным.

Не помню, кто это сказал, но сказал гениально: "Это у читателя должен ветер в ушах свистеть. Автор же продвигается по тексту черепашьим шагом, как если бы персонажи замирали после каждого шага - и он мог разглядеть каждую деталь того, о чём пишет".

Короче, вы уже поняли: автору "Магистрата" удалось соблюсти оба пункта. Его боевые стычки, магические поединки и преследования прочитываются на едином дыхании, словно ты видишь качественно поставленное кино.

Персонажи

Их много. Они появляются не для того, чтобы создавать "эффект присутствия". Каждый из них на своём месте, действует ровно столько, сколько нужно. К тому времени, когда на сцене возникает "главный злодей" - читатель о нём уже знает всё необходимое и может по достоинству оценить столкновение главного героя и его антипода. В данном случае, я бы не стала категорично говорить "антипод", всё гораздо сложнее и интереснее, но так проще донести мысль.

Каждый персонаж состоит из множества граней. Поэтому когда тот, кто поначалу не доверял Левиту (так друзья зовут главного героя), смотрел на него с подозрением и даже симпатии не испытывал, вдруг погибает за него - это видится логичным. Вообще, весь Магистрат - это деловые люди, которые знают свои задачи и не размениваются на мелкие интриги. Среди них, понятное дело, есть личности получше и похуже, но они добровольно взялись исполнять свою работу, поэтому ни на кого не жалуются. Само собой, этим они вызывают уважение к себе, даже если в отдельных случаях не могут вызвать симпатию.

Интересна метаморфоза, которая произошла с бывшей любовью Левита. Ещё одно напоминание, что не следует вмешиваться в естественный порядок вещей. Из "оживления" того, кто ушёл, никогда не получается ничего хорошего. Но что-то в Лине осталось, мимолётное, даже привлекательное. Ей сочувствуешь, хотя на её сторону однозначно не хочется.

Главный злодей (мне его так проще называть), Дюмар - личность вполне понятная. Все его рассуждения "ты готов" - "ты не готов", желание безграничной власти вкупе с разговорами о переоценённости человеческой жизни... Время от времени на такие идеи попадаются даже обычные люди. Тем более, легко попасться магу, обладающему немалой силой и возможностями перестроить мир (кто только ни пытался его перестраивать!). Забывают такие личности, что мир, несмотря на все их "перестроечные" идеи продолжает стоять, а вот они - рано или поздно исчезают без следа. Или со следом, но таким, которого никому не пожелаешь.

Неожиданные обороты

Нестандартность мышления Левита мне, как читателю, очень по душе. Мобильный ум помогает ему делать то, что не под силу другим. Например, найти выход, как уберечь ученика и не отдать перо, или что делать, если перевес сил противника слишком огромен, чтобы надеяться победить его, действуя напролом.

В романе много неожиданностей. Особенно мне было интересно, что при лёгкой отсылке к магическим школам типа Хогвартса, в романе нет ничего общего с этим направлением в литературе. Он самобытен и оригинален. Здесь всё подчинено не абстрактному "мы владеем магией, ура-ура! - неважно, зачем и какая от этого польза", а конкретным целям, которые ставит перед собой каждый, обладающий способностью творить магию книг (или магию текста - не знаю, как сказать точнее).

Символично, что всё завязано на писательской деятельности. Не напрямую. Но если отбросить внешнюю сторону, можно сказать, что мир "Магистрата" - это идеальный мир писателя, который творит настоящие миры при помощи своего писательского дара. И берёт ответственность за эти миры, созданные его воображением.

Художественные достоинства

Автор не перегружает текст длинными описаниями и подробностями, используя короткие, но ёмкие сравнения. Например:

"усталость навалилась с новой силой, повиснув на ресницах тяжелым грузом".

Или такие описание:

"Сам солнечный диск навсегда застыл в пути к закату, будто олицетворение самого мира, угасающий, печальный, почти завершенный".

Понимаю, кому-то резанёт в одном предложении "сам" и "самого", но в целом - образность описания не страдает. Перед читателем - умирающая реальность, которой осталось недолго.

Поэтическое, красивое описание Магистрата - огромного, скрытого от посторонних пространства, в который могут попасть только маги:

"Мы стояли на крытой длинной площади, каждый камушек которой блестел от магии, в центре сверху вниз били фонтаны, а их потоки опять поднимались наверх обратным водопадом..."

"...Вместо крыши тоже была вода, в синеве которой, как в океанариуме плавали диковинные рыбы, но и это было не все, ведь вода лишь омывала разноцветное звездное небо. Обитатели этого аквариума заплывали и туда, будто не замечая разницы, вольно парили между сочленений созвездий и туманностей, между проносящихся комет и сияющих вместо ламп солнечных дисков".

Я не против поэтичности, когда она нужна. Тем более, когда у автора хорошо получается создать волшебную атмосферу.

Или вот:

"Небо висело так низко, что, казалось, вот-вот мягко и осторожно осядет на землю, поглотит все существующее и превратит в отвратительный серый туман, из которого оно и состояло".

Картинно, легко представить, что стоит за строчками текста.

Позабавило:

"Одета она была официально и одновременно броско, словно школьная учительница во влажных снах старшеклассника".

Как вам такое сравнение? ))

Впечатлило меня головокружительное путешествие Левита и Алисы по мирам, когда они скрываются от преследования. А описанная гибель Титана - просто потрясающе!

В тексте нет ни единой сноски, хотя употребляется много неожиданных, малопонятных и неизвестных слов. Но предложения выстроены так, что большую часть понимаешь без пояснений, а там, где требуются пояснений - автор даёт их чьими-нибудь словами или размышлениями. Я считаю, что это - оптимальный способ для художественного произведения. Нужно писать так, чтобы читатель понимал, не нуждаясь в заглядывании на конец текста, где вы поместили кучу сносок. Поэтому за умение создать атмосферу и не перегружать лишними подробностями ставлю автору "Магистрата" пятёрку с жирным плюсом!

И конечно, достоин восхищения приём переплетения с реальным миром. Например, указание на то, что Толкин тоже обладал способностями, но не остался служить в Магистрате, а превратился в "Самиздата" и создал мир фэнтези, в который мы все с таким удовольствием погрузились. А ещё интереснее - объяснение "Молота ведьм", который так любят склонять все, кто в теме: эта книга нужна была, чтобы избавить мир от чернокнижников, реально владеющих магией. Ну, а то, что много невиновных людей попало под раздачу - "издержки производства": в любой, даже самой праведной войне, страдают невинные. Возможно, были и другие способы избавить мир от угрозы, но их ведь ещё найти надо. Автор не оправдывает подобные эксцессы, он, устами своего героя, признаёт неизбежность и не отворачивается от ответственности.

Украшают произведение короткие пояснения в конце частей, создавая атмосферу причастности. Словно каждый читатель - это ученик магической школы. Очень интересный приём!

И конечно же, в конце книги есть интрига, которая подразумевает продолжение. Оказывается, что главный герой... Нет! Ничего не скажу. Читайте сами.

Капля дёгтя, чтобы было не так приторно

(Было две "капли", но первая оказалась технической неполадкой на ресурсе).

На протяжении всего повествования, у меня не возникло замечаний ни по качеству вычитанности текста, ни по логике. Автор ничего не забыл, всё объяснил, до самого финала держал в напряжении, заставляя буквально лететь по повествованию, не останавливаясь. Но я ещё в начале пообещала одно недоумение и теперь самое время его высказать.

Зачем в книге нужна Алиса? Да, иногда она по мелочи оказывает помощь, по большей же части её таскают следом и прикрывают от противника. Автор объясняет, почему она так важна и зачем попала в ученицы именно к Левиту, но у меня создалось впечатление, что функция Алисы - играть роль проекции читателя, а не быть самостоятельным персонажем. Она задаёт вопросы - читатель узнаёт специфику мира и всякие интересные детали, которые ей рассказывают. Персонаж мне показался вялым и неконкретным, характер и подростковые ужимки портрет не проясняют, они довольно стандартны. Если бы я писала сренеарифметическое юное создание на грани перехода от подростка к девушке, "для антуража" - я употребила бы примерно тот же набор эмоций и действий.

Хотя, если всё так и было задумано - вопрос снимаю.

Вот и все замечания. В остальном - добротный роман, фэнтези, мистика, умопомрачительные приключения на фоне необычного антуража. Слово "понравилось" бледновато для передачи ощущений от прочтения "Магистрата", но ведь понравилось же!

Автору огромное спасибо за доставленное удовольствие!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх