Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Анны Веневитиновой "География"

Захотелось мне написать рецензию на два маленьких рассказика. Почему? На то есть две причины.

Первая - автор мне нравится. Душевно пишет, просто и с юмором (где это надо). И интересно. Не помню, чтобы хоть раз мне было сложно читать Анну Веневитинову или текст попался скучный. Наверное, потому что все произведения этого автора, даже самые фантастически-мистические, перекликаются с реальной жизнью. Они понятны, их легко прочувствовать и представить себя рядом с персонажами.

Вторая причина - лёгкость стиля. Люблю это ощущение, когда открываешь страничку - и глаза сами бегут по тексту, ни обо что не спотыкаясь.

Есть и третья причина: люблю хвалить, когда есть за что. Но это относится не к конкретным авторам, а к любому творчеству в целом.

Итак, перед нами два рассказа. Первый посвящён сну. Тут автор зацепил меня по-настоящему, тематика мне очень интересна! Почему совершенно разные люди, порой отличные и воспитанием, и менталитетом, видят сны по схожим схемам? Сам факт того, что во сне ты упускаешь некий учебный предмет и это начинает сильно заботить, я встречаю не первый раз. Психологи наверняка нашли бы этому "мудрое" объяснение, но я рискну высказать своё предположение, чисто из опыта собственных сновидений и общения с другими людьми: учёба - это перманентное состояние для человека. Даже если ему кажется, что он уже давно вышел их ученического возраста - жизнь преподносит такие неожиданности и сюрпризы, что опыт продолжает копиться. Не теоретический, а практический. Хотя, и теоретический тоже.

Теперь про Сталина. Дерзкий поступок, совершённый во сне, избавляет персонажа от навязчивой идеи с географией. Тут можно найти кучу толкований, поэтому не буду говорить "что можно увидеть за шлепком по носу Сталина". Лучше скажу, какие ассоциации это вызывало у меня.

Есть реальная проблема, от которой сам человек старательно отворачивается, но которую не может выкинуть из подсознания. Она кажется важной, непреодолимой, может даже страшной. Этакий монстр, "Вождь вся народы", от которого не дерзаешь отвернуться. А на деле надо бы вспомнить присказку: решай то, что можешь решить, остальное не имеет значения, ибо всё равно нерешаемо. Что толку переживать?

И когда внутренний персонаж из сна отказывается бояться и переживать - проблема исчезает сама собой. Вот так: раз шлепком по носу - и всё!

Второй рассказ можно назвать продолжением первого. Он говорит о схожих вопросах, но под другим углом зрения. Предлагает читателю не озабочиваться некими опасностями (даже если они весьма реальны), которые от него самого не зависят. Как сказал Шекспир устами Гамлета: "Делай, что должен, и будь что будет!"

Рассказы эти - о жизни. Не о конкретной жизни одного отдельно взятого автора или его героя, а о жизни вообще. Об отношении ко всему, что вокруг нас происходит. Советую обязательно прочесть. Времени много не займёт, а кое-что полезное наверняка почерпнёте. И может, даже увидите нечто совсем иное. Чем хорошо умное произведение? В нём каждый способен найти то, что ему будет ближе и понятнее. Именно в таких маленьких, но чрезвычайно глубоких рассказах автор порой вкладывает больше, чем ему самому кажется.

Что ещё сказать? Хотела было прицепиться к повторению одной фразы в первом рассказе: "Девушки, водка, карты" - и через три абзаца снова - "Девушки, карты, водка". Но стоит ли? Самокритичное мнение персонажа о своём времяпрепровождении это повторение лишь подчёркивает, а общий стиль не страдает. Поэтому замечаний не будет.

Разве что, пожелание: продолжайте в том же духе! Если напишете ещё пару десятков таких небольших философско-психологических притч - будет здорово!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх