Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Ксении Котовой и Василия Зеленкова "Похищенное солнце"

Что может быть интереснее авантюрных приключений с детективной подоплёкой! "Похищенное солнце" Ксении Котовой и Василия Зеленкова заявлено как фантастика, стимпанк и приключения. Даже конкретно - дизельпанк. Но вернее всего было бы назвать это детективом в фантастическом антураже.

Пролог представляет читателю двух главных персонажей, однажды столкнувшихся в учебном воздушном бою, а дальше мы переносимся на десять лет вперёд. Кстати, хвалю за простоту дат. Выдумывать какие-то фантастические, ничего не говорящие цифры, авторы не стали, а просто поставили первой датой 2005 год, следующей 2015-й - и не стали мудрствовать. Для восприятия гораздо проще.

Остановлюсь чуть подробнее на предыстории, в которой искусный курсант едва не побеждает опытного пилота, а потом оказывается, что курсант этот - девушка, которой тут же сообщают неприятную новость: власти пришли к выводу, что женскому полу нечего делать в авиации. И героиня, которую выставили таким беспардонным образом, находит себе другое занятие. Через 10 лет мы встречаемся с ней, как с отважным капитаном корабля контрабандистов. Дальше появляется заказчик, который готов выложить баснословную сумму за доставку некоего ящика, с условием - не любопытствовать, что внутри.

Банально? Да не совсем. Сюжет разворачивается настолько стремительно и неожиданно, что ни о какой банальности речи быть не может...

Не буду пересказывать. Обычно читатель не любит, когда его заранее оповещают, что будет впереди. А впереди неожиданные повороты судьбы, странные знакомства, напряжённые поиски важного артефакта и, под конец - возвращение героини в свой круг, из которого она вынуждена была уйти когда-то, благодаря глупому распоряжению убрать всех женщин с военной службы.

Да, я не люблю произведения про девочек, которые дерутся как мальчики. Тем более, в жизни такое под силу единицам девочек. Но события в "Похищенном солнце" развивались так увлекательно, что я решила не предъявлять авторам претензии на этот счёт.

Поговорим о достоинствах романа

Прежде всего хочется отметить стиль. Читается легко, текст не перегружен лишними словами, сложными речевыми оборотами, длинными описаниями. Всё к месту. Образы героев создаются короткими, чётким штрихами, передавая главные особенности внешности. Характер вырисовывается через поступки и диалоги.

Боёвки мне тоже понравились. Обычно трудно описывать драки, особенно массовые. Многие писатели, даже именитые, попадаются на желании скрупулёзно показать каждый угол и каждого персонажа до последнего жеста. Получается хаос, который пробегаешь глазами - и возвращаешься к повествованию на том месте, где автор даёт результаты сражения.

Совсем не так в романе "Похищенное солнце". Чувствуется, что авторы хорошо поработали над боевыми сценами. Не запутываешься в жестах, в местоположении каждого во время драки. Динамично, легко. Каждый персонаж появляется по мере необходимости.

Читатель смотрит на драку глазами разных героев, в зависимости от того, на что авторы хотят обратить внимание.

То же самое о погонях, особенно финальной, где главная героиня вместе с главным героем преследуют настоящего заговорщика и похитителя. Ветер в ушах свистит, эпизод воспринимается единым махом.

Хорошо выдержан от и до детективный сюжет. У нас есть преступление, которое на поверку оказывается куда более запутанным, чем кажется вначале. В течение романа события обрастают необходимыми подробностями. Те, кому приходится расследовать преступление, двигаются от одного факта к другому. Нет неожиданно "волшебных" озарений, непонятно откуда взявшихся догадок. Всё раскручивается постепенно, когда одно события тянет за собой другое - и так вплоть до развязки. Хочется употребить слово: органично.

Где-то в середине становится понятно, что в дело замешан кто-то из власть имеющих. Мотивация тоже раскрывается по мере необходимости. Это вам не "пустой детективчик", высосанный из пальца, с картонными злодеями и не менее картонными "гениальными следователями". Это - продуманная история. Поэтому любители детективных сюжетов должны оценить её по достоинству.

Любовная история... Ну, не совсем любовная. В романе нет стандартных "амуров", зато есть установление взаимопонимания и симпатии между двумя героями. Подаётся дозировано, не перевешивает основные события, не вызывает раздражения у читателя. В результате становится понятно, что герой и героиня вполне друг друга стоят. А будет ли что-то между ними дальше - время покажет.

Из главных персонажей хочется выделить особо понравившихся:

Севан Ленид - это который с покалеченной рукой (молодец, парень, понравился!).

Лем Декс - главная героиня. Она же Мария Гейц.

Леовен Алеманд - военный, второй главный герой, отважный красавец. Жалко только, со сдержанностью у него проблемы: Лем его может довести тем, что вольно развалилась в кресле и дерзит. Да так довести, чтобы он потом чучело изрубил в лоскуты. От опытного командующего ожидаешь больше хладнокровия (ему что, не дерзили никогда?).

Амилла Келтрин - которая слушает мысли. Интересная персона.

Второстепенные персонажи тоже заслуживают внимания. Они разноплановые и яркие, так что не путаешься во время прочтения.

Хорошо, что в романе показаны разные аспекты жизни: военные, пиратские, наёмнические и светские. Благодаря этому, картина мира становится более понятной.

В начале каждой главы - краткие сведения: о мире, о событиях, о верованиях и обычаях, о частных делах персонажей, о том, откуда пошли пословицы. Обычно сведения нужны для лучшего понимания событий в самой главе. Но и для произведения в целом такой способ подачи информации подходит отлично!

Главная героиня не теряется ни как доктор, ни как капитан. И ещё - несмотря на весь свой скептицизм и показную грубость, она понимает, что место её не в кругу контрабандистов, а в кругу равных ей по происхождению. Как читателя, меня это порадовало. Легко сочинять про всяких маргиналов, но неинтересно об этом читать. Куда увлекательнее, когда герой проходит по этим своим маргинальным приключениям, в которые его подтолкнула не собственная воля, а чьё-то необдуманное решение - а в результате, возвращается в ту среду, из которой вышел, сохранив маргинальный опыт.

Дальше будет много-много мелких недостатков

Ощущения роман оставляет неоднозначные. Многие секреты в нём раскрываются только в середине или вообще ближе к концу. Понимаю, что невозможно дать всё и сразу, но поначалу не оставляло чувство, что читаешь космофантастику. Не помогают даже упоминания дизелей, летающих островов и прочей специфики. Лишь к середине привыкаешь напоминать себе, что герои летают не по космосу - и начинает прорисовываться общая картина. Где-то после главы "Вердич. Леовен Алеманд. Визит на крайний" воображение перестаёт хулиганить и восставать, подсовывая картинки космоса. Особенно когда находится объяснение, за счёт чего дизельные летательные аппараты проделывают все свои маневры. По-настоящему, в воздухе многие вещи не сможет проделать даже реактивный самолёт, связанный земным притяжением и спецификой аэродинамики. Но у авторов всё так и было задумано, а после краткой справки о инженерах и балансирах вопросы возникать перестают.

Вот, кстати, интересный момент:

"До сих пор конструкторы лишь воссоздают балансиры, не понимая принципов их работы".

Замечание меткое. Кто хоть как-то касался вопроса, поймёт: даже если украсть образец танка или самолёта, разобрать по винтикам и сделать всё точно так же - готовое изделие останется лишь копией, заведомо хуже оригинала. Нужно знать технологию производства. Не знаешь - придётся до конца своих дней тупо копировать, надеясь, что худо-бедно заработает.

Из недоумений: то, что на галиоте везли подделку, как читатель, я догадалась очень быстро. Даже раньше, чем злоумышленники заперли команду на складе и пытались сжечь (вместе со второй по счёту подделкой). Почему быстро разгадываешь маневр похитителей? Меня больше удивило, почему об этом не догадались сами персонажи и такой опытный человек, как Лем. Им, за перевозку нелегального груза, предлагают сумму, на которую можно безбедно прожить год, ничего не делая. Если груз не сильно важный, хотя и носит статус нелегального (например, скелет любимой бабушки, кости которой по энным причинам нельзя таскать с места на место) - почему капитану не предлагается меньшая сумма? Особенно учитывая, что заказчик выбирает корабль по принципу "Им нужны деньги, они согласятся". Значит, согласились бы даже на половину тех денег, которые им предлагаются.

А если ценность настолько огромная, что за неё можно выложить целое состояние - почему для неё выбирают мало знакомого капитана? Даже если у него репутация подходящая! Такие уникальные грузы не доверяют посторонним. Вывод сам напрашивается: рейс организован для отвлечения внимания.

Впрочем, нужно учитывать, что особого выбора у капитана Лем и её команды нет. Они бы всё равно согласились. А читателя можно и поинтриговать.

Больше по логике никаких нестыковок я не обнаружила.

Совсем по мелочи

Очень сложные имена и названия, особенно если есть привычка их прочитывать побуквенно. Сперва пытаешься это делать, потом махаешь рукой - и начинаешь воспринимать как неизбежное зло, не запоминая. Но конечно - это дело вкуса. Своя логика в именах и обозначениях есть, поэтому не думаю, что все читающие будут спотыкаться, как я.

А вот велоцираптор вызывал недоумение. Если он больше не появится (а он не появлялся) - зачем нужно ещё одно сложное слово?

"Запечатал рот поцелуем" - литературный штамп, его уже "сто раз съели". Совершенно непонятно, что он обозначает, кстати. По счастью, подобных штампов в романе - минимум.

И ещё один маленький штришок: ощущение, что слишком авторы торопились. Даются фрагменты исторических событий, биографий целых родов, но мельком и мало.

Либо надо расширить, либо не дразнить.

Всё это мелочи. Даже не недостатки, а пожелания с читательской стороны. Если суммировать впечатление по пятибалльной шкале, у меня получается вот что: сюжет - 5, персонажи - 5, стиль - 5, выдержанность общей линии - 5, подача мира - 4,5.

В целом - превосходный образец фантастического детектива с элементами дизельпанка.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх