Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на рассказ Анны Веневитиновой "Некромантка"

Рассказ мне очень понравился. Интересно, образно, с присущим автору мастерством создавать лёгкий для восприятия, насыщенный текст. Мыслей чтение пробуждает много, может быть, даже слишком много для такого маленького по объёму произведения. Есть над чем подумать. Хоть я и не уверена, что в самом рассказе затрагиваются темы, которые он пробуждает в голове у читателя. Может, он созвучен тем мыслям, которые и так бродят в моей голове. Если так - он вдвойне гениальнее!

Для начала: как вы относитесь к снам? Можно ли из них узнать нечто сокровенное? Кому как! Хоть и существуют общие закономерности, на которых писатели часто строят ужастики, у каждого человека свои сны. Они индивидуальны, содержат подсознательные страхи или чаяния, но иногда не содержат ничего существенного. Тут как повезёт.

К теме снов я ещё вернусь.

Прочитав рассказ, хочется поговорить о категории "счастья". Тема эта возникает при прочтении первых же строк, взятых автором в кавычки. Это - отрывок романа, который читает главная героиня. Попробую догадаться, что за ним кроется?

Вспоминается легенда о птицах. Мне тоже сразу пришло на ум: "Тридцать птиц добрались до горы Симурга..." Можно ли найти Птицу счастья? Надо ли куда-то идти, чтобы до неё добраться? Суть в том, что каждый человек счастлив или несчастлив внутри себя. В нём либо есть определённый набор качеств, либо нет. Как кувшин: либо пуст, либо полон, либо разбит и перестал быть кувшином.

Существует много сказок о внутреннем преображении героя, но бывает ли подобное преображение в реальной жизни? Под преображением я подразумеваю не то, что он был хлюпиком, потом поработал над собой и стал отважным ниндзя. Объяснить это трудно, но я попробую, используя прочитанное произведение.

О чём рассказ и почему он называется "Некромантка"? Тут есть, где разгуляться читательской фантазии. Как любое хорошее произведение, это распространяется вглубь, а не вширь. Дело не в количестве строчек, а в их эмоциональном наполнении. Одному захочется увидеть тут фантастическую возможность встретиться с умершим, узнать сокровенные тайны, ответы на вопросы, которые не успел задать при жизни. Другой, возможно, придёт к выводу, что видение героини касается не покойного мужа, а её самой. Это её Стикс, её лодка, её мировосприятие. Нет во внутреннем мире человека чужого текста да и не нужен он. У каждого - своя жизнь и своя смерть. Это в тысячу раз важнее, чем поиски чужих авторских наработок в компьютере.

Дописать чужой роман - нереальная задача. Особенно если есть эти самые наработки. Почему? Потому что нет двух одинаковых людей и "дописанный" роман станет произведением того, кто взялся дописывать, а не того, кто свои наработки предоставил. Если вообще возможно использовать чужие идеи, которые до конца не понимаешь.

Всё, что касается внутреннего мира человека, укладывается в несколько слов: найти можно лишь то, что в тебе есть. Это как в старой сказке Волкова про Изумрудный город: Страшила и так был мудр, Дровосек добр, а Лев отважен, поэтому их поход к Гудвину закончился успехом.

Если у героини рассказа появится настоящая потребность создать произведение - это будет её произведение, которое отразит её внутренний мир и то, что в этом мире есть.

На сём можно лирическое отступление закончить и вернуться к рассказу.

Главная героиня читает отрывок романа своего мужа. Это вызывает у неё неприятие настолько сильное, что она готова оспаривать каждое прочтённое слово, находить в нём даже то, чего там нет. Дальше она встречается с умирающим мужем, отказавшимся от лечения, они говорят о проблемах современных литераторов и критиков. Наконец, муж просит её дописать последнее произведение, которое он не успевает закончить. Как у любых давно расставшихся людей, у них полно претензий друг к другу, но это не мешает мужу сделать своей творческой наследницей именно главную героиню. Всё логично, ничего необычного, и так в жизни бывает.

Чудеса начинаются дальше, когда приглашённый специалист пытается вытянуть из компьютера покойного хоть какую-то информацию, а героиня задрёмывает в кресле, с чашкой кофе в руках. Ситуация, которую она видит во сне, фантастическая. Ей предоставляется возможность, посредством некой таинственной техники, встретиться с покойным. И снова они противоречат друг другу, но в результате некая новая мысль формируется в голове героини - после чего она благополучно просыпается.

Путешествие было нереальным, но в то же время, совершенно реальным. Только не в "страну мёртвых" к покойному мужу, а вглубь себя самой.

Я не стану настаивать на своей трактовке. Каждый может увидеть в рассказе нечто своё и истолковать по-иному. Но прочитать произведение я бы рекомендовала. Может быть, оно как раз заставить задуматься над собственным отношением к жизни.

Как обычно, у автора замечательные образные сравнения, например того, как воспринимает себя героиня, поддавшись на предложение "поговорить с покойным":

"...все прочие чувства меркли в сравнении с овладевшей мною неловкостью, — словно я ковыряюсь пластмассовым совочком в песочнице, леплю куличики, а со всех сторон на меня изумлённо смотрят мои коллеги по работе".

Стиль безупречный, вымеренный, хотя с выводами персонажей можно поспорить. Например, вот с этим заявлением:

"Я и сам при жизни этого не понял, хотя, работая над своими книгами, всегда сперва придумывал концовку, а уж потом подлаживал под неё сюжет..."

Сразу запахло учебником арифметики: подсмотрел в конце ответ на задачку, а потом подгоняешь действия, чтобы получить нужную цифру. Может, кто-то так и пишет, но мне этого не понять.

Или вот:

"Для того, чтобы увидеть сон, нужно проснуться, а для того, чтобы прожить жизнь, нужно умереть".

С первым согласна. Сны мы видим как раз тогда, когда начинаем просыпаться, переходя из глубокого сна в поверхностный. Со вторым... Чисто гипотетически - да, если жизнь уже прожил - значит, умер. Вопрос в том, что каждый подразумевает под словом "умереть".

Как видите, чувств и мыслей рассказ пробуждает достаточно. Он действительно глубокий, хотя и не слишком "широкий" по объёму.

Вопрос в заключение: кому может присниться чужая жизнь? Присниться может лишь своя. А уж как её толковать, проживать, что с ней делать дальше - каждый сам решает.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх