Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Анатолия Дерягина "Змей"

Немного дифирамбов, чтобы было ясно, что перед нами за роман

Сразу скажу: чтение меня захватило, хоть я и не большой любитель махача в произведениях. Иное дело - кино, когда тебе с большого экрана крутые парни устраивают мочилово... Но автор "Змея" так живо, с чувством, нигде не перегибая палку и не погрязая в ненужных подробностях, преподнёс качественный боевик, что я изменила своё мнение: можно и текстом передать всю полноту картинки, будь то драка или бой. Нужно уметь это сделать. Подозреваю, нужно видеть картинку в своей голове, а может быть, даже на себе что-то такое пережить, чтобы потом легко, чётко, красиво описать, не погрязая в лишних подробностях и не перечисляя каждый жест.

Да, это красиво! Впрочем, если эстетика безобразного вас не увлекает - вам не сюда. А кому сюда?

Если вы любите хорошие боевики с большим количеством стычек, драк, рискованных операций - вам сюда. Если вас увлекают крутые парни, которые не боятся зубодробительных инструктажей и готовы пойти в любое пекло - вам сюда. Если сопливо-слезливые мелодрамы вас не увлекают, а хочется увидеть настоящих брутальных мужиков, способных свернуть шею всем и каждому - вам сюда. Если при всём перечисленном, вам хотелось бы слаженного сюжета, который при всей своей непредсказуемости, приводит к конкретному результату - роман для вас!

По сути произведения

Произведение отнесено к популярному направлению "становление героя" и это воистину так! У каждого свой путь к пониманию того, что происходит. Змей - фигура на первый взгляд бесхитростная. У него есть семья, жена и сын (последний в результате предпочитает быть таким, как отец, хотя были предпосылки выбрать иную стезю). У него есть коллеги и друзья. У него есть работа. Он - егерь, защищает колонистов на планете, кишащей всякими динозаврами и прочими мало дружелюбными тварями. Ему предлагают нечто большее, во всяком случае, более оплачиваемое, отправляют в тренировочный лагерь, где новые начальники и инструктора с переменным успехом стараются превратить его и остальных новобранцев в отбивные, действуя по принципу детей спартанцев из старого анекдота: "Воспитание у них было суровое, по большей части их убивали во младенчестве".

Наш парень не только прошёл через всё это, но и оказался лучше многих, приглянувшись некоему Весельчаку (Не могу сказать, что прозвище неподходящее. Как раз по нему). Почему именно Змей? Наверное, он показался новому начальнику достаточно твердолобым, чтобы поручать странные делишки типа: убить кого-то, сопроводить из пункта А в пункт Б, пережить общение с дикарями. В общем, выживать там, где обычный человек не выживет.

Один только момент ускользнул от Весельчака: что его послушный наёмник умеет думать. И что однажды несоответствие того, что приходится делать, с тем, что сам Змей считает правильным, позволит "послушному тупому наёмнику" переиграть крутого умника - Весельчака.

Автору удалось на протяжении книги мастерски отметить все вехи изменения персонажа. Точнее, сам-то Змей не изменился. Характер его остался тот же, просто он стал понимать немножко больше, чем от него требовалось. И сколько бы ни внушал ему Весельчак, что думать - не его стезя, его стезя - делать, он не отупел и не поглупел. Скорее, наоборот.

Проблем в романе затронуто много. Тут и про колонизацию интересные рассуждения, и про использование чужой территории, и про то, имеют ли право люди жить так, как они жили всегда, своим укладом, или нужно их во что бы то ни стало "цивилизовать". Всё это дано в ходе повествования, без длинных и занудных отступлений, коротко, лаконично и образно.

Несмотря на то, что создаётся лёгкое впечатление хаотичности, эпизоды идут строго последовательно. Где-то автор упускает подробности, перескакивая на результат. От этого не становится непонятно. Зачем лишний раз описывать драку, если можно написать, что герой очнулся в госпитале, после того, как его благополучно собрали по частям и вернули к жизни? Это впечатляет больше. Тем более, что драк без того описано достаточно. Сама люблю этот приём: оставлять в повествовании только то, что имеет значение, и убирать всё, что является повторением и способно утяжелить текст.

Главный персонаж

Поначалу мне он показался тупым служакой, но сразу обратил на себя внимание. Очень быстро мнение о нём меняется, в чём-то он становится симпатичным. Ну хорошо, скажу по-другому: ему начинаешь сопереживать. Не там, где его лупят инструктора (это дело житейское для его образа жизни), а там, где он наблюдает и делает выводы.

Здорово, что автор не постеснялся дать главному герою русское имя: Антон. Часто современные фантасты стесняются, предпочитают импортные прозвания. Но если планета колонизирована славянами и даже названа - Муром - значит, имя Антон будет уместнее.

Книга написана от третьего лица, но автор даёт события глазами Змея-Антона. Только несколько глав посвящены девушке Алисе и в них мы наблюдаем за происходящим с её точки зрения. Этой девушке приходится сыграть роль, внеся очередной камушек в сомнения, которые постепенно начинают просыпаться в Змее. Трансформация его показана через прозрение. Потребовалось попасть в самую гущу событий, чтобы понять, как нелепо звучит название Эдем для планеты, которую намерены колонизировать представители ООН, списав местное аборигенное население как ненужную деталь. Читатель вслед за героем постепенно начинает понимать, что к чему. Ну, может, читателю становится ясно, какой там гадюшник, чуть раньше, чем персонажу. Это нормально, всё-таки нас ведёт по страницам автор, а не Змей. Со стороны некоторые детали виднее.

Антон - профессионал. Из него сделали ещё большего профессионала. И он поступил, как профессионал: как только разобрался в том, что происходит - сразу предпринял нужные шаги. И выиграл. Пусть последний кадр книги построен драматически и читатель остаётся в неведении о том, смог ли сам Змей выжить - но он победил. Это настоящая победа сильного мужчины, способного принимать решения и нести за них ответ.

Стиль повествования и логика

Много не скажу, повествование очень многогранное, иногда непонятное с первого раза. Но читается легко. Чувствуется работа над текстом. Нет ни слов-паразитов, ни непонятных оборотов. Всё всегда соответствует роду, числу и падежу. Нет странных предложений без подлежащего. Автор ухитряется описывать происходящее с минимальным количеством определений. Это большой плюс. Такой текст приятно читать, даже если содержание не в твоём вкусе. Меня всегда радует, когда я вижу, что писатель умеет обращаться с русским языком.

Есть немного специфических терминов. Они никак не объясняются, не вынесены в сноски, но это и не нужно. Всё понятно. Как раз отсутствие сносок - плюс к авторскому мастерству. В художественном тексте нужно уметь обходиться без сносок и не заставлять читателя прыгать по циферкам и звёздочкам, теряя нить повествования.

О сюжете можно спорить, далеко не всегда я согласна с некоторыми выводами, но я не заметила, чтобы что-то не соответствовало внутренней логике романа. Поэтому тыкать ни во что не буду. Наверняка другой читатель сделает какие-то свои выводы, отличные от моих. Угодить всем невозможно.

Ещё раз подчеркну: это самый настоящий приключенческий боевик и читателям со слабой нервной системой я бы не стала его рекомендовать. Но сильные книги - для сильных!

Захватывающие приключения Змея, обыгравшего самых изощрённых противников - это здорово!

Спасибо автору!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх