Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на произведение Алекса Кимена «РОЖДЕНИЕ БОГОВ I. Иллюстрированный роман»

Роман "Рождение богов", автор Алекс Кимен. Общее впечатление: интересно, увлекательно, легко читается. Качественные, профессиональные иллюстрации - превосходное дополнение к роману. При чтении не тянет заглядывать наперёд "сколько там ещё осталось", зато к концу с сожалением смотришь, как убывают страницы. При всём моём равнодушии к древнему миру, роман увлёк, заставив поволноваться за персонажа.

Жанр произведения обозначен, как попаданцы во времени, альтернативная история и любовная фантастика. Как таковой любви в романе не очень много, а вот сложный процесс установления взаимоотношений расписан во всех подробностях и заслуживает внимания. Получилась яркая иллюстрация поговорки "от любви до ненависти один шаг". Персонажи проходят весь путь, от столкновения, непонимания, неприятия, ненависти и вражды - до... Нет, не до любви как таковой. Скорее, до попытки понять и принять другого человека таким, какой он есть. Со стороны главного героя Лёши это ещё и бездна терпения. Перешагнуть через чужую неприязнь и продолжать адекватно оценивать ситуацию - это очень тяжело. И если главному герою удаётся такое сложное дело - значит, он в свои 20 лет уже обладает сильной волей и уверенностью в себе. За создание персонажа автору - отдельный респект!

Почему "Рождение богов" - роман, который легко и приятно читать

Лёгкость прочтения для меня лично зависит от трёх факторов: простоты и понятности стиля, интересной/оригинальной идеи, привлекательных персонажей.

Стиль "Рождения Богов" легчайший. Что называется, "ставишь глаза на текст" - дальше они сами бегут. Простой, но не примитивный. Образный, но без лишней вычурности. События подаются в чёткой последовательности, запутаться невозможно, всё понятно и поэтому легко двигаешься вслед за сюжетом, ловишь подробности, погружаешься в антураж древнего мира. Кстати, он прописан без лишних подробностей, но наполнен мелочами, которые дают ощущение эпохи. Рискну сказать, что автор ориентируется в древней истории легко и свободно. Одежда, жилище, обычаи - всё это ничуть не хуже иллюстраций создаёт живую картинку. Иногда кажется, что ещё чуть - и почувствуешь запах нагретой солнцем пыли, свежей рыбы, услышишь шум людского собрания. Хороший, выверенный стиль!

Интересная/оригинальная идея. Почему именно так, через чёрточку? Интерес у каждого читателя свой. Кому-то нравится древний мир, кому-то мушкетёры, а кому-то подавай за действиями персонажей серьёзные исторические изыскания и философский подтекст. Совпадёт или не совпадёт интерес - не предугадаешь. А вот оригинальность идеи - совсем другой вопрос. Я выделю этому вопросы целый параграф, ибо индивидуальный, необычный подход к привычным вопросам - это именно то, что может заинтересовать в художественном произведении, даже если эпоха тебя мало занимает.

И наконец, персонажи! Кому-то легче, когда автор пишет якобы "холодными руками", не показывая личного отношения к главному герою. Читать такое далеко не всегда интересно. Хочется, чтобы персонаж был живым, вызывал эмоции, заставлял сочувствовать, отталкивал, возмущал, был каким угодно - лишь бы не скучным и серым. Именно за этим обращаешься к художественному произведению. "Холодными руками" пусть историки пишут. Им этого часто не хватает! От автора романа ждёшь сопричастности, хочешь понять, что думал он, как относился к своим героям. Получается ощущение живого диалога, словно слушаешь рассказчика, который побывал в путешествии - и теперь спешит поделиться с тобой тем, что видел. Ну не должен такой рассказчик цедить равнодушным тоном! Никто его слушать не станет.

Лёша, персонаж "Рождения богов", не просто вызывает эмоции. Он симпатичен. Как любое юное существо, в чём-то он непосредственный, чего-то не понимает, где-то демонстрирует предприимчивость, опыт, мобильность, умение быстро подстраиваться под ситуацию, находить выход из напряжённой ситуации. Он становится близким с первых же страниц. За него начинаешь переживать.

То же самое могу сказать про остальных героев произведения. Пандора хоть и капризна, так что иногда прибить хочется, но по-своему беззащитна, понятна, вызывает сочувствие. Её отец - достойный, пусть и не самый прогрессивно настроенный человек, который часто неспособен видеть "на два шага вперёд". Теодор, неожиданно ставший другом Лёши - безусловно, благороден, несмотря на все свои выходки в адрес женского пола. Рабы... Они очень разные. Но это именно рабы. Их сущность точно подмечена автором романа.

То, что Пандора долгое время считает Алексиса низким, подлым предателем - объяснимо. По меркам XXI века её поведение не всегда понятно, часто её хочется обозвать дурой и треснуть чем-нибудь, чтобы не выпендривалась. Но она выросла в обществе, где есть рабство. И она именно такие черты видит в большинстве рабов. Рабство развращает. Это не значит, что раб становится блудливым и похотливым. Он становится трусливым, наглым, готовым в любой момент предать, удрать, подставить соседа. Он сделает всё, чтобы самому как можно меньше работать и ни за что не отвечать. Рабовладельческий строй достоин порицания, ибо рабство превращает человека в ничтожество. И не тяжкими наказаниями, а возможностью безответственности. Сам главный герой романа не сразу это понимает:

Поначалу он не совсем понимал этого. Но вскоре с изумлением обнаружил, что практически все рабы довольны своей участью. У них было все, что нужно для жизни: кров, еда, ежедневное занятие. А главное – рабы были свободны! Свободны от самого тяжкого груза – ответственности. Парадокс.

Этот парадокс нам сложно понять. Автор понял.

Вернёмся к идее

Отправная точка сюжета не показалась мне необычной. В очередной раз Землю собрались стереть в порошок злобные инопланетяне. Земляне, находясь на том уровне прогресса, где мы сейчас находимся, с трудом выходят за пределы околоземного пространства. Куда им противостоять пришельцам, технологии которых опережают на столетия? Противостоять нечем. Но находятся умы, которые готовы бороться с напастью. И вот тут появляется ОНА - Интересная Мысль! Никогда раньше не встречала ничего подобного: "А давайте вернёмся в прошлое, изменим человечество, заставим ускорить технический прогресс - и тогда к тому моменту, когда нас найдут какие-то гады-инопланетяне, просто дадим им в лоб - и полетят они вверх тормашками!"

Идея по своей сути необычная, хотя и спорная. Можно ли изменить прошлое, перенеся в него элементы технического прогресса, который толкнёт человечество вперёд, заставить развиваться быстрее? Сам автор отвечает на этот вопрос: нет, конечно! Всякое изобретение приживается тогда, когда оно становится необходимо. Паровую машину изобрели в древнем мире, но использовали в качестве забавы. Она начала реально помогать людям в труде много веков спустя. Сколько изобретений оставил в своих трудах Леонардо да Винчи! - но они пролежали несколько веков, прежде чем понадобились. Фейерверки пускал ещё царь-батюшка Пётр Первый (и не он был первым, пардон за каламбур) - а ракету в космос отправил Королёв, в середине 20 века. От чего зависит скорость принятия того или иного новшества на каждом временном отрезке? От состояния общества. От конкретных нужд, количество которых увеличивается по мере освоения пространства и роста численности народонаселения Земли. Как сказал автор "Рождения богов":

...изобретения бесполезны и даже опасны, если общество не готово к ним.

Автор сам показывает, чем заканчивается "прогресс", если проводить его на отдельно взятой территории. Да, можно убедить некоторое количество окружающего тебя народа в том, что водопровод и прялка с колесом - это гораздо удобнее, чем просто веретено или таскание воды в тяжёлых вёдрах. А потом прибегает кучка налётчиков из соседней области и вмиг уничтожает всё, что ты понастроил. Не факт, что выжившие станут восстанавливать твои чудо-устройства, а записи и чертежи не погибнут в огне. Мысль здравая! Человеческий мозг и в древнем мире был способен многое понять и освоить, но психика, менталитет не позволяли. Да и большой необходимости в усовершенствованиях люди не видели. Через это пробиться куда труднее, чем через привычку пилить брёвна вручную.

Главный герой отправлен в прошлое максимально подготовленным. Например, когда ему нужно наладить производство бумаги - он выуживает из памяти сведения, потом действует путём проб и ошибок - и добивается результата.

Перед переброской у Алексея было немного времени на подготовку, и он потратил его на изучение базовых технологий. Производство бумаги было в их числе.

Обычно, в произведениях, где персонажи из современности попадают в прошлое, авторы не задумываются о том, откуда у них берутся знания. Как в детском фильме "Перстень княгини Анны", где простые школьники махом делают порох. А они вообще знают состав пороха? А процентное соотношение составляющих? А технологию? Получается несерьёзная детская сказочка.

Автор "Рождения Богов", в отличие от многих, понимает, что человек должен изучить технологию, подготовиться, а уж потом что-то пытаться сделать, попав в прошлое. То, чего он не успел изучить (например, медицину), персонаж и не может использовать. Аплодисменты автору!

Вернёмся к идее, которая заставила персонажа XXI века отправиться в далёкое прошлое. С одной стороны, задача, возложенная на Лёшу, кажется невыполнимой. Сколько раз ему придётся начинать заново, убеждая окружающих, что им нужен прогресс? Впрочем, при переброске в прошлое нельзя было исключить вероятность, что он погибнет сразу, что его убьёт первый наткнувшийся на него абориген или, вопреки всем стараниям, продадут на ближайшие рудники, где через неделю он не вспомнит, как его звали. Те, кто остался в настоящем, находятся даже в более выгодном положении, чем Лёша: они-то должны были сразу понять, получилось что-то из их затеи или нет. А вот он - обречён на годы и годы попыток, большая часть из которых окажется бесплодной.

И вот тут автор, выводами своего персонажа, подкидывает великолепную идею: менять нужно человека! До тех пор, пока ты не найдёшь способ повернуть нечто в умах множества людей, ты ничего не добьёшься. Кстати, задача не такая уж непосильная! Надо всего-то: выжить, выйти на уровень самых высоких слоёв древнего общества и уже оттуда начинать коренные преобразования, исходя из своих знаний окружающего мира, менталитета людей, их устремлений и податливости. Как считает Лёша:

Нужно не просто изменить мир, нужно изменить людей, которые в нем живут.

К сожалению, первая книга обрывается на самом интересном. Персонаж всё потерял, ранен, расстаётся с любимой девушкой и неизвестно даже, выживет ли он. По идее, должен выжить. А если герой выживет - где он почерпнёт силы продолжить начатое?

Само название романа обязывает к продолжению и даже даёт некоторые подсказки по поводу дальнейшего развития событий. Хвала автору! Он именно так выстроил повествование и прорисовал изменения в мыслях и идеях главного героя, что "Рождение богов" заслуживает своё название. Словосочетание "Рождение богов" отражает глубинную суть романа. Именно рождение богов! Стать чем-то меньшим - всё равно, что не выполнить миссию.

Пока другие выдумывают параллельные миры, автор предлагает сформировать новый мир, внеся в него изменения на уровне древних веков. По сути - это и есть параллельный мир. Подсказка содержится в философии, которую автор излагает через записки своего героя в его труде «Природа вещей». Ему жизненно необходимо создать... даже не философию, а идеологию, с помощью которой он сможет внести необратимые изменения в то, что уже существует - и тем изменить весь ход истории. Неважно, смогут ли земляне в далёком 21-м веке победить инопланетных агрессоров! Даже если Земля будет уничтожена - новый, более совершенный мир, основу которого заложит главный герой на уровне древней Греции и Рима, даст людям возможность прожить множество столетий гораздо лучше, чем они прожили.

Грандиозная авторская задумка! Учитывая пролог, путешествие будет головокружительно долгим, от древних времён - до космических сражений!

Несколько слов хочу сказать про знание древней истории. Доподлинно неизвестно, что там было и как. Мы судим по разрозненным историческим источникам, которые каждый историк ухитряется датировать с разницей в века. Это не удивительно. Мы спорим о том, что было 30 лет назад - и находятся противники, которые приводят цифры и факты совершенно противоположные друг другу. Кому верить? Многие из нас сами видели все эти события - но в них всё равно сложно разобраться. А по древнему миру? Тут вообще лучше не спорить.

Но картина в романе создаётся правдоподобная. На том уровне знаний о древнем мире, где постоянно ломаются копья и вспыхивают смертельные обиды - ощущение времени автор романа "Рождение богов" создал.

Сперва мне произведение отдалённо напомнило "Тезея" Мэри Рено. Но прочитав весь роман, я изменила своё мнение. "Тезей" слабее в историческом плане. В нём приключенческие моменты и желание автора шокировать читателя перевесили. У Рено получился приключенческий роман-фэнтези с куда менее реальным миром, чем в фантастическим параллельном мире Алекса Кимена.

По мелочи я могла бы придраться к ряду моментов, но в целом, произведение получилось добротным и продуманным.

Ах, да! Кофе - из Африки. Хотя, Лёше простительно этого не знать. Вопрос происхождения сельскохозяйственных культур многих ставит в тупик.

Отдельно по стилю изложения

Как я уже упомянула выше, стиль произведения очень лёгкий, без лишней вычурности. Картинка создаётся, затрагивается много философских вопросов. С самого начала мне понравилось рассуждение о нашем отношении к апокалипсису. Автор пишет:

Все любят апокалипсис. Гибель мира необычайно волнует и захватывает нас. Это зрелище никого не оставляет равнодушным. <...> Апокалипсис органично наполняют воинственные, но прекрасные юные девы с трудным прошлым, извиняющим их инфантильную жестокость и сексуальную распущенность, а также суровые вчерашние школьники, получившие блестящую боевую подготовку в онлайновых шутерах.

Забавно? А ведь так и есть! Подобные трактовки навязывает нам множество книг, фильмов. Уверена, далеко не все авторы задумываются, каково это на самом деле. Они же не гибли на "Титанике", не бежали из-под раскалённой лавы в Помпеях. Тема апокалипсиса заезжена и избита, потому что хочется сидеть в тёплом кресле и ёжиться от встающих в воображении картин, а потом прихлёбывать кофе и переключить на другую программу: "Ф-фух! Это всего лишь кино!"

Интересный вопрос задаёт автор, рассуждая о создаваемых нами клише:

...может ли один человек спасти мир? Как будет выглядеть это спасение? И как понять, что мир спасен?

Это тоже к вопросу апокалипсиса. Главному персонажу Алёше придётся решать тяжёлую, практически неподъёмную задачу. Может, автор призывает не обольщаться? Всё возможно, но цена и усилия будут не такие, к каким мы привыкли по киношкам о героях, спасающих мир.

Понравился художественный оборот:

На улице оказалось неожиданно прохладно, он поежился, застегнул куртку и с обидой взглянул на солнце. Солнце покраснело, вероятно, от стыда. Да… не задалось в этом году бабье лето.

Образно, хорошо сказано. Такие вот, лёгкие и ненавязчивые сравнения в романе рисуют многие картинки. И создаётся общее видение целого мира, с погодой, настроением, состоянием общества.

Хорошая мысль, не могу не процитировать:

"Алексей почувствовал необъяснимое возмущение. Он подумал о своем отце, который как раз являлся представителем этого поколения. Всемирно известный физик, один из самых молодых академиков в стране, он никогда не искал оправданий в своем детстве".

Почему-то в одном и том же поколении (в любом) всегда найдутся люди, которые будут утверждать, что "виновато время", что они не смогли, потому что вокруг всё мешало, не давало "творческой личности" проявить себя. Поэтому они стали тем. кем стали. А рядом с ними живут такие же люди, которым время совершенно не помешало создавать, жить, любить. дело не во времени, а в человеке. Автор романа и его главный герой, по счастью, это прекрасно понимают.

Со следующей мыслью автора я бы поспорила:

"Боль – очень противная вещь, непривычная для современного человека. История человечества – вовсе не попытка познать себя и мир, не жажда завоевания, не мечты о могуществе. Нет, конечно, все это присутствует, но как бы невзначай, между прочим. На самом деле эволюция человека – это бегство от боли".

И сейчас существует масса современных профессий, где человеку помимо его желаний и стремлений приходится переносить боль и страдания похуже, чем ощущения от сотрясения мозга. К сожалению, на современном этапе с этим дело даже хуже, чем лет 200-300 назад. Впрочем, я надеюсь, что автор никогда не дойдёт до подобного опыта и останется при своих убеждениях. Кроме того, повествование ведётся от лица молодого человека 20-ти с небольшим лет. Для него неожиданный удар палкой по голове вполне может быть первым подобным происшествием. Поэтому с точки зрения логики романа никакого несоответствия в рассуждении о боли нет.

Забавным показалось мнение Пандоры о главном герое, после аварии на плотине и его героического вмешательства в спасение работника:

"Как можно было так распустить людей, чтобы все стояли и глазели, когда господин все делает за них? Как вообще все это могло случиться и почему он не распекает виновных? Он просто болван!"

Хорошая мысль! Пандора - девушка умная. Понимает, что до настоящего руководителя Лёше ещё далеко. Но способности к руководству развиваются, как любые другие.

Поскольку любовная линия в романе всё-таки присутствует, хочется привести рассуждение героя на эту тему:

"Любовь… Что значит это в его положении? Еще одна нестерпимая боль и неподъемная ноша? Он не может, не должен любить! Он должен совершить невозможное – изменить судьбу мира! Но можно ли спасти мир, если не можешь спасти одного человека?.. И в чем будет заключаться это спасение?.."

Спасать "миллионы" - к этому многие стремятся, но многие ли задумываются, что мир начинается с одного-единственного человека? Хорошо сказано! И очень верно подмечено!

Философские рассуждения Алёши про мироустройство и изменение реальности заслуживают отдельного внимания. Тут не просто фантастические идеи о существовании параллельных миров, других реальностей. Тут вполне конкретное отношение к тому, что мы видим вокруг себя и к тому, как мы взаимодействуем с окружающей нас реальностью:

Человек находится во всех мирах одновременно. Но, сделав выбор, он становится другим человеком, выбравшим этот конкретный мир. Этим он отличается от другого себя – того, который выбрал иную судьбу. И мы делаем этот выбор каждый миг, замечаем ли это или нет.

Подкрепляет это рассуждение фраза:

"Мы не можем управлять случайностью, но можем делать осознанный выбор, пусть даже в мелочах..."

Тема не нова. О ней говорят многие философы. Оригинальность трактовки заключается в том, что автор соединяет два понятия: действие и ответственность. Сейчас модно кричать, что "у нс нет выбора", а он есть. Более того, каждый должен понимать, что какое бы действие он ни совершил - это его выбор и его ответственность. Он меняет реальность, даже если сам того не хочет. А это значит - в результате мы получаем то, к чему сами стремились.

Если все возможные реальности равны и существуют одновременно, значит, существует всё, что возможно. Люди – как пловцы в безбрежном океане: выбирают путь, связывая миры воедино. Боги создали всё возможное, но не смогли создать невозможного, потому что невозможное не существует. Поэтому они создали человека! Суть человека, его цель и божественное предназначение – создавать невозможное, связывать миры, которые невозможно соединить.

Тут у меня в воображении замаячил Роджер Желязны с его Амбером... Совсем чуть-чуть. Но по сути - принцы Амбера как раз являются такими людьми, которые меняют реальность. И именно такое место должен занять герой "Рождения богов". Если я правильно поняла мысль автора:

Поступай так, чтобы твой выбор мог стать всеобщим законом! Каждым нашим поступком мы укореняем этот принцип в реальности. Мы совершаем выбор не только за самих себя, но и за всех людей вообще, за всех, кто окажется в том мире, который выберем мы.

Но трактовка мысли у Алекса Кимена и его персонажа - более масштабная, чем у Желязны. Лёша призван изменить мир ради себя и ради других, а не только ради себя. Как-то так!

А потом книга закончилась! Пророчество, которое несколько раз её преследовало, Пандора рассказать не успела, а это уже интрига.

Хочется напоследок пожелать автору: пусть ваша новая вселенная ширится и развивается до бесконечности! У персонажей на её освоение - целая вечность!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх