Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Антона Казакова «Влиятельные джентльмены»

Небольшой анонс:

"Влиятельные джентльмены" - семь увлекательных новелл, написанных лёгким и красивым языком, объединённые единым внутренним стержнем - судьбой главных действующих лиц, посвятивших себя безопасности родной страны. Место действия - Российская Империя. Точнее, такая Российская Империя, какой она могла стать, не случись революции 1917 года и всех вытекающих из неё тяжких последствий.

Теперь немного эмоций:

Вам нравится альтернативная история? А если в ней круто замешан коктейль из детективного сюжета пополам со шпионскими заговорами, интригами против сильных мира сего и неразгаданными тайнами, от которых зависит спокойствие целой империи? Если таинственный враг сопровождает главных героев, незримо (а иногда и слишком зримо) вмешиваясь в их жизнь? Если сохранить то, что тебе по-настоящему дорого, можно лишь отказавшись от этого?

Сами авторы определили жанр произведения как эстетический экшн. Справедливо! Читая подобные книги, ощущаешь себя дегустатором благородного вина. Чтобы оценить все тонкости элитного напитка столетней выдержки, прочувствовать каждую нотку послевкусия, нужно быть специалистом. Но даже обычный человек в состоянии понять, что пьёт хорошее вино, а не бормотуху, разлитую из бочки за углом. Поэтому книгу рекомендую всем, кого увлекают вариации на исторические темы, волнующие воображение расследования, психологические драмы, убийства, преследования, месть...

Букет получился достойный и даже если все тонкости сразу не уловить - повествование захватывает от первой до последней страницы, держит в напряжении, заставляет внимательно вчитываться в текст, не пропуская ни единой буквы. Целостная картина складывается постепенно, что приближает повествование книги к течению жизни. Читатель, вслед за героями, раскрывает всё новые нюансы таинственного заговора, смотрит на происходящее глазами людей разных сословий, материального положения, взглядов - и в конечном итоге, сам оказывается вовлечённым в действие.

Вот так просто и бесхитростно авторы делают своего читателя сопричастным, практически свидетелем. Ещё немного - и с него можно будет снимать показания.

Пройдёмся по рационализму и логике:

Альтернативная история - жанр непростой. Чтобы альтернативный мир получился устойчивым, правдоподобным и интересным, нужно хорошо разбираться в истории реальной, а уж потом фантазировать и делать предположения - "что было бы, если бы..."

Авторы книги, насколько я могу судить, в реальной истории ориентируются великолепно. Созданный ими мир иной, альтернативной России, предстаёт перед читателем в виде целостной, логичной картины. Можно до хрипоты спорить о том, как долго продержалась бы монархия, какие изменения претерпела бы социальная система, смогло бы российское правительство избежать участия в войнах и конфликтах двадцатого века... Это всё второстепенно, не более, чем предположение, которое нельзя проверить. А значит, справедлив и тот вариант, который разворачивается перед читателем "Влиятельных джентльменов".

Итак, Россия чудом удержалась над пропастью, не упав в революцию и избежав многих потрясений, что позволило ей счастливо развиваться на благо народонаселения. Тут надо отметить, что влиятельные джентльмены (я подразумеваю авторов) обошлись без искусственно притянутых "чудес". Да, мир всё равно прошёл через ключевые точки двадцатого столетия. Даже через выстрел в Сараево. И Николай Второй всё равно отрёкся от престола, правда, через несколько лет от реального отречения. И без Великой Депрессии не обошлось. Зато удалось избежать братоубийственной гражданской войны, бессмысленного разрушения многовековой культуры, жизненного уклада, реальных памятников архитектурного творчества.

Россия живёт и развивается в атмосфере ограниченной монархии, уверенно движется по пути прогресса (а кто ей запретит?), в техническом плане добилась практически всего, что мы имеем на настоящий момент. Даже большего, поскольку её не тормозили разборки на тему "кто в избе главный" и её учёные, испытатели, конструкторы получили возможность спокойно работать и продвигать свои идеи, не боясь, что их вместе с идеями сошлют куда подальше или поставят к стенке.

События книги охватывают большой период, вплоть до начала двадцать первого века. Главные персонажи повествования - два незаурядных оперативных агента, отец и его приёмный сын, Велецкие. Их присутствие в каждой истории, зримое или тайное, ощущается всегда. Даже если читателю не указали пальчиком "Вот это - он самый и есть!" - их не теряешь. Они интересны, от них ждёшь если не чудес, то умелой и грамотной работы.

(Первый "камушек" в огород авторов: почему, едва в произведении речь заходит о талантливом, умелом агенте - он непременно гоним начальством и с превеликим трудом получает заслуженное звание и положение в родной гос. структуре?

Второй "камушек": талантливые одиночки, как правило, плохие начальники. Если человек обделён талантом руководителя, не умеет распределить обязанности по своим подчинённым и везде лезет самолично - его собственный начальник, коли не дурак, не передаст ему бразды правления. От начальников-одиночек обычно одни беды, говорю по опыту).

Детективная линия подаётся весьма своеобразно. Сквозь все истории проходит общая тема противостояния неких враждебных сил, готовых в очередной раз сделать попытку коренным образом изменить Россию и окружающий мир. Силы эти достаточно опасны, действуют скрыто, привлекая то студентов, то террористов, то запудривая мозги людям образованным и даже аристократам. На любого человека можно найти способ влияния, если захотеть. Главные же зачинщики каждый раз тщательно заметают следы своего присутствия. На первый взгляд кажется, что противостоять им - всё равно что пытаться руками остановить снежную лавину.

Человек устроен загадочно: ему всегда чего-то не хватает. Даже если он получит всё, что ему требуется для жизни - он захочет большего, а получив большее, потребует ещё. И будет твёрдо уверен, что его зажимают, притесняют и всячески препятствуют его устремлениям. Это нормально. В несовершенном мире быть стопроцентно счастливым способен лишь святой или умалишённый. Большинство людей не относятся ни к тем, ни к другим, поэтому в любой ситуации найдут, чем остаться недовольными. И поэтому авторы прекрасно дают понять: какой бы ни стала Россия - всегда найдутся недовольные, которые захотят "сделать её лучше" (читай: испохабить то, что есть, за сомнительное удовольствие, может быть, заполучить власть для себя лично").

В качестве примера приведу классические доводы, которые озвучивает очередной завербованный парень по имени Андрей, поддавшийся на "идею очищения и улучшения":

"— Общество больно тем, что естественное течение жизни словно вирусом извращается тлетворным влиянием неподобающего государственного управления. Ведь власть над обществом отдана людям праздным и неспособным. Неспособным прежде всего связать всю свою жизнь с подвластными. На свои полномочия каждый из них смотрит, как на временные. И обращает свои возможности не к общему благу, а лишь к собственному обогащению".

Ему возражает более старший и опытный человек, ректор института: "— Общее благо — это идол, который порой являет жуткие личины, молодой человек. Благими намерениями..."

Тоже обычные слова. Как правило, они сбываются, но новых "революционеров" это ничему не учит. В чём-то они правы, выборная власть - всегда временная и искушение заняться собственным обогащением у временного властителя велико. Он понимает, что вскорости может лишиться кормушки. Иное дело - власть наследственная, которая передаётся из поколения в поколение...

Да, сложная задачка затронута авторами: с одной стороны, противники временного правы, а с другой - Россия уже ушла от абсолютной монархии. Поезд вспять не повернёшь, это уже не выход, а создание новой проблемы, очередная "революция", которая как те благие намерения, неизвестно куда приведёт. Разрушить то, что есть - легко, а вот построить новое - огромный, тяжкий труд. Зато понятно, на чём агитаторы ловят простофиль, подставляя под пули. Жаль бедняг! Но они сами виноваты.

По большей части, повествование ведётся не глазами главных персонажей, а глазами тех, кто оказывается в гуще событий, вовлекается в детективный сюжет. Через убийства, заговоры, попытки изменить мир, надавить, воздействовать. Многие загадки так и остаются загадками. Как в жизни!

Общая логика повествования продвигает читателя вперёд по времени, по событиям, подводя к неожиданному и непредвиденному финалу. Нет! Не финалу, конечно. Скорее, к поворотной точке, которая оставляет надежду на масштабное продолжение произведения. Это похоже на расстановку сил перед очередной попыткой поднять бурю. И вопрос, который встаёт в конце, не может не волновать: если всё так серьёзно, сможет ли противостоять буре главный герой? Ведь остановить волнение в зародыше ему не удалось. И не могло удаться! Столь масштабны были отвлекающие шаги, что шансов вовремя разглядеть за ними то, что происходит на самом деле, оставалось мизерно мало.

Хочется верить, что профессионализм младшего Велецкого поможет ему в дальнейшем разобраться с глубинной проблемой. Недаром любое вмешательство его отца, а потом и его самого, так волновало и волнует невидимых врагов. У них есть достойный противник.

Кстати, а куда делся старший Велецкий?

* * *

Созданное волей авторов широкое эпическое полотно затрагивает не только Россию, но и весь окружающий мир. Раз одна держава двинулась по иному пути развития - неизбежно делают это и остальные. Но самое главное происходит именно в России.

Стиль произведения кажется неспешным. Перед читателем постепенно встают картины изменений в Москве, Петрограде. Прогресс умело лавирует между сохранением старого и созданием принципиально нового. Каждая картина альтернативной реальности прописывается образно, своеобразным языком, который всё время наводит на мысль: наверное, именно так мы бы говорили и мыслили, если бы вся культура не подверглась опрощению после 1917 года.

К своеобразию постановки фраз быстро привыкаешь, они текут, увлекают за собой, не создавая неудобств для прочтения. Они более плавные и округлые, но оставляют достаточно средств для выражения быстрого действия там, где это нужно.

И наконец, сами описания! Это шедевр! Целостный, выдержанный в одном русле язык, способный увлечь и обрисовать именно то, что требуется авторам.

Бесхитростные, но образные обороты:

"Холодный дождь заливал Петроград, будто стараясь смыть его в Неву".

Картина благополучия, если не сказать, благолепия, через которую проходит читатель на страницах произведения, в конечном итоге даёт ощущение времени, а заодно знакомит с изменениями альтернативного развития России:

"И хотя Центральной России, конечно, не сравниться числом жителей с тёплым, комфортным югом страны — но всё же вблизи Москвы уже давно почти все деревни превратились в сёла, сёла разрослись до размеров городов, и теперь все вместе они составляют почти непрерывную застройку сплошь из частных домиков, каждый из которых окружён садом. Над селениями местами возвышаются то колокольни, то сельские школы или больницы, то башенки муниципалитетов, выстроенных и названных на американский манер, а то и шпили кирх на немецких улицах. Если же очередное поселение вдруг сменяется рядом деревьев, то можно не сомневаться: там, за ними, есть лужайка, а за лужайкой — беседка на берегу пруда, а над прудом — особняк какого-нибудь аристократа. Или толстосума".

Вот ещё отличное описание:

"Утро оказалось ветреным. Дождь прекратился, но осенний холод и из ветра делал невидимую влажную плеть, хлещущую наотмашь. Разгоняя сырость по московским улицам, потоки воздуха срывали с деревьев последние листья, а с зазевавшихся прохожих — картузы и шляпы".

Удачные сравнения используются и в описании персонажей. Когда это не длинное перечисление, кто как выглядел, а коротенький, ёмкий портрет, то, что бросается в глаза, даёт нужный акцент:

"Лицо же восточного камердинера не выражало никаких эмоций, словно он отродясь был похожим на свою фотографию в паспорте".

Как тут не вспомнить Филипа Дика, который написал в своё время про "черты лица, словно истёртые временем из-за частого употребления"!

Каждая из семи историй - это вплетённая в общую нить повествования прядка. Для некоторых второстепенных героев неожиданные приключения заканчиваются более или менее успешно. Многие погибают. Не всех жаль. Преступники получают по заслугам, если не от представителей охраны правопорядка, то от своих же нанимателей и боссов, неразборчивых в средствах воздействия.

Лихо закрученный сюжет, лёгкие, невесомо-воздушные описания города, явлений природы, тонко подмеченные философские аспекты власти, ответственности, служения - всё это присутствует на страницах произведения. Поэтому и читаешь "Влиятельных джентльменов" легко, на одном дыхании.

Заслуживает отдельного внимания историческая часть, кратко изложенная в примечаниях. Тому, кто совсем не интересуется русской историей, эти фрагменты мало что скажут. Но для ценителей скажу: написано дельно, по существу, именно так, как и должны выглядеть исторические справки. Это ещё раз подтверждает мою мысль: авторы "Влиятельных джентльменов" знают, о чём говорят. И благодаря их реальным знаниям, альтернатива получилась великолепно!

Molto bene! Che figata!

Извините за итальянский. Навеяло музыкой из "Крёстного отца", что звучала в наушниках во время написания рецензии.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх