Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Антона Казакова «Неутолимый Голод: Тупиковая ветвь»

Хорошо прокатилось! Ой, как хорошо! На ура! По нарастающей, чем дальше - тем круче, а под конец вообще не хотелось отвлекаться ни на секунду. И вдруг - хоп! Конец! Отрываешься от экрана и с некоторым удивлением обнаруживаешь, что в квартире тихо, все давно спят, а буря, которая только что бушевала вокруг тебя, навеяна авторской фантазией. Такие произведения я люблю! Но! Кому интересно, что люблю именно я? Поэтому поговорим о "Неутолимом голоде" если не беспристрастно, то хотя бы объективно.

Сочетание "боевая фантастика", "космическая фантастика" и "магия" - не такое уж необычное. Возьмите хоть лукасовские "Звёздные войны": в них герои действуют посредством некой "силы". Потом, в фанфиках и многочисленных продолжениях ей начали искать материальное объяснение, а по сути, она очень похожа на магию.

В "Неутолимом голоде" маги используют пыль, специальный порошок, который даёт им возможность творить заклинания и изменять действительность. Восприимчивы к порошку не все, зато на тех, кто восприимчив, он действует как наркотик. Буквально, вовремя не употребил - жди ломки. А нужен он, чтобы работать, помогая тем, кто к порошку невосприимчив - инертам. Целые колонии и города возводятся благодаря помощи магов! Не говоря уже о защите, целительстве и прочих сферах, где магия позволяет творить чудеса, справляясь с такими проблемами, которые и не снились людям из обычного, не магического мира.

Само собой, маги должны быть в особом почёте... Но нет! С этим в фантастической вселенной не всё в порядке. Любой маг обладает куда меньшими правами, чем инерт. Такая вот странная несправедливость получается.

С точки зрения логики это объяснимо. Чем больше человеку даётся, тем больше с него спрашивается. И если он наделён сверхспособностями, его первая обязанность - использовать эти сверхспособности на благо общества. Иначе зачем они ему? Чтобы своё самолюбие потешить? А если он наделён силой, способной уничтожить любое живое существо в считанные секунды - ограничений в использовании магии должно быть огромное количество.

В мире "Неутолимого Голода" с самого начала создаётся впечатление, что подавляющее большинство карательных мер направленно именно на сдерживание магов. Вот и предстаёт перед нами не просто удивительный, неожиданный фантастический мир, непохожий на то, с чем приходилось сталкиваться в других произведениях. Рискну сказать, что к тегу "соцальная фантастика" можно смело добавить ещё один тег: "антиутопия".

Почему я говорю про неожиданный фантастический мир? Казалось бы, каждый писатель-фантаст, создаёт нечто оригинальное. Но большинство миров похожи. Тут хочется вспомнить фразу: "Человек не в состоянии создать ничего такого, чего не видели его глаза" (в разных вариациях её произносили и фантасты, и кинорежиссёры). Это правда. Даже самые ужасные и странные монстры, если приглядеться - состоят из частей вполне реальный существ. Самый абсурдный политический строй в художественном произведении - отражение реальных процессов, протекающих в человеческом обществе. Это нормально.

Фантастика ради фантастики - не более чем сказка. Булычёвская говорящая лошадь в аквариуме - это интересно... для ребёнка лет до 10-ти. Но если нет в произведении чего-то, что задевает наши представления о реальном мире, читать скучно. Произведение должно вызывать чувства, эмоции, провоцировать на спор, заставлять восхищаться - что угодно, лишь бы не равнодушие. И в этом автор "Неутолимого Голода" проявил себя мастерски. Равнодушным он точно не оставит.

А вот поспорить с тем, что происходит на страницах, очень хочется! Поймите меня правильно: поспорить не с автором, а с его персонажами. Некоторых хочется просто стереть в порошок! Такие вот сильные эмоции они вызывают.

Сложно удержаться от пересказывания сюжета, но я попробую. Главный герой сталкивается с ситуацией, которая полностью опустошает его как мага. То, что называется "Голодом", пустота, которая поселяется в нём, имеет мало общего с наркотической ломкой. Скорее это сродни отсутствию части тела. Например, ног или рук. Аналогия отдалённая, потому что иметь возможность творить чудеса, а потом навсегда её утратить - это гораздо больше, чем потерять возможность играть в футбол.

К моему сожалению, автор маловато уделил внимания этой самой пустоте и Голоду. Допускаю, что описывать подобное состояние нелегко, но хотелось бы более детального рассмотрения, может, даже нагнетения, чтобы у читателя мороз по коже прошёл. Дайте возможность прочувствовать Голод! Пусть он станет ещё реальнее!

Но и так понятно, что за возможность вернуть себе утраченную магию, персонаж готов на всё. Даже стать учеником странного существа, которое требует от него фантастических результатов и даже не похвалит, когда герой справляется с его заданиями. Такова цена. Денис - уже не ребёнок, он знает, на что пошёл.

Небольшое лирическое отступление: уважаю авторов, которые свободно награждают персонажей русскими именами. Казалось бы, логично, сам автор - русский, вот и пишет о своих. Ан нет! И за мной есть такой грешок: в моём первом фантастическом произведении я не рискнула назвать персонажей, к примеру, Коля и Саша. Я их назвала - Даниэль и Ричард. Такая вот "дань" моде.

Вернёмся к "Неутолимому Голоду".

Несмотря на то, что Денис постоянно мечтает попасть в иллюзию, где он якобы счастливо жил с женой и детьми на сказочном острове - он вряд ли согласится при жизни променять свои магические способности на эту иллюзорную, ненастоящую жизнь. Он понимает, что это - не взаправду, хоть и было здорово, приятно, комфортно. Мечтаем мы все, куда от этого денешься. Мечтаем - и продолжаем жить реальностью. Кстати, полезное качество. Хуже, когда оно скатывается в эскапизм.

Вернёмся к несправедливости мира. Теоретически, обладающие огромной магической мощью люди должны возглавить слабое человеческое общество. Обычно фантастика разделяется в подобном вопросе на два направления. В первом случае маги отделяют себя от прочих граждан и стараются жить своим собственным "миром", который время от времени пересекается с обществом простых людей. Во втором - маги берут на себя руководство. Не всегда открыто, иногда тайно. В любом случае, общество остаётся стабильным лишь до тех пор, пока не происходит досадный перегиб силы в ту или иную сторону.

В мире "Неутолимого голода" всё изначально по-третьему. Здесь маги, как уже было сказано, на подчинённом положении. Ладно, в этом ещё нет ничего страшного. Но они унижаемы, презираемы, связаны множеством жестоких ограничений. Их боятся и ненавидят, но позволяют работать на благо остального общества. Понятно, что при таком положении неизбежно найдутся недовольные, которые захотят всё переделать. Вплоть до полного уничтожения тех, кто не владеет магией.

В процесс вмешиваются те, кто сам же и наделил людей магией: высшие силы, смотрители и демиурги. Даже среди них назревает раскол. И вот тут простой, зато бесхитростный и незамутнённый лишними страстями и амбициями главный герой, оказывается очень полезен одному такому демиургу. Хотелось бы сказать: чистота спасает мир. Но на деле всё куда сложнее.

Денис получает обратно свою магическую способность и значительно её усиливает именно потому, что он - чист или пуст - что в данном случае тождественно. Пуст - от всего наносного, страстного, изощрённого. Наверное, ещё от чего-то пуст, поэтому чист. Более того - Денису удаётся "привязать" к себе ту, которая ему силу возвращает. Он ухитряется завоевать симпатию и заинтересованность некоего надмирового Источника, существующего как хранилище магической энергии. Что Денис для этого делает? Да просто остаётся сам собой.

Есть у него и антипод. Слово неподходящее, но близкое по смыслу. Антипод Дениса - жандарм Самуил Ренцини. Этот человек по-своему тоже чист. Точнее, предан своему делу, что само по себе уже хорошо. Для Источника, дающего силу, он недостаточно чист (это выясняется под конец произведения). Но если бы автор уничтожил Ренцини - я, как читатель, была бы разочарована. Сам мир подразумевает существование подобного антипода. Тем более, что история с концом книги явно не заканчивается.

Хочется понять, что же такое Голод на самом деле. Хочется сказать, что именно он, этот загадочный Голод, руководит всеми поступками и действиями людей. Любых людей: магов, инертов, инопланетян, даже демиургов. Хотелось бы увидеть в этом Голоде некий символ, с которым нужно справиться в конечном итоге, уничтожив именно его. Ведь не будь Голода - сама собой отпадёт необходимость во многих других страстях, в стычках, спорах и битвах, способных уничтожать целые миры.

Тот, кто породил магическую силу, наделив ею людей (может, немного раньше, чем следовало) - породил и Неутолимый Голод.

Несколько слов о художественной выразительности

Самое начало произведения притягивает своей простотой, ставит читателя рядом с персонажем. Нечто подобное мог бы испытывать любой из нас. Чувства описаны точно:

Облокотиться на самый бортик, глубоко вдыхать свежий, пронизанный свободой воздух, уставясь в бездонный простор. И чем шире он, чем дальше видно с самого края, тем быстрее вытягивает он из души и тела напряжение и озабоченность, ласково заменяя их ощущением непонятной, но приятной лёгкости. Так и хочется подтянуться, лихо перекинуть через бортик ноги и — лететь…

А дальше персонаж... нет, не летит, а отправляется в неожиданное путешествие, которое ему бы в голову не пришло, если бы с ним не поступили слишком жёстко. Именно перегиб в правилах, созданных для того, чтобы контролировать магов, запустил цепную реакцию. Мелочь! Но ведь и для Первой Мировой войны поводом стал один единственный выстрел. А причины - они накопились давно, не хватало лишь одного маленького толчка!

Интересны описания магического процесса. Автор не приводит никаких конкретных заклинаний, но каждый раз, когда описываются магические действия, создаётся "эффект присутствия", вплоть до того, что при телепортации можно случайно "затянуть" с собой кусок пространства. Магия в книге имеет зримое воплощение и даже объяснение связи с физическим миром. Это взаимодействие энергетических потоков, а не просто волшебство. И каждое такое взаимодействие не проходит без последствий, что тоже логично.

Есть в произведении и описание того, что такое Неутолимый Голод:

Неутолимый Голод нельзя ослабить. Он не отпускает. Он стихает лишь на то время, пока энергия струится через тебя, и приходит в то же мгновение, когда поток иссякает. Ты возненавидишь его. Ты попытаешься убежать от него, но поймёшь, что бежать некуда. Он — это часть тебя. А потом он станет поглощать тебя, подчиняя своей воле, пока не захватит власть над твоим разумом полностью, навсегда. И тогда ты вспомнишь, на краткий миг, этот разговор и подумаешь, что ошибся в выборе. Но будет поздно. Ты станешь лишь открытым каналом в свой мир. Для меня. И это разрушит твой мир. Или разрушит тебя.

И герой принимает такую цену. Вот где настоящая интрига!

Понравилось то, что касается "атомной магии". Именно упоминание о ней наводит на мысль, что словом "магия" тут называется совсем не волшебство. Это и так понятно, но почему не подтвердить лишний раз? Магия - есть умение правильно перераспределять энергию, способную влиять на состояние объектов вокруг тебя. При особо высоком уровне магической силы, видоизменять можно структуру молекул, превращая одно вещество в другое.

Хочется похвалить автора: несмотря на изрядное количество специфических для мира терминов, они так хорошо вписаны в тексте, что книга не нуждается в сносках, глоссариях и тому подобном. К сожалению, фантастика не обходится без создания специальных названий и терминов. Для читателя прыжки в конец книги/главы/части за пояснениями - это верный способ отвлечься от повествования. Поэтому "Неутолимый Голод" - пример того, как надо писать, чтобы не возникало вопросов.

Пожалуй, ничего не буду добавлять. Книга стоит того, чтобы прочитать её целиком. Рискну сказать: она будет интересна не только для любителей фантастики или магии. В ней есть всё: приключения, неожиданности, интриги, магические поединки, непредсказуемые обороты, детектив, антиутопия, представления о рае, даже чуток любви (как раз в меру для такого мира).

Всё равно лучше, чем автор, я о "Неутолимом Голоде" не расскажу.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх