Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Н. Мар «Железный Аспид. Война»

Бывает, что произведение так захватывает, что перестаёшь замечать время. Так и было со мной, когда взялась читать книгу "Железный Аспид". Это здорово! Это динамично, так что втягиваешься с первых страниц и буквально поглощаешь текст. Я не преувеличиваю!

Не ожидайте от романа привычной логики! Её тут нет и быть не может. Есть лишь своя внутренняя логика, которая соблюдается автором от и до. Вселенная, в которой планета может существовать внутри гиперпространства - это уже вызов любой реальности. Но пойдём по порядку.

Текст

Впервые у меня к нему вообще нет никаких замечаний (два-три пропущенных пробела - не более того). Нет лишних слов, ненужных предложений, словесного мусора. Оформление в соответствии со всеми правилами русского языка. Ничто не мешает читать и наслаждаться. Взгляд не спотыкается, повествование бежит. Встретить такую качественную вычитку у автора - большая редкость.

Особенности авторского мира

Планета, запрятанная в гиперпространстве - гениальный ход! Как оно (гиперпространство) повлияет на то, что живёт и растёт? Уже повлияло, самым чудовищным образом. Логично.

Альянс, вопреки расхожему мнению, что "империя - это зло", с самого начала даёт ощущение некой червоточины, из-за которой его невозможно признать справедливым или сказать, что он лучше той империи, которую все его жители так ненавидят.

Жестокости в романе - это норма жизни (будьте готовы!). Чем-то напомнил "Лекс", хотя там в разы меньше логики.

Публичные казни, которые в Альянсе транслируются по всем каналам - это нечто! Здесь - это должно считаться справедливым. На деле - вызывает недоумение: а так ли страшна Империя, как её малюют?

Эзеры, энтоморфы, просто великолепны! Давайте посмотрим на мир их глазами. Если у мышки спросить, что такое "кошка" - она ответит: "Зло! Кошка подкрадывается, преследует и убивает!" Если у кошки спросить, что такое "мышка" - она скажет: "Еда". Обе стороны правы, но им никогда не понять друг друга.

Обычная картина для многих произведений: все инопланетяне - "на одно лицо". То есть, внешне они отличаются, но почему-то мыслят схожими категориями. Здесь такого нет. Все создания вселенной - разные на столько, что любой договор между ними - не более чем видимость. Они слишком отличны друг от друга, чтобы надеяться привести их к некоему общему знаменателю, посадить за стол переговоров. Для этого нужно учесть естественные потребности и кошки, и мышки, а потом установить некое подобие границы между ними, чтобы обе культуры могли оставаться в естественных для себя условиях.

Попытка разрушить чужой менталитет - обречена. Чтобы удалось изменить расу - её придётся уничтожить!

Империя и император-андроид, у которого опыт - 500 с лишним лет! Наверное, именно такой сможет управлять, учитывая все интересы и находя лазейки, чтобы позволить каждому народу жить собственной жизнью, но при этом не уничтожать на корню соседний.

Нюансы повествования

В романе звучит интересная мысль про императора-робота:

"Самина полагала, что нет безумия страшнее, чем поставить во главе сотни галактик искусственный разум. Более развитый, не совершающий ошибок и просчетов - но допустить повиновение триллионов живых существ машине… В ее голове так и не ужилась абсурдная фантазия, в которой электронный мозг печется о счастье людей".

Героиня ошибается. Но не так ли склонен подумать и читатель? Автор ломает привычный стереотип - такие попытки в фантастике и раньше предпринимались, но с гораздо меньшим успехом. Поэтому, браво автору "Железного Аспида"!

Теперь про Альянс (хотела сказать "злополучный", но остерегусь навешивать ярлыки, пусть каждый сам решает, подходит ли к нему такое слово).

Спрятав свою главную планету и отгородив её системой, уничтожающей всё, что приблизится, руководители Альянса своих же собственных сограждан привели лишь к видимости благополучия. Они зависят от внешних поставок, поскольку на их планете экологический фон не просто нарушен, он полностью извращён и уничтожен. При этом процветает пропаганда, публичные казни и создаётся видимость благополучия. Иначе народ задумается о смене власти. Как это естественно для тиранов!

Впрочем, противная сторона - император - тоже тиран. Но он - тиран рациональный и разумный. Опыт позволяет ему таковым быть. Он совершенен? По меркам граждан Альянса - нет! Он - вообще чудовище, каких днём с огнём поискать! Но он совершенен. Парадокс? Нет никаких парадоксов! Всё держится исключительно на субъективном восприятии.

Главная героиня, на первый взгляд, слишком легко сдаёт позиции и начинает искать огрехи в той системе, которая её вырастила и воспитала. Но у неё есть повод. Она находится в самом эпицентре событий, её отчим - правитель Альянса. Ей многие вещи видны изнутри. И наконец, в игру вступают реальные паразиты, черви, которые медленно поедают плоть её соотечественников, а высшей прослойке общества на это, грубо говоря, плевать.

Первый шаг навстречу врагу героиня делает, потому что даже тут, в изолированном мире, понимает острую необходимость получить более совершенные технологии, которые на её родной планете попросту не нужны. Может, даже вредны. Не трогай до времени проржавевшую дверь, ходи в обход - и тебя не будет волновать состояние механизма. А если начать приоткрывать - там такое полезет! Не отчистишься! Как похожи все тираны! И как верно это замечено!

Три момента, которые смущают меня как читателя

Нет, как раз планета в гиперпространстве не смущает совешенно. Кто знает, что представляет из себя это самое гиперпространство? Тем более, мы не знаем, что в нём может существовать, а что - нет. Поэтому в этом вопросе у меня сомнений не возникло. Но вот в трёх (всего трёх!) других - при прочтении первой книги вопросы возникли:

1. Что за странное устройство у звездолётов? Как может раскалиться докрасна штурвал? Это, по сути, передающий прибор, нечто вроде джойстика. Даже руль обычного автомобиля раскалиться может лишь в том случае, если вся машина горит "синим пламенем" изнутри и снаружи. Между штурвалом или рулём столько передающих деталей, что он в принципе не соприкасается с участками, которые могут раскаляться. Поэтому вопрос к автору: поделитесь, как та устроены космические аппараты в вашем произведении, что внутри кабины может раскалиться штурвал? Я не говорю, что так не может быть, но желательно хоть намекнуть, чтобы не было вопросов.

(Примечание: частично ответ на этот вопрос содержится во второй книге, хотя меня он не убедил).

2. Ртутная амальгама. Что она может переносить в теле андроида, по жилам (!), чтобы он от потери этой самой амальгамы испытывал нечто похожее на потерю крови у человека? Кислород? Энергию? Когда раненый персонаж истекает серебристой жидкостью, которая сразу скатывается в шарики - это красиво, но непонятно.

3. Где газообразные существа хранят память? Если любой ветерок может развеять такое существо на молекулы, как оно накапливает информацию, без которой в принципе невозможно эволюционировать в существо разумное? Они ведь совершенно неустойчивые сами по себе, им обычную память хранить негде, не то, что генетическую. Или они такими на свет появились, без долгой-скучной эволюции? В принципе, автор - творец, может сказать: сразу - и баста.

Поверить в это сложно. Проще представить себе хищных зебр, которые толпой гоняются за гепардом, чтобы его сожрать, а не разумную жизнь в виде газа. Но чего не бывает во Вселенной!

Вот и все недоумения.

И прочее, и прочее...

Война в романе показана воистину по-космически! Часто о масштабах военных действий в космосе фантасты не задумываются. Ну, носятся истребители, ну, палят пушки. Но вот чтоб так, сразу в пыль! А это логично: если есть технологии, чтобы выйти так далеко в космос, значит и оружие должно быть соответствующего уровня. Робкие попытки космофантастики на тему "Звезды смерти" или иных "уничтожителей планет" - это уже сто раз повторено, но как-то бледнее. А тут работаю "по-взрослому" и это никого не удивляет. Даже читателя. Всё естественно в рамках произведения.

Очень интересным мне лично показалось переплетение воспоминаний (флешбеков) и реальности, через которые мы начинаем понимать Эйдена. Откуда и почему он такой, что видел и т.д.

Интересных, неожиданных мыслей много, остановлюсь лишь на некоторых. Например:

"Конечно, риска и самопожертвования от андроида ждать было глупо. Если официант или горничная проглотили бы гранату ради спасения хозяина, то в боевых андроидах от программы безусловной защиты человека пришлось отказаться – иначе они не смогли бы убивать".

А вот это просто позабавило:

"Самина в очередной раз убедилась, что идеального мужчину, к сожалению, можно только синтезировать".

Хорошо сказано!

Походя, легко и интересно комментируются нравы, положение вещей, даётся нужная информация. Вот например:

"Самина и Орис заняли места в ложе для знати: она метра на три возвышалась над ареной и была отгорожена небольшим парапетом из закаленного стекла. «Это чтоб кровища на платье не брызнула», - не удержалась от громкого комментария Самина. Она привлекла к себе несколько пар вытаращенных глаз: ожесточенные сердца зрителей, как ни странно, бывали шокированы, если кто-то называл очевидные вещи своими именами".

Шустрые диалоги, с юмором. Читать легко, нигде не запутываешься, кто что сказал. Это, кстати, большой плюс к авторскому стилю. Написать диалог, чтобы читатель всё понял, не запутался, не уснул и остался доволен - настоящее искусство!

Сама ситуация, с которой начинается повествование, очень оригинальна: император свалился на голову врагам, так что они легко взяли его в плен. Кажется абсурдом, а получается - далеко идущим планом. Рискованным, но объяснимым. Эйден мыслит рационально, даже если людям, его окружающим, это не кажется здравым. Если обратить внимание, в воспоминаниях предпосылка к подобным "авантюрам" уже была. И скорее всего, не раз. Например, когда Эйден уничтожил жорвела - существо практически неуничтожимое снаружи:

"- Зачем же глотать [гранату], можно просто спрятать в руке. И как только окажусь в его желудке, сразу активирую. Мое тело ведь состоит из металла и синтетики. Оно не резонирует при взрыве такой гранаты, и я не должен пострадать".

Не могу не процитировать писание палача, мне лично он показалось гениальным:

"В целом, его можно было описать избитым словосочетанием «гора мышц». Ведь нет ничего хуже, чем выдумывать метафоры для кувалды".

Сравнения - это отдельная тема! Тут нужно просто смаковать и любоваться!

"высокопрочный сплав восторга и сентиментальности"...

"Любое проникновение в этой жизни оборачивается заморочкой - будь то девственница или секретный архив".

Интересно описываются машины (средство передвижения), которые можно носить как брелок, а в нужную минуту активировать и использовать. Вообще, в романе масса придуманной техники, которая поражает фантазией и смотрится логично для такого мира, также как описание самого мира, архитектуры и прочих составляющих.

Понравилось критическое размышление Самины:

"Может оказаться, что единственная разница между нею и Эйденом в том, что ее сделали ночью, а его – днем".

Про саму Самину замечательно и ёмко сказано:

"Что мне в тебе нравится и одновременно бесит, так это внутренний стержень. Правда, он больше похож на шило в заднице".

Юмор - отдельная составляющая произведения. Иногда чёрный, иногда совсем чёрный, отлично дополняет текст и, главное, делает персонажей ещё более живыми.

"Кое-кто из фантазеров говорил, что она бесконечна, кое-кто из реалистов — что она выходит на другой стороне планеты, а кое-кто поумнее — что если долго задаваться этим вопросом, за тобой придет служба безопасности. <...>

— Это символ Браны, — объявил Орис.

— И что он означает? Экологическую брешь? Прореху в бюджете?

— Гиперпространственный карман!

— Задний проход".

Здраво:

"Но кто бы что ни говорил, к единым знаменателям можно привести лишь точные науки. А жизнь — наука гуманитарная. Логику в ней заменяет размытое понятие правды, и у каждого она — со своим креном".

"Людская память коротка и ненадежна. Воспоминания путаются, замещаются одни другими, создают и копируют сами себя — и вот вы уже якобы отчетливо помните то, чего абсолютно никогда не было".

Именно так! Лучше, пожалуй, не скажешь.

Что ещё добавить? Круто! Замечательно! И конечно, повествование останавливается на такой ноте, после которой хочется побыстрее перейти к продолжению!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх