Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Н. Мар «Железный Аспид. Мир»Великолепно! Просто потрясающе! Знаете, чего боишься всякий раз, когда берёшься за продолжение качественного, потрясающе интересного произведения? Боишься, что продолжение окажется бледнее начала. Но с "Железным Аспидом" это не грозит. Удовольствие получаешь от всей дилогии и во второй части, пожалуй, интриг и неожиданностей даже больше. И все они ведут... Не скажу! Читайте сами, тем более, что оно того стоит. Боюсь, что моя рецензия на второй том "Железного Аспида" будет чисто философским размышлением. Книга сама располагает, уж больно сложные и интересные темы она затрагивает. А стиль повествования, острота, объёмность персонажей - всё это никуда не девается. Начнём, однако! Кто сказал, что худой мир лучше доброй ссоры? Чепуха! Чем худой мир... Но это к делу не относится. Вторая часть дилогии взрывает все представления о том, каким должен быть мир в принципе. Мастерство автора и глубокая проработанность каждой детали поражают. За сюжетом ощущается огромная, тщательно продуманная вселенная. Да, она может казаться нелогичной с точки зрения привычной логики. Но главное в том, что она сохраняет свои собственные закономерности. А то, что в ней многие привычные явления попросту перечёркнуты или поставлены с ног на уши - лишь добавляет пикантности. Как острая приправа, без которой пища покажется не лучше той инертной слизи, которую навоображал себе Орис, сидя в камере имперского корабля. Во второй части романа читателя ждёт масса необычных вещей: космическая ярмарка, не менее фееричная космическая свалка, дикие перепалки между персонажами, которым явно противопоказано соприкасаться. Всю вселенную трясёт от их взаимной... - вражды, ненависти, любви? - трудно обозначить привычным словом то, что происходит между Саминой и Эйденом. Лучше вообще не подыскивать к этому слова, потому что незаурядные личности не вписываются в рамки обыденного. Любое слово будет недостаточно ярким. Почему я всё перечисленное называю необычным? Казалось бы, в каждой первой (по крайней мере, в двух из трёх) "космической опере" есть и похожие взаимоотношения, грозящие взорвать пару секторов пространства, и свалки, и рынки, и дельцы, и странные служители порядка, и проститутки, которые бросаются помогать персонажам. Но тогда нужно признать, что на свете вообще не существует ничего по-настоящему оригинального... кроме "Железного Аспида", который выпадает из всех мыслимых схем. Ради того, что им дорого, в том числе, ради друг друга, герои готовы на всё: перевернуть представления о честности, предательстве, даже убить друг друга. Но не буду вдаваться в подробности, это надо читать. И не просто читать, а перечитывать, наслаждаться! Оригинальные идеи Понравилась мне здравая мысль в произведении. Вот тут я бы сказала, что это необычно и мало кому приходит в голову. Мысль можно выразить так: никакой искусственный разум, никакая машина не станет захватывать власть. Это же очевидно! Понимаю, что искушение навоображать себе "восстание машин", ну хоть маленькое, местного масштаба - очень велико. Но я полностью солидарна с автором: не нужна машинам власть! Дело не в том, что в машину закладывают какие-то особые законы "не навреди человеку". Дело в том, что искусственный интеллект рационален, а желание захапать власть - изначально иррационально. Сколько было жаждущих мирового господства! И как они заканчивали? Власть - огромная ответственность. Человек своими примитивными мозгами не всегда это понимает. Ему кажется, что власть - это безнаказанность, деньги, материальные блага. Да, и это тоже, но! Вот тут кроется главная проблема, которую писателей-фантастов не то, чтобы не волнует, они её попросту не видят. Захвативший власть ради денег, благ или услады своего эго, быстренько лишится всего, в том числе, головы, потому что власть без ответственности - нонсенс, а ответственность так огромна, что раздавит каждого, кто к ней не готов. Искусственный интеллект, в основе которого единички и нолики, дарит своему обладателю (или носителю - как хотите) способность быстро выстраивать вероятные схемы последствий и применять их к практической ситуации. Такой развитый интеллект НИКОГДА не захочет никакой власти. И главный герой не хочет. Он пятьсот с лишним лет прожил, ему ли не знать, какое "алмазное кайло" достаётся императору и на какие "копи" ему придётся отправляться с этим "кайлом". Он берёт власть, но он её не хочет. Мысль о том, что андроид - самый оптимальный вариант правителя, выражена замечательно, во всех подробностях, чётко вплетается в повествование на протяжении всего произведения. Да, если робот такой, как Эйден - это действительно оптимальный вариант руководителя для тысячи миров. Сможет ли он он получить власть - другой вопрос. Читайте в книге! Поговорим о злодеях и злодействах Получается, будто я говорю не просто о книге, а о некоем развенчании стереотипов. Но в том и прелесть дилогии! Тем она особенно интересна! Мало кто из читателей и писателей задумывается, какие бы чувства у него вызвал любой книжный злодей, встреться он с таким в реальном мире. Вот, наталкиваешься ты на монстра, который сперва калечит тебя, потом высасывает кровь и напоследок откусывает голову. И без вариантов! По условиям книги, никакого иного интереса такая личность, как ты-реальный, уважаемый читатель, у злодея вызвать не можешь. Тем не менее, мы обожаем книжных злодеев! Мы тащимся от них! Они такие крутые, жуткие, брутальные! А если злодей, как и герой, имеет несколько жизней и убить его - всё равно что перезапустить программу - это вообще круто! Да, парадокс восприятия налицо. В реальности мы едва ли стерпим соседа, который посреди выходного дня начал долбить стенку перфоратором. А вот в книге - сосем иное дело. Что в этом плохого? Да ничего! Но "Железный Аспид" предоставляет возможность пофантазировать: а как бы каждый из нас отнёсся к присутствию злодея рядом с собой в реальной жизни? Образы настолько объёмные, что подстегнуть свою фантазию очень просто. Про Бритца (он не самый главный злодей, есть и похлеще) особенно понравилась сцена его перерождения после того, как он убит. Хвала фантазии автора! Это было сильно! А ещё - не забываем, что настоящий негодяй не тот, кто обладает перпендикулярным мышлением, а тот, кто обладая таким же мышлением, делает гадости. Поэтому при кажущемся "злодействе" Бритца - он не играет роль "первой скрипки" в злодейском оркестре. Он в чём-то даже симпатию вызывает. Ну, учитывая, что в реальности такой с тобой рядом никогда не материализуется. Общее построение книги производит впечатление точно рассчитанного пути, который предлагается читателю, чтобы узнавать каждую новость в определённый момент, ни раньше, ни позже, а тогда, когда его это сильнее всего шокирует. То, что где-то рядом, в описываемом мире, должна существовать Земля, понимаешь ещё из первого тома. Брана населена земными животными, пусть и извращёнными путём ненормального эволюционного скачка. И всё-таки, когда выясняется, куда же на самом деле делась наша старушка-планета - хочется аплодировать автору стоя! Это гениально, иначе не скажешь! Книга универсальна. Любителям приключений и фантастики тут есть где разгуляться, а тем, кто мечтает о вдумчивом, философском чтении - найдётся о чём подумать. Хотите страстную, парадоксальную, нелогично-необъяснимую и яркую любовную историю? Конечно, словосочетание "любовная история" к роману совершенно не идёт, скорее даже, отторгается. Но как ещё объяснить привычными терминами то, что ожидает читателя, с тревогой наблюдающего за развитием взаимоотношений главных героев? То они убивают друг друга, то... Ладно, умолкаю! Автор затрагивает много интересных вопросов. Благодаря великолепному, продуманному стилю, в котором нет ничего лишнего, читаются обе части дилогии легко. Сюжет постоянно держит в напряжении. Слабонервных предупрежу: вас ожидают настолько неожиданные и острые повороты, что запастись валерьянкой (или валидолом) будет не лишним. Особо хочу отметить образ "кротовины" (провала в гиперпространство), в которую уходит целая планета. Отсылка есть в первой части и мысль поддерживается во второй. Именно "кротовина", иного, более точного сравнения не найти. Тут нужно позавидовать образности мышления того, кто создал небывалый мир и увидел эту самую "кротовину". Поверьте, это здорово! Несколько цитат (просто не могу удержаться, ибо стиль нравится): "Пси-блок сконструирован по принципу медитативных тюрем империи, где Вы попадаете в ту среду, которая отражает душевное состояние. Ваша агрессия обернулась вонючей жижей и липкой слизью, а страх — мертвой тушей и пугалом..." Этакий аналог ада, в котором вовсе не сковородки и пыточные машинки, а всё то, что тащит в своём сердце сам человек. Очень образно! Гениально! А как вам нравится: "...сбитые с ног и с толку..." Мимоходом, небрежно - но рождается образ, картинка, которую буквально видишь! Мир "Железного Аспида" жесток. Но в нём человека можно буквально собрать по частям, оживить, убить снова, чтобы вернуть к жизни и подвергнуть паре-тройке небывалых пыток, о которых автор говорит небрежно, как-то даже мало придавая им значения. Право, какие пустяки! Что же так настойчиво тянет, заставляет читать, сопереживать, лезть вслед за героями в гущу событий? Может, мастерство автора? Чтобы вот так увлечь, вбросить и наблюдать, как ты барахтаешься, когда и непривычно, и чуждо, но вылезать не хочется. Вот такое впечатление производит книга. И всё это стоит пережить!
© М.В. Гуминенко. 2022 г. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |