Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Анны Веневитиновой «Петербург»

Во-первых, очень здорово, что мне довелось познакомиться с произведением автора! Как читатель я получила удовольствие от проведённого времени. Стиль чистый, без лишних словесных конструкций. Грамотно, красиво, тщательно вычитано.

Во-вторых, рассказ... странный. Я прочитала его трижды, чем решилась написать рецензию. Странный и загадочный не по сюжету. Как раз сюжет несложный, в чём-то мистический, в чём-то фантастический. По построению мне бы хотелось назвать форму композиции "кольцевой", хотя это не совсем так.

Начинается повествование в 2988 году (мне сложно представить, какие изменения произошли бы на Земле за девятьсот с лишним лет). Судя по контексту, человечество успело рухнуть вниз по лестнице технического прогресса и вернуться обратно, до стадии мобильных телефонов. Любопытно, необычно, фантазии автора можно только позавидовать.

Дальше трое персонажей, каждый своим путём, проходят через разорванное кольцо вечности (ассоциация с блокадным монументом "Разорванное кольцо" чёткая) и возвращаются в тот город, который упрямо ищет одна из героинь - в Петербург, когда он ещё существовал - в 2188 год. Это уже более обозримое будущее, хочется верить, что к тому моменту город не исчезнет с лица земли.

А дальше - сплошные ассоциации. Возможно, я не вижу большинства реальных отсылок (если автор их вкладывал в свой текст), а вижу нечто, близкое мне самой. Но разве это плохо, когда слова пробуждают ассоциации, пусть не совсем те, которые подразумевались изначально? У каждого своя связь с городом.

Чтобы понимать феномен Петербурга, нужно не просто родиться тут, нужно прожить долго и захотеть увидеть нечто большее, чем просто город на берегу реки. Нечто таинственное, необычное, вложенное в него от момента основания.

Сперва мне вспомнилась песня Геренщикова "Болота Невы". "След сгоревшей звезды..." Неотпетые мертвецы на плечах у людей. Души мёртвых солдат на ветвях, пепел в руке... Это всё из песни, но именно такие слова приходят на ум во время прочтения рассказа.

Может ли исчезнуть такой город, как Петербург? Да запросто! Если этот пепел и эти мертвецы исчезнут из его памяти. Нечто неразрывное связывает здесь прошлое, настоящее и будущее. Не существует одного без другого.

В рассказе персонажи связаны с Петербургом и возвращаются в него, сумев преодолеть самое главное, что преследует каждого после его смерти: забвение. По таинственным причинам, обеим девушкам дано было вернуться назад. Их, как мифический перевозчик через реку Стикс, дожидается среди лесов и болот тот, кого они когда-то любили до кровных обид соперничества. Несмотря на присутствие любовной линии, целого треугольника, ничего особо романтического в повествовании нет. Пишет автор просто, без сопливо-слезливых сантиментов. Но картина от этого только ярче.

Ещё одна ассоциация - старый английский фильм, который мне довелось посмотреть лет 30 назад. Название его я безнадёжно забыла, но в одной из его новелле к жене приезжает с фронта Второй Мировой её муж. Они радуются встрече, потом бросаются в постель, занимаются любовью. Среди ночи муж просыпается весь в воде и водорослях. Вода сочится прямо из него. Он сперва не понимает, что происходит, потом возвращается память: он погиб, его самолёт рухнул в реку и он утонул.

Когда просыпается жена - его уже нет. Может, это ей показалось? Но постель мокрая и на простыни - водоросли, ракушки...

Одну из героинь рассказа навязчиво преследует запах керосина (кстати, очень характерный, с детства его хорошо знаю). Это - авиационный керосин того аэроплана, на котором она летала во время войны. Воскресив в памяти момент гибели, девушка проходит через кольцо вечности и возвращается в родной город, о котором ей так хотелось узнать.

Вторая девушка, которая в прошлой жизни была серьёзнее, здесь наоборот легкомысленнее и меньше привязана к прошлому. Но и она возвращается. Своим способом. Каким - лучше прочитайте сами. Это интересно.

Над тем, почему каждая из героинь именно так возвращается и что служит загадочным "ключом", разорвавшим незыблемую ткань времени, можно размышлять долго. Уверена, любой, кто прочитает новеллу, придёт к каким-то своим выводам. Многогранность произведения в том и заключается, что к нему, как к шестерёнке, у каждого найдётся свой подход.

Могу ли я рекомендовать рассказ тем, кто никогда не жил в Питере и мало знаком с его историей? Могу! Любителям странных, мистических историй, здесь есть над чем подумать и чему удивляться. В небольшом объёме, как в сосуде, автор собрал целый набор интересных вещей, символов, оборотов, загадок. Но конечно, самым требовательным читателем может стать питерец, который интуитивно чувствует свой город, даже если никогда о мистической стороне этих мест не задумывался.

В каждом городе есть свои тайны. Кто сказал, что тут их больше, чем везде? Но попробуйте соединить свои местные загадки и тайны с сюжетом так, чтобы это стало зримо для тех, кому нет дела до вашего города. Мне почему-то кажется, что автору это удалось.

Произведение похоже на стихи в прозе. Нет, не построением фраз, они достаточно простые. Сутью. Будто внутренний ритм новеллы накладывается на стихотворную основу. Могла бы выйти неплохая поэма, а получился весьма впечатляющий рассказ.

Стиль изложения приятный. В чём-то сухой и убористый, в чём-то аллегорично-ассоциативный. Я бы сказала: картинистый. И пусть никого не пугает корявое слово, именно оно тут просится, в компанию к деду Жоре, Маше, Юле, их диалогам и взаимоотношениям. Штрихи не совсем акварельные, больше похоже на гуашь, но именно она просится для того, чтобы изобразить густой лес, белеющие могилы, падающие с неба звёзды... Страх, отчуждение, неприятие, надежда - всё укладывается в рамки картины, созданной автором.

Чуть не забыла сказать про "кольцевую" форму изложения сюжета. Персонажи возвращаются в пропавший город, в то время, когда он всё ещё был реальностью. Они - именно отсюда, рано или поздно они должны были вернуться. Поэтому создаётся впечатление кольцевой композиции.

Вопрос к автору: а множество могил на заброшенном кладбище - случайны, или каждая обозначает того, кому удалось вернуться назад?

Не жалею потраченного времени. Рассказ впечатлил.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх