Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Рецензия на рассказ Анны Веневитиновой «Квартал двойников»Замечательный, глубокомысленный, очень философский рассказ "Квартал двойников"! Несмотря на лёгкость изложения, простоту сюжета, его можно читать и перечитывать в поисках новых граней. Об алмазной огранке я говорила? Её суть в том, чтобы один луч света преломить немыслимое количество раз и заставить скромный прозрачный камушек сиять ярче звёзд. Так и хорошее произведение - должно иметь "алмазную огранку", чтобы во многочисленных отражениях каждый уловил то, что ему близко. Для этого не нужно много слов. Для этого нужны точно подобранные слова. Что же довелось увидеть в рассказе мне? Сначала я хотела "растечься мысью по древу" на тему всяческих "машин времени" в литературе, но передумала. Потом, на закуску. Начну с другого. Авторский стиль Он отточенный, интеллигентный, под стать месту действия. Читателя рассказ погружает в ланинградско-питерскую обстановку. Писать про Петербург так, чтобы город становился узнаваемым, надо уметь. Тут не обойдёшься упоминанием известных памятников, тут нужно прочувствовать дух города, проникнуться теми чувствами, которые его наполняют. Не раз сталкивалась с бездарными песнями про Ленинград-Петербург, где автор обходится тем, что старательно перечисляет мосты-дворцы-сады-колонны, а в результате не то, что картинки не возникает - появляется ощущение, что человек не был никогда в наших краях, а открыл путеводитель и старательно выписал названия достопримечательностей. У автора рассказа "Квартал двойников" всё по-другому. Он создаёт портрет города, не вдаваясь в перечисления или подробные описания. "Моя тень тускнеет и неторопливо вытягивается". "Осенние облака стелются так низко, что адмиралтейская игла вот-вот проткнет их". Суть - вот что улавливает автор, говоря о городе. Кому не доводилось видеть Питер, может и не поймёт специфики. Но всё равно поймёт, о чём речь в рассказе. В этом универсальность повествования: оно затронет и питерца и не питерца. Но для питерца развёрнутая перед ним картина окажется родной и близкой. Сюжет Герой дважды пересекается сам с собой, возвращаясь в прошлое. Интересно, как он в 17 лет смотрит на себя взрослого: "Вот уж кто точно бывал в Венеции!" - а дальше вполне объяснимая, очень советская зависть к импортному костюмчику, ботиночкам. Зависть к чужому успеху, когда ты видишь для себя лишь стандартный путь совкового интеллигента со 120-рублёвым окладом, а тут - хлыщ лощёно-правильный! Забавно! Я не раз слышала от людей своего поколения, что они в детстве примерно так и представляли себе будущее: работа-дом-семья-оклад, в лучшем случае - путёвка в Сочи. Автор рассказа создаёт интересное переплетение прошлого и настоящего, раскрывая характерные черты того и другого. Люди узнаваемые, мысли знакомые. И такая трогательная неуверенность, и желание позвонить, и последняя двушка "А вдруг автомат заклинит!" Кто сейчас знает такие заботы? Средства художественной выразительности, мысли, идеи Любопытные наблюдения в рассказе не только про город, но и про то, как к нему относятся разные люди. Мне понравилось про Бродского! Полностью согласна с автором - не похож Ленинград на "город цвета замёрзшей водки". Хотя, иллюзия восприятия у каждого своя. "Помню, видел кучу вомбатов, которые устроили пляски у меня в умывальнике... Правда, я был в стельку пьян" ((с) "Вавилон 5"). А если без шуток - наверное Бродскому тоска и отчаяние были настолько близки, что по-другому он не мог воспринимать Ленинград. Время такое было. Автор точно заметил, говоря о городе: "И всё-таки, стихия Ленинграда не вода, как кажется на первый взгляд". Вы знаете, что анекдоты про питерские дожди - это всё лажа? Существует множество городов, где осадков за год выпадает гораздо больше, чем в Санкт-Петербурге. У нас многовато пасмурных дней, а это не одно и то же. В Москве за год выпадает 707 мм осадков, в Краснодаре 735, а в Питере - всего 662. Так что про "два дождя" - это не к нам. "Ветер и огонь — вот стихии Ленинграда, оттого он так переменчив и не похож ни на один другой город мира". Так говорит автор словами персонажа - и я с ним полностью согласна. Временные петли Не буду пересказывать сюжет, вернусь лишь к "машине времени". Её как таковой в рассказе нет, но ощущается её работа, когда пересекаются в особом месте Питера разные времена, так что внутри здания и за окнами одно, а если выйти на улицу - будет уже другое. Герой рассказа так и не вступает в контакт с самим собой-семнадцатилетним. На первый взгляд может показаться, что он опасается изменения прошлого. Вдруг он скажет что-то такое, что круто повернёт его собственную жизнь. Мне показалось (я могу быть неправа), что проблема немножко глубже. Звучит она так: хочет ли человек исправлять свои ошибки в прошлом? Считает ли он их ошибками? Тут я всё-таки сделаю обещанное отступление. Мне во время прочтения пришёл на память старый фантастический рассказ (с "Кварталом двойников" он не имеет ничего общего - сразу говорю). В фантастическом рассказе люди из будущего прибыли в прошлое и один случайно задавил бабочку. А когда пришельцы вернулись обратно в своё будущее, оказалось, что в мире произошли глобальные изменения. Когда-то меня мысль рассказа впечатлила, а сейчас я скажу одно: чушь! Жизнь - это что-то вроде поезда. Мы все - внутри него, у каждого своё место. Если очень захотеть - наверное, можно пробиться назад, в последний вагон, или наоборот рвануть вперёд, в неизвестность. Но суть в том, что поезд идёт из пункта А в пункт Б. Что бы мы ни делали внутри - он всё равно дойдёт до пункта Б. А раздавленные бабочки? - спросит кто-то. Да ничего они не значат и ничего не могут изменить! Их каждый день тысячами гибнет, не оставляя потомства, а потом нарождаются новые тысячи ещё более экзотических бабочек. Каждый вид в природе существует до тех пор, пока кто-то не вытеснит его из естественной ниши. Одна задавленная человеком или животным бабочка тут не играет роли. Вот если бы персонажи принесли с собой дихлофос и перетравили всех бабочек! И то, со временем народились бы какие-то другие, для которых освободилось пространство. Да ещё с иммунитетом к дихлофосу. С людьми так же: не родись в своё время Наполеон - нашёлся бы другой француз или корсиканец, который занял бы его место. Личность в истории значит много, но не играет роковой роли. Если назрела историческая ситуация - хоть двадцать наполеонов или гитлеров пришиби во младенчестве - всё равно не избежать конфликта. Люди готовы бить и крушить друг друга, им не так важно, кто поведёт их в бой. Не личность играет ведущую роль, а обстановка, которая делает личность. Увы, это даже не все историки понимают. В отношении неизменности прошлого мне вспоминается один японский художественный сериал. Действие происходит в кафе, где есть особое место за столиком. Если его занять - можно попасть в определённый момент своего прошлого. Но даже если ты исправляешь какие-то свои ошибки, совершённые какое-то время назад, когда возвращаешься обратно - прошлое остаётся таким, каким было изначально. Ничего не меняется. В чём смысл? В том, чтобы понять, как изменить своё настоящее! Зачем Лев Александрович, персонаж "Квартала двойников", возвращается - читатель может лишь догадываться. Но одно можно сказать: Лев Александрович не хочет, чтобы его прошлая жизнь изменилась. Он понимает, насколько ему дорого то, что было. И те пять лет, которые он прожил с женой, прежде чем она умерла, оказываются ценнее любых предостережений. Может быть, нас пугает неопределённость, когда оглядываешься назад и видишь, что наверное, можно было бы что-то подправить, где-то свернуть не на правую, а на левую улицу, выбрать не то, что ты выбрал, не имея опыта. Но кто знает, как тогда сложится жизнь? Всё, что уже произошло, оказывается дороже сомнительных, неясных перспектив. Прошлое неизменно, потому что оно уже прошло. Как сказал мастер Угвэй: "Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано. Поэтому его и зовут настоящим". А о чём всё-таки рассказ? Почитайте сами. Я уверена, для каждого в нём найдётся интересный сюрприз.
© М.В. Гуминенко. 2022 г. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |