Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Маргариты Свидерской «Княгиня Ольга»

"Княгиня Ольга" - грандиозное по своей задумке произведение Маргариты Свидерской, соединившее в себе магию, криптоисторию, политические интриги, заговоры и даже детектив. Чтение затягивает с первой же страницы, события развиваются постепенно, возрастает напряжение, вмешиваются новые силы, персонажи, таинственные знаки судьбы! Очень захватывает!

Лирическое отступление:

Что, с точки зрения читателя, является самым главным достоинством художественного произведения? Идея? Нравоучение? Круто закрученный сюжет? Скрупулёзное соответствие историческим данным, физическим законам? Ничего подобного! Самое главное - чтобы было интересно и не скучно. За интерес произведению можно многое простить, а вот если автор не смог вызвать в читателе интерес - тогда кранты!

На сём покончим с лирикой.

"Княгиня Ольга" - произведение необычное. Это не просто славянское фэнтези. Автор выбрала в героини реальное историческое лицо с загадочной и таинственной биографией. Что мы знаем о происхождении княгини Ольги? Что помогло этой незаурядной женщине так прославиться? Откуда взялись в ней сила, ум, хитрость, любовь к той земле, на которой она жила? Сведения об Ольге противоречивы, начиная с даты рождения, которая по различным источникам "плавает" в период нескольких десятилетий. Точно ли она родилась там, где утверждает очередной летописец? А может, она появилась загадочным образом, благодаря магической временной петле, забросившей нашу современницу в Киевскую Русь?

За непростую личность взялась Маргарита Свидерская, представив собственную версию событий. А почему нет? Единственное, что требуется от автора, коли он решил проявить такую творческую фантазию - это захватить читательское внимание. И это автору в полной мере удалось!

С жанром криптоистории я сталкиваюсь впервые. Сюжет основывается на фантастическом допущении, что мы забыли или намеренно скрыли исторические факты, поскольку они слишком фантастичны для реальных исследований и школьных учебников. Кстати, обо всей исторической науке можно сказать: это не более, чем криптоистория. Мы живём в твёрдой уверенности, что всё знаем, на деле не зная ничего. Мы не можем разобраться с тем, что произошло 30 лет назад, а воображаем, будто способны понять события, от которых нас отделяет тысячелетие, когда человек мыслил не так, выражался не так, толковал любое явление с какой-то своей, загадочной и непонятной точки зрения, основы которой мы не знаем.

Пора отцепиться от навязанных учебниками гипотез, которые ни на секунду невозможно принять за исторические факты - и отдаться на волю фантазии!

Итак, перед нами - книга про попаданцев. Точнее, "попаданку", переброшенную в прошлое неведомой силой. Если принять эту таинственную силу разумной - тогда перенос нашей современницы в прошлое имеет глубокий смысл: ей суждено круто повернуть русло исторических процессов, с которым наши предки сами справиться не могут.

Сюжет в романе развивается постепенно, давая читателю возможность самому прочувствовать, каково это - внезапно попасть в небывалый для себя мир. Может, потому и попадает Ольга в неведомое для себя прошлое в совершенно беспомощном состоянии. Она, как новорожденный младенец, вынуждена начинать с самых азов: учиться понимать язык окружающих её людей, подниматься, вставать на ноги, ходить. Потом ей нарекают имя - и она становится полноправным членом того общества, в котором родилась.

Ольга познаёт неведомый для себя мир, о котором у неё лишь самое отдалённое впечатление, постепенно, начиная с неверия, неприятия, потом начинает разбираться что к чему, втягивается в этот процесс - и уже находит в себе силы смириться, принять новое положение, начать действовать, выбирая правильные пути.

Автор делает процесс вхождения героини в мир древней Руси постепенным и логичным. Ольга - девушка разумная, у неё не висит перед глазами клише "Предки были дураки, я заведомо умнее, сильнее, сейчас как покажу класс!" В книге несколько первых частей посвящено именно вхождению героини в славянский мир, со всеми его особенностями, ритуалами, менталитетом. Повествование постепенно становится всё динамичнее, полнее. Иначе - нельзя! Иначе весь этот процесс станет "липовым", читателю не удастся прочувствовать те сложности, которые неизбежно встают перед героем-попаданцем.

Ещё одно отступление:

Мало кто из авторов, со времён "Перстня княгини Анны", задумывается о том, что действительно будет самым сложным для современного человека, попавшего на несколько сотен лет назад. Почему-то большинству кажется, что главный барьер - это то, что предки необразованные, не принимают женскую эмансипацию, а ещё - любого лопуха в кроссовках и джинсах по одной одёжке сочтут "посланником дьявола", колдуном, демоном или чем похуже.

Чепуха это всё! Главное препятствие - в голове самого современного человека. Это он считает, что именно так его "примут" в стародавние времена. И именно так считают многие писатели, сценаристы. Препятствие - в голове автора и его персонажа. Надо всего лишь отбросить навязанные клише и штампы, постараться вникнуть в то, что делается вокруг тебя. Принимая окружающий мир, люди ухитряются с нуля изучить чужой язык, чужую культуру и в результате - сделать лучше себе самим. Воображаемый барьер между современным человеком и людьми из прошлого рассыплется, если попаданец употребит немножко усилий, чтобы принять людей, среди которых он очутился, а не пытаться разрушить или "улучшить" их привычный мир.

Будет время - посмотрите "Сны о России" Акиры Куросавы. Попаданцы бывают и реальные, даже не надо нырять вглубь времён.

Возвращаюсь к роману. Автор обещает нам интриги, заговоры, магию и приключения. Всё это есть, описано интересно, живо и подробно. Иногда излишне подробно. Но иначе как? Чтобы создать полную картину и объяснить, в чём сложности - приходится давать много деталей. Особенно поначалу. К тому моменту, когда Ольга наконец выходит в "большой мир", знакомится с будущим супругом, вмешивается в исторические события, повествование начинает так резво набирать скорость, что только успевай оглядываться! Строчки сами летят, увлекая читателя за собой.

В том, что мир магический, убеждаешься очень быстро. Если с исцелением Ольги ещё можно объяснить происходящее материалистически (почти всегда), то с того момента, как она соглашается принять новое имя, новую жизнь - начинают твориться чудеса. Сперва легко, как прикосновение того бога, что ветерком поддерживает Ольгу, давая знать о своём присутствии. Дальше - больше. К моменту встречи с чудной обитательницей леса и её ужасным котом картина прорисовывается окончательно. Да, это мистика, магия, колдовство - нечто, существующее вне человеческого понимания. То, во что можно только верить. А не верить - не получится, когда чудеса происходят именно с тобой.

Удивительный мир, созданный автором, совершенно непохож на привычные сказки или фантазии о наших предках времён Перуна и Велеса. Здесь всё лишь отдалённо напоминает привычные мотивы, впитанные нами с детства. Но так и должно быть! Сказки рождаются не на пустом месте, но прототипы сказочных героев в жизни выглядели немножко не так, как мы себе воображаем через тысячу прошедших лет и сотни литературных обработок.

Ольга принимает мир, хотя в душе её остаётся желание вернуться домой, в 21-й век, к привычной жизни. Но она ничего бы не смогла сделать, не приняла бы ни одного правильного решения, если бы зацикливалась на этом своём побуждении. Она оказывается достаточно умна и мобильна, чтобы принять-таки, как факт: да, она тут, в том времени, когда даже Москвы ещё не было. И если она тут очутилась - она должна жить этой жизнью, находить способы вникнуть и начать наконец решать проблемы, ради которых её занесло так глубоко в прошлое.

Решит ли она эти проблемы? Сможет ли? Интересные вопросы! Надеюсь, автор на них ответит.

Напоследок:

Стиль произведения размеренный, но достаточно насыщенный. Я не заметила, чтобы в тексте присутствовали ненужные отступления или отвлечённые философии. Читается он легко, даже на длинных подробностях, что говорит о малом количестве словесного балласта. Практически ничто не тормозит взгляд, не заставляет отвлекаться. Всё по существу, поэтому читать надо внимательно, от начала и до конца. И уж потом дерзать высказываться.

Изложение событий последовательное. Только в начале ощущается лёгкая путаница, когда на Ольгу в 21-м веке нападает бандит, а я не сориентировалась сразу и удивилась: откуда у персонажа времён князя Игоря - наколки! Даже хотела претензию автору предъявить за такой "перенос" современного термина. Но уже через пару строчек поняла: мы находимся в настоящем моменте, до того, как героиня неведомым образом попала в прошлое. Бандит реальный, наколки логичны.

Образы исторических персон - князя Олега (Ольха), Игоря и прочих получились хорошо, объёмно. Никаких замечаний. Какими эти люди были на самом деле - мы не знаем, но у автора они вышли интересными, в чём-то симпатичными, а главное - привлекательными.

Логика повествования - одно замечание: споткнулась на моменте, где Ольга скручивает бандита (пусть тощего задрота, но всё-таки мужчину), завернув ему вторую руку за спину. Мне, видевшей сцену, когда два фээсбэшника, здоровые мужики, сидели верхом на таком же задроте и пять минут не могли вдвоём заломить ему руку за спину, чтобы надеть наручники - такое трудно представить. Парень, кстати, по виду и не сопротивлялся, просто пассивно лежал как бревно и каждый раз ухитрялся вернуть руку обратно.

Описания, особенно природы - точно и ёмко. Например, образно дан лес (сама по такому как-то пробиралась):

"Тропа была не хоженой, путь преграждали завалы или густая паутина, свисавшая седыми кусками размером с одеяло, отчего казалась вековой".

Забавным показалось приключение с изготовлением арбалета. И само описание и его результат - ещё раз подчёркивают, что у предков были свои представления о рациональности и не нам пытаться это изменить. Во всяком случае, с наскока. Точно, очень точно подмечено автором!

Ошибки и опечатки в тексте присутствуют, но это - для корректора. Специфическими терминами и словами произведение не перегружено, интуитивно понятно всё, а что непонятно - есть сноски. По тесту, пожалуй, всё.

Роман замечательный! Тема выбрана фантастически интересная, особенно для любителей альтернативной истории и загадок старой Руси. Автора искренне благодарю за доставленное удовольствие! Пишите! Обязательно продолжайте! Горизонты тут необъятные.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх