Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Владимир Угловский. Техника hentai fade, которую все применяют неправильно

Как известно, главный герой должен быть таким, чтобы представитель целевой аудитории ему сопереживал. Ну, не всегда, может, одобрял, в общепризнанных золотых фондах классики полно героев, одобрять действия которых - это диагноз. Но чтобы, по крайней мере, читатель безразличие к нему не чувствовал и наблюдал за его делами с интересом.

Не менее известно, что многие незадачливые авторы, желая добиться такого эффекта, ставят all in на отождествление читателя с героем. Но поставленной цели, выражаясь мягко и вежливо, не достигают, поскольку назначения и ограничений такого метода не знают, а потому применяют его неправильно.

Посему предлагаю рассмотреть, как будет правильно.

Важно: я ничего здесь не утверждаю в порядке истины в последней инстанции. Это только мой опыт и немного моих же рассуждений, которые я не могу подкрепить ни примерами из собственноручно написанного бестселлера, ни давяще-харизматичной уверенностью, что я - д'Артаньян, а все остальные - завистливые лузеры. Так что если кому-то оно покажется полезным - хорошо. Если кто-то на это напишет «Вова, ты не шаришь, здесь надо так и вот так» - ещё лучше. Ну, и я заведомо не берусь учить жизни тех, кто считает, что сильная книга - это та, у которой максимизируется произведение суммарной массушки томов на ускореньице написания проды. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою, так что напрасное это дело.

Итак, отождествление. То есть, когда пишем строго от первого лица, когда образ героя намеренно несколько размыт, дабы не контрастировать с чертами читателя, и когда, стартуя с незаслуженно низкой позиции, герой вовсю доминирует, поскольку этого, как предполагается, хотела бы для себя аудитория.

Чтобы применять его правильно, надо для начала знать, кто и зачем этот метод в принципе изначально начал использовать. И я таки могу вам об этом рассказать.

В том виде, в котором оно массово применяется, отождествление пошло с дейт-симов. В том числе, с хентайных дейт-симов. Да и, собственно, в самом неинтерактивном хентае оно также вовсю применяется. Ну и оттуда уже перекочевало в малость более целомудренные гаремники, а там и в исекаи, включающие в себя элементы гаремника (то есть, как минимум многие из исекаев, почти все).

Предпосылкой для возникновения такого художественного приёма является элементарное, в общем-то, соображение, что потребители дейт-симов и уж тем более хентая в массе своей нацелены скорее помечтать о своём участии в творящемся там... кхм... действе, нежели следить, как в этих сферах приключается какой-то посторонний парень (или девушка, но это статистически реже). Потому внятно прорисованный протагонист там будет в лучшем случае игнорироваться, а в худшем — мешать.

Не подумайте, при этом, что связью с хентаем я этот метод пытаюсь как-то стигматизировать. Запретных приёмов здесь нет, есть только качественно или коряво исполненные. Хотя, чего уж тут, обращается этот приёмчик зачастую к весьма низменным сторонам души читателя, даже если о хентайщине речи не идёт. Но не приходится отрицать, что при грамотном применении он работает. Тем не менее, здесь уже возникает вопрос, а так ли необходимо применять сию технику хентайного фэйда (уж простите за неологизм) к герою именно вашего произведения. И это я не про моральные составляющие, с ними каждый сам для себя определится, а потом сам же и пожнёт плоды своего решения в комментариях к нетленке. Здесь голая прагматика: вы уверены, что, знакомясь с вашим сюжетом, читатель в идеале должен думать «на месте этого чувака должен быть я»? Может, там есть что-то такое, чего читатель на себя примерять категорически не захочет? Что, впрочем, не догма, заставить читателя примерить на себя неприятности может быть и осознанным художественным приёмом. Но ключевое слово — «осознанным». То есть, уже противоречие с и без того спорным утверждением, будто хентайный фэйд надо совать везде, ибо читатели его априорно любят.

Но если даже препятствий к применению этой техники по сюжету у вас не просматривается, всё равно остаётся существенный риск крупно накосячить. Конечно, аудитория и такое пропустит, поскольку в турборазвлекательной литературе эту ошибку делают чуть менее, чем абсолютно все, а кто может сам допереть её не делать, тот этим направлением письменного творчества нередко в гордыне своей пренебрегает. Вот на безрыбье оно и прокатывает. Но мы же тут вроде бы как за прогресс, а не за массушку на ускореньице, не так ли?

Так вот, в чём, собственно, заключается этот распространённый косяк. Дело в том, что размытие образа протагониста в хентайном фэйде не является самоцелью. Оно является средством переключения фокуса. И вот то, на что фокус переключается, должно быть уже выписано, как следует. В самом родном для метода случае, это может быть длинноногая вайфу с двумя высшими образованиями третьего размера и очаровательно вздорным характером. Или, если отвлечься от романтических интересов, это может быть верный бро, который с протагонистом и побурагозит в охотку, и выручать кинется без колебаний, и в челюсть терапевтически съездит, если герой вдруг в расстроенных чувствах начнёт творить какую-то дичь. А что, в самом деле? Разве не может читатель, проассоциировавший себя с героем, помечтать о таком друге? Ну, или даже какой-нибудь мерзкий мерзюк, из гадов гад, которого читателю от всей души хотелось бы припечатать кованым сапогом по фотокарточке. Тоже вариант ведь.

Вот только если вайфу оказывается куклой с единственной функцией повиснуть на шее у героя, если верный бро сводится к носящему рояль NPC, если мерзюк по глубине проработки подобен криво нарисованной мишени - то ради чего, простите, мы переводили на них фокус? Чему здесь должен позавидовать читатель? Что протагонист пообнимал дакимакуру, припахал безропотного андроида и напинал куску картона?

Халявы не бывает, ребята. И всё, что вы сэкономили при выписывании героя вот таким вот образом, придётся с запасом отработать на его окружении. Оно должно быть ярким, интересным, живым, со своим характером. И на него, пожалуй, нужно потратить даже чуть больше сил, чем расходуется на персонажей второго плана в «обычном» произведении. Только тогда хентайный фэйд работает на максимуме.

В общем, метод при грамотном применении действенный, но заморочиться всё равно надо. И не универсальный он ни капли. Если хотите, могу как-нибудь своими словами пересказать про другие методы соорудить персонажу читательского сопереживания, тем более, что они и здесь при описании окружения протагониста понадобятся. Но, откровенно говоря, лучше гуглить первоисточники.



© Владимир Угловский. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх