Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



А.М. Возлядовская

Ещё раз об Обществе Потребления

Общество потребления. У этого понятия есть несколько признаков, но если не заглубляться, можно сказать, что это общество людей, которые постоянно покупают. Однако, чтобы постоянно покупать, нужно постоянно выбрасывать. Вспомним классический пример: в далёком 1957 году американская фирма Henckels, выпускавшая прекрасные кухонные ножи столкнулась с проблемой, что рынок насытился — все хозяйки имеют прекрасные ножи производства Henckels и им не нужно покупать снова. Торговля остановилась, фирма оказалась на грани разорения. Тут на помощь пришёл Брюс Бартон, который придумал способ: покрасить рукоятки ножей в цвет картофельных очисток. Хозяйки стали непроизвольно выбрасывать ножи и вынуждены были покупать новые. Итак, чтобы заставить человека покупать, нужно заставить его выбрасывать — вот главный закон современного бизнеса! И кстати, закон этот проверен временем, закон, которому почти 70 лет.

Сейчас на помощь бизнесу приходят современные психологи и мы получаем горячие призывы «не захламлять квартиру» и выбросить вещи, которыми не пользовались год. Вроде бы лозунг хорош: действительно, зачем захламлять квартиру? Но на самом деле, цель такого тренинга — заставить человека снова и снова покупать.

Рассмотрим ситуацию на простом примере. Допустим, у нас дома есть молоток. Целый год у нас ничего не сломалось. Значит, по новому учению, молоток надо выбросить. А когда что-то сломается (например, гвоздь из стенки выпадет), то молоток надо снова купить. Итого, благодаря психологу, рынок каждый год имеет покупателя молотка.

Заметьте: нас призывают не отдать нищему, а именно выбросить, ибо тогда у производителя молотков будет два покупателя — собственно человек, выбросивший молоток и нуждающийся, которому первый молоток не отдал. Нищий вынужден будет урезать себе ежедневную пайку кормов или ещё каких-либо необходимых вещей и все-таки купить молоток (если он ему действительно необходим). Или, например, украсть. Для производителя молотков это тоже хорошо, так как тот обыватель, у кого нищий украл молоток, вынужден будет купить новый. Таким образом, при любом раскладе производитель молотков имеет двух покупателей:

1. Человек, который выбросил молоток по рекомендации «не захламлять квартиру!» + нищий.

2. Человек, который выбросил молоток + другой человек, у которого нищий украл молоток.

Поэтому идея не делиться с ближним — находка для производителя.

Не будем тут подробно рассматривать модную нынче проблему экологии, но кратко, нельзя не признать, что такое поведение (покупаем — выбрасываем — покупаем):

1) увеличивает количество мусора.

2) ведёт к излишнему расширению производства, что тоже увеличивает нагрузку на окружающую среду.

Поскольку именно психологи руководят поведением большинства людей, то схема «покупаем — выбрасываем — покупаем» оказывается довольно живучей в современном обществе, что и способствует развитию Общества Потребления.

______________________

В заключение, хочу сказать несколько слов по поводу захламления квартиры. Я вовсе не призываю хранить дома абсолютно все предметы, которые когда-либо были приобретены. Но сейчас я скажу фразу, за которую на меня обидятся все бизнесмены. Может захламление квартиры нужно остановить на первом этапе и подумать: нужна ли тебе та вещь, которую ты намереваешься купить? Может, нужно остановить этот бесконечный процесс выбрасывания и покупки? Не лучше ли собственноручно перекрасить ручку кухонного ножа в яркий цвет, чтобы она не маскировалась под очистки? Это я к примеру говорю. Возможно, у вашего кухонного ножа и так яркая ручка, но подумайте, стоит ли участвовать в этом бесконечно-вертящемся колесе: покупка-выбрасывание; покупка-выбрасывание... Умные психологи всего лишь эксплуатируют наше детское чувство, присущее большинству: увидел новую штучку на прилавке магазина — надо срочно её приобрести! А чтобы освободить для неё место в квартире, старую штучку, которую ты купил раньше, надо без сожаления выбросить!

Возможно, правильнее критически посмотреть на своё поведение, а не руководствоваться приказами заказных «психологов».



© А.М. Возлядовская. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх