Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Ольга Виттингтон. Америка. Автомобиль - средство передвижения!

Слова нашего известного классика полностью отражают американскую действительность. Американцы покупают машину, исходя из практических целей, цены и качества. Самая распространенная и наиболее покупаемая модель в США - фордовский пикап серии Ф (Ford F series). Это машина грузоподъемностью 0,5 тонны с прекрасной кабиной с четырьмя сидениями, стоимостью от 16 до 35 тыс. долларов; он является самой популярной машиной в течение последних десятилетий. Фордовские конструкторы, да и остальные американские автомобильные компании, уловили любовь американцев к большим размерам и утилитарности автомобилей. Когда японская компания Тойота Мотор (Toyota Motor) послала своих инженеров и конструкторов к стадиону в городе Даллас (Dallas), где шел матч по американскому футболу, посмотреть на припаркованные автомобили среднего американца, японцы были изумлены количеством пикапов и их размерами. "Неужели они для личного пользования?" - спросили они. Действительно, пикапы занимают первые места по продажам в Америке по нескольким причинам. Во-первых, они используются как в частных, так и в коммерческих целях. Во-вторых, - огромное разнообразие моделей, которое отвечает всем нуждам американца: две или четыре двери, большие или маленькие, переднеприводные, заднеприводные или полноприводные, бензин или дизель, с количеством цилиндров от четырех до десяти. В-третьих, их часто можно купить за сравнительно небольшие деньги. И последнее: пикапы для американцев - современный эквивалент ковбойской лошади, связь с пионерскими временами Америки. (Дорогие читатели, мне потребовалось почти четыре года жизни в Америке, чтобы понять пристрастие американцев к пикапам. А как хороши эти машины для России, для дачников, для малого бизнеса, для русских дорог!)

Среди обычных легковых автомобилей наибольшей популярностью у американцев пользуются автомобили среднего класса Тойота Кэмри (Toyota Camry), Хонда Аккорд (Honda Accord), Хонда Сивик (Honda Civic), Ниссан Алтима (Nissan Altima), Шевроле Импала (Chevrolet Impala), Шевроле Малибу (Chevrolet Malibou). Цены - от 14 до 25 тыс. долл., которые легко выплатить в течение нескольких лет. Машины эти хорошо смотрятся, редко ломаются, имеют минимум дорогостоящей электроники, легки в управлении.

Особое место занимают автомобили ЭсЮВи (SUV - sport utility vehicles) -, внедорожники, или джипы, как их называют в России; самая популярная модель - Шевроле Трэйлблэзер (Chevrolet Trailblazer). В него можно посадить многочисленную семью с детьми, а также использовать для перевозки крупногабаритных предметов, так как задние сидения складываются, открывается задняя дверь. Грузоподъемность до полутонны, цена сравнительно небольшая - от 14 до 35 тыс. долларов.

Когда я говорю о сравнительно небольшой, по американским понятиям, стоимости, вы должны понимать, что средний американец покупает машины в кредит, часто даже без первого взноса, иногда первый взнос (down payment) составляет одну или две тысячи доларов, и затем, в зависимости от цены машины платит от 100 до 400 долларов в месяц в течение 3-5 лет. В США такое разнообразие моделей машин и такое количество фирм, занимающихся их продажей, столько различных скидок, столько бывших в употреблении машин, прошедших сертификацию, что вы можете купить автомобиль за 3-4 тыс. долларов в сравнительно хорошем состоянии, хотя, конечно, устаревшей модели. Никогда не забуду, как приехав в США и еще не имея машины, я просматривала рекламные объявления и вдруг увидела рекламу: покупайте автомобиль, и второй автомобиль мы предоставим бесплатно (free). Потом я выяснила, что "бесплатно" означает, что вы не платите за вторую машину по кредиту в течение года, но сейчас этой рекламы я уже не встречаю - видимо, она не оправдала себя.

Вообще американцы обожают слово "free", и часто в супермаркетах можно купить сосиски или что-то другое и получить идентичный товар в придачу бесплатно. В отличие от России вас не обманут, говоря о скидках, не заменят дорогие вещи на дешевые, американцы понимают маркетинговую силу дискаунтов или скидок, дорожат репутацией фирмы.

В Америке к дорогим автомобилям (luxury) относятся автомобили с ценой, превышающей 40 тыс. долларов. Наибольшей популярностью пользуются Lexus, Mercedes, BMW, Cadillac, Lincoln. Их покупают американцы с годовым доходом около 100 000 долларов и выше. Такие машины оснащены всей современной электроникой, системой навигации, поиска местоположения машины, великолепными электронными табло на панели перед водителем, удобством и мощностью. Распространенное в России мнение о том, что лимузины являются признаком богатства и высокого положения в Америке, не соответствует действительности. В основном лимузины используются в представительских целях фирмами и часто арендуются для проведения свадебных торжеств, выпускных вечеров, праздничных мероприятий. Аренда лимузина составляет от 70 долларов в час. Среди моих богатых друзей-американцев наибольшей популярностью пользуются Lexsus, Cadillac и Lincoln.

Американцы обожают большие и мощные легковые автомобили, они называют их "масл" (muscle) - мускульные. Самый лучший автомобиль этого класса, с мощностью в 300 лошадиных сил - Форд Мустанг (Ford Mustang), стоимостью около 25 тыс. долларов. Правда, в последнее время из-за высокой цены на бензин все меньше рядовых американцев покупают подобные машины. Кроме того, правительство предписывает автомобилестроителям конструировать автомобили с более низким расходом бензина. Например, сейчас расход бензина составляет около 1 галлона на 22,5 мили дороги, но к 2011 году поставлена задача увеличить такой пробег до 24 миль (т.е. примерно 10 литров на 100 км), что толкает к снижению размера машин и различным конструкторским поискам. У американцев существует много шуток на автомобильную тематику. Раньше при низких ценах на бензин и до введения правительственного законодательства, американские фирмы выпускали множество автомобилей большого размера и, например, название модели Понтиак (Pontiac) шутливо расшифровывается "Бедный старый негр думает, что это кадиллак" - (Poor old negro thinks it’s a cadillac). Форд (Ford) - "найден на дороге мертвым" (found on road dead) или "регулируй и ремонтируй ежедневно" (fix or repair daily), так как вначале фордовские машины не отличались надежностью.

Я полагаю, что американское пристрастие к большим вместительным машинам - пикапам и внедорожникам - обусловлено также высоким расположением сидений, прекрасным обзором. Не знаю, поверите ли вы мне, но я встречала на дорогах США не только пикапы, установленные на другой подвеске с огромными колесами, но и такие же внедорожники - вид несообразный и устрашающий, напоминающий военные автомобили.

Из малолитражек наиболее популярной моделью является Крайслер (Chrysler PT), стоимостью около 15 тыс. долларов, встречается много Фольксвагенов (Volkswagen), небольших БМВ, особенно с открывающимся верхом.

Американцы стараются менять машины после пробега около 100 000 миль, что соответствует примерно 160 000 км, так как ремонт, даже незначительный, стоит очень дорого. Цена запчастей, как правило, составляет незначительную долю стоимости ремонта, основная плата - за труд. Вспоминаю, как Вэйд вызвал механика для своего пикапа марки Додж (Dodge) к нам домой, уехал на работу, а мне пришлось встретить автомеханика и расплачиваться с ним. Поломка была незначительной. Механик съездил, купил деталь за 5 долларов, заменил ее за 15 минут, и я заплатила ему еще 100 долларов. Мы разговорились, и он сказал, что каждый вызов стоит 100 долларов, часто у него до 5-7 вызовов в день. "Считайте, - сказал он, - у меня очень хорошие заработки".

Даже такая простая операция, как замена масла на станции техобслуживания, стоит не менее 15 долларов, техосмотр - 60 долларов; твою машину проверят досконально, и если у тебя старые шины или дворники, ты не получишь талон, пока их не заменишь. Самое дорогое - ремонт двигателя и кондиционера. Современные автомобили имеют такое количество электроники, что практически никто из американцев не разбирается в ней, я проверила на собственном опыте. Как-то у меня пошел дым из-под капота, я остановилась и попросила нескольких мужчин помочь. "Мы не понимаем, - ответили они, - вы должны ехать на станцию техобслуживания". (В Питере мне много раз помогали другие водители на дорогах при неполадках с моей автовазовской шестеркой.) После этого случая я больше не рискую просить о помощи, ибо поняла, что американцы, как правило, узкопрофессиональны, и при любой неординарной ситуации нужно искать специалиста в соответствующей области. Правда, я встречала американцев с золотыми руками (handymen). У меня есть друг Ван (Juan), по происхождению кубинец, работающий в NASA, он может ремонтировать любую механику в доме, сделать ремонт жилья, но такие американцы встречаются все реже. Никогда не забуду, как у меня сломалась дорогая электрическая кофеварка, никто не мог помочь мне. Тогда я отвинтила заднюю панель, на которой было написано "ни в коем случае не вскрывайте без специалиста" и увидела множество проводков, резисторов. Конечно, сразу же решила, завинтить панель обратно, поскольку совершенно не разбираюсь в электронике, но все же испробовала классический русский прием - метод "стука" с разных сторон. Моя кофеварка продолжает работать, как новая!

Автомобильный сервис очень развит в Америке, меня пока ни разу не обманули на станции техобслуживания, хотя мои знакомые одинокие американки приводили примеры не очень добросовестного отношения, выполнения большего объема работ с целью увеличения стоимости ремонта.

Развитый автомобильный сервис предполагает наличие большого количества запчастей, и в США существует нелегальный рынок автомобилей, главным образом запчастей к ним, базируется он на краже автомобилей. Так, например, подушка безопасности у официального дилера стоит 1000 долларов, а краденая - 50-200. В США крадут автомобили каждые 26 секунд, в Техасе - каждые 5 минут, и Техас в этом "соревновании" занимает второе место после Калифорнии. В основном крадут автомобили Хонда Сивик, Хонда Аккорд, и пикапы Шевроле, Форд и Додж старых моделей, так как эти модели - самые популярные по продажам, с легко заменяемыми запчастями. По статистике, количество краж автомобилей снижается каждый год благодаря внедрению новых технологий, созданию государственных органов по предотвращению угонов и оснащению современными устройствами пропускных пунктов на границе с Мексикой.

Завоевание автомобилем сердец американцев не могло не привести к развитию дорожной системы и обеспечить одну из самых совершенных дорожных сетей в мире.

История создания скоростных магистралей в Америке начинается с федерального акта 1925 года, известного, как United States Highway System. Эта система ввела законодательство по строительству и наименованию скоростных дорог, управление ими правительственными органами штатов, а не частными организациями и клубами, строгие стандарты по покрытию, ширине, расположению дорожных знаков. С этого времени Америка стала покрываться сетью асфальтированных дорожных магистралей, достигающих самые отдаленные и труднодоступные уголки страны, забывая о старых сельских грязных дорогах.


Самый большой вклад в развитие дорожных сетей в Америке внес непопулярный в Советском Союзе боевой американский генерал и 34й президент США Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower). Его жизненный опыт, о котором я расскажу ниже, лег в основу создания знаменитого проекта федеральных дорог, известного под названием Federal Aid Highway Act (FAHA), утвержденного конгрессом в 1956 году и приведшего к строительству современных асфальтированных или бетонных дорог. Согласно этому акту в течение 35 лет были построены 42 700 миль (68 704 км), скоростных автомагистралей, по крайней мере с четырьмя полосами, с разделительной зоной между встречными направлениями, с максимальной скоростью до 75 миль в час (120 км).

Я полагаю, русским читателям небезынтересно узнать, каким жизненным опытом обладал Эйзенхауэр, когда в 1953 году его избрали президентом и он приступил к осуществлению своих планов.

Эйзенхауэр был профессиональным военным. В 1919 году молодым армейским капитаном он участвовал в первом армейском автомобильном караване, который пересек страну с востока на запад - от Вашингтона (Washington D.C.) до Сан-Франциско (San Francisco). Этот пробег занял 62 дня со средней скоростью передвижения около 5 миль в час. (Представьте, какие были дороги, и машины!)

Впоследствии, уже командующим союзных сил в Европе в годы Второй мировой войны, Эйзенхауэр был покорен качеством немецких дорог - автобанов (autobahn): скоростью, которую они позволяли развивать - 80 миль в час (130 км), покрытием, шириной и, с точки зрения генерала, возможностью использования для военных целей. Последнее явилось немаловажной причиной для разработки сети автомобильных дорог в США, ведь сразу же после окончания войны Советский Союз и западные страны из союзников превратились в ярых врагов. В годы "холодной войны" существовало параноидальное мнение о нападении Советского Союза на США, и дороги должны были быть средством эвакуации и транспортировки. Даже сейчас в США существует миф, что на федеральных дорогах каждая миля из пяти должна быть абсолютно гладкой для использования в качестве посадочной полосы для самолетов. Какие бы мифы ни существовали, но с легкой руки президента Америка покрылась сетью идеальных скоростных магистралей, построенных по четкому плану и законам.

Все автомобильные дороги делятся на 4 группы:

1. федеральные - interstate highways, пересекающие штаты с востока на запад и с юга на север, обходящие небольшие городки, но проходящие через крупные города, обычно четырех-шестиполосные, с разделительной полосой между встречными направлениями движения;

2. федеральные, построенные до середины ХХ века - US highways, обычно двухполосные, без разделительной полосы, пересекающие небольшие городки;

3. скоростные магистрали, принадлежащие непосредственно какому-либо штату и не выходящие за его пределы;

4. дороги округов штата - county roads, или в Техасе - roads farm to market, служащие сообщением между всеми небольшими городками или поселениями в штате.

Часто одна и та же магистраль принадлежит федеральной и штатовской дороге и имеет двойное цифровое обозначение. Для меня наибольшее удовольствие представляет путешествие по двухполосным скоростным дорогам, так как проезжаешь через небольшие городки, видишь дома, строения, жизнь людей, красоту местности, а все американцы обожают федеральные дороги из-за скорости и отсутствия пробок. На обычной дороге в какой-либо сельской местности тебе может попасться впереди пожилая дама, ведущая свой старый "линкольн" или "форд" с небольшой скоростью, и часто ты вынужден следовать за ней, пока она не свернет к дому подруги или не доедет до центра городка, так как, в отличие от федеральных, эти дороги часто извилисты, и скоростные пределы ограничены.

В Америке основные деньги на строительство дорог поступают от налогов на спиртные напитки, сигареты и оружие. Существует четкое разделение по финансированию дорог федеральным правительством и правительством штата. Федеральное правительство может оказывать давление на правительство штатов: Вэйд рассказывал мне, что техасцы не хотели принимать закон об обязательном использовании ремней безопасности в автомобилях, и федеральное правительство пригрозило сократить выделение средств на дорожное строительство. Техасцы сдались!

Самое главное отличие знаменитых федеральных магистралей - отсутствие светофоров и малое количество выездов с магистралей, что обеспечивает наибольшую скорость и краткое время для достижения пункта назначения. В современных условиях пересечь Соединенные Штаты с запада на восток по скоростным магистралям можно за 2-3 дня (вспомните Эйзенхаура, который потратил 62 дня).

Все скоростные дороги находятся в идеальном состоянии, хотя в городах я встречала асфальтовые заплатки на улицах, как и у нас России.

Для меня самой привлекательной чертой организации движения в США является доброжелательность водителей, а также правила дорожного движения, обеспечивающие б;льшую безопасность. Например, при наличии светофоров на перекрестке изменение света с зеленого на красный проходит через желтый в одном направлении, а в противоположном свет меняется только с красного на зеленый, без промежуточного желтого, и лихой водитель не может начать движение на желтый, зеленый свет загорится для него только при наличии красного света светофора на противоположной стороне. Безопаснее, не правда ли? Большая часть светофоров оснащена стрелками, разрешающими левый поворот, а правый поворот вы можете совершить на любой свет светофора, убедившись в безопасности маневра.

В городах на перекрестках на второстепенных улицах обычно устанавливаются стоп-сигналы в четырех направлениях, и движение координируется водителями по принципу первоочередности. Такое же правило действует на оживленных улицах при поломке светофоров, но вы можете представить, что в таких ситуациях происходит даже с дисциплинированными американскими водителями: каждый считает, что он должен быть первым, и воцаряется хаос - кто смел, тот успел!

Часто на оживленной дороге при пересечении со второстепенной, при наличии светофоров, устанавливаются датчики, которые реагируют на появление автомобиля на второстепенной дороге и изменяют цвет светофора, пропуская эти автомобили и сохраняя большую часть времени зеленый свет для главной магистрали.

Несмотря на более безопасные правила движения, американцы, как и все водители в мире, становятся виновниками и жертвами немалого количества дорожных инцидентов, как правило, из-за любви к скорости и вождению в пьяном виде. Наказания за такие нарушения очень суровые, но нигде в мире не существует идеальных людей.

В Америке очень легко определить популярность любого магазина, ресторана, бара, спортивного клуба по количеству припаркованных автомобилей, прежде всего пикапов. Американцы говорят, что если вы хотите отведать настоящий стейк и увидели у ресторана один пикап, не стоит заезжать сюда, три пикапа - можно поесть, после пяти пикапов на парковке смело останавливайтесь пообедать. В Америке ни один бизнес не принесет успеха, если к нему нет хорошей дороги, удобного подъезда и парковки. Долгое время я не могла понять, зачем располагать на одном перекрестке четыре бензозаправочных станции, часто разных фирм и с разными ценами на бензин. Затем, наблюдая за американцами, отметила одну из основных их черт: на дороге для них важнее нескольких центов удобство - не меняя направления, заправляетесь бензином и продолжаете движение.

Вождение по скоростным магистралям доставляет удовольствие даже мне, но не в крупных городах - там большое количество машин, полос, выездов, разъездов и, сделав неправильный маневр, можно затратить около часа, разыскивая возможность вернуться на прежнее направление движения. Американцы начинают водить с 16 лет и прекрасно разбираются в знаках и законах дорожного движения - как мужчины, так и женщины. У них не существует дебатов на тему женщин-водителей, так как опыт приобретается достаточно рано, хотя многие женщины в возрасте опасаются водить машины в часы-пик в крупных городах. В Хьюстоне в часы-пик пробки иногда достигают несколько километров, особенно в случае дорожных происшествий или ремонтных работ. Через центр города проходит одна из скоростных магистралей штата - 45я, и жители шутят, что можно жить в Хьюстоне больше 20 лет, уехать на 20 лет, вернуться, но на 45й будут по-прежнему проводиться ремонтные работы.

В Америке не существует российского пресловутого знака "кирпич". Вы не можете заехать только на ту дорогу, где стоит знак "частная собственность". Американцы преклоняются перед понятием частной собственности (private property), да и немудрено - это основа преуспевания американского общества. Если дорога, на которую вы свернули, не имеет выхода к другим улицам или магистралям, при въезде на нее обязательно будет поставлен знак "dead end", что означает "тупик".

Читая в Интернете русскую прессу о проблемах автомобилистов в России с "мигалками", особенно после гибели губернатора Евдокимова, не понимаю, почему не воспользоваться опытом США или других европейских стран. "Мигалками" оснащены только полицейские, пожарные и машины скорой помощи, при этом все автомобили должны освободить проезд для них, меняя левую скоростную полосу на правую и прижавшись к обочине, часто останавливаются, дожидаясь проезда машин экстренной помощи. В США ни один высокопоставленный чиновник, конгрессмен любого уровня или миллиардер не обладает преимуществом перед обыкновенным водителем на дорогах. За четыре года жизни в Штатах я никогда не видела эскортов сопровождения с "мигалками" для высокопоставленных чиновников, делегаций. Я столкнулась пару раз с перекрытием дороги полицейскими и то только на момент прохождения группы школьников-велосипедистов. Говорят, что перекрывают дороги для президента страны и, конечно, его сопровождают машины службы безопасности, но президент в любой стране - один! И в отличие от российских президентов, его резиденция и главное место работы находятся в одном здании, для передвижения президент США большей частью пользуется вертолетом и специальным президентским самолетом (Air Force One).

В Америке одна из самых уважаемых профессий - пожарные. Никогда не забуду, как, проезжая мимо какой-то баптистской церкви в Хьюстоне, увидела церемонию прощания с погибшим пожарным. Были перекрыты второстепенные дороги около церкви, проститься приехали представители из разных городов страны. Пожарные машины, оркестр, друзья, члены семьи проходили в траурном марше по направлению к церкви. Дороги перекрывались полицейскими с обязательным объяснением, по каким улицам можно объехать эту траурную процессию. Четкие законы и правила определяют культуру движения в стране!

Кроме того, здесь существуют платные дороги (toll roads), где никогда не бывает пробок, может быть только очередь на пунктах оплаты. По этим дорогам очень легко объехать самые загруженные магистрали. У тебя всегда есть выбор, так как платная дорога не подменяет основные, спешишь - плати. Как правило, проезжаешь через несколько пунктов оплаты, цена - в среднем по доллару за вьезд,выезд и проезд через эстакады, или около 5-6 долларов за всю дорогу.

Думаю, только американцы могли придумать специальные бесплатные скоростные линии в крупных городах на скоростных магистралях для автомобилей с количеством человек в машине более двух (HOV - high occupancy vehicle lane). Эта полоса огорожена бетонными заграждениями, не существует пробок, правда, у тебя нет особого выбора по направлению движения и съезда с этой полосы. Многие американцы, которых устраивает такая дорога к их работе, проявляют незаурядную смекалку: покупают большую куклу и сажают ее на место рядом с водителем. Правда, в случае остановки полицейским они платят приличный штраф.

На всех автомагистралях с количеством в две и более полос в одном направлении левая считается скоростной, и благоразумные водители предпочитают правую полосу. Самое неприятное на скоростных магистралях, как и во многих странах, - наличие большого количества фур (18-колесных). Водители фур, как правило, очень опытны, развивают большую скорость и практически никогда не дают обогнать их. Фуры наносят самый большой ущерб автомагистралям, и в США существует специальный налог на них, который направляется на ремонт и реконструкцию автодорог.

Дорожные знаки заблаговременно предупреждают водителя о происходящих ремонтных работах: устанавливаются специальные табло и заграждения, иногда стоит специальный рабочий с красным флажком в руках, регулирующий движение в обоих направлениях. Многие ремонтные работы продолжаются достаточно долго, в Америке не все идеально. В городах состояние дорог часто зависит от руководителя города - мэра, например в Луизиане, в городе Лафайет (Lafayette), я проезжала по окраинным улицам в безобразном состоянии, но это не правило, а исключение.

В последнее время многие улицы в городах Америки оснащаются видеокамерами, и в случае нарушения правил Вам присылается штраф по почте с цветной фотографией Вашей машины на середине перекрёстка с красным светом светофора. В письме указывается банк, куда Вы должны направить штраф. У меня было аналогичное нарушение и я заплатила по почте 75 долл. в соответствующий банк за выезд на красный свет сетофора. (Спешила, не остановилась на желтом свете светофора!)

Никогда не видела, чтобы полицейские останавливали водителя и придирались к мелким нарушениям. У нас с мужем был случай, когда мы не заметили знака о снижении скорости до 20 миль перед школой. Скорость была небольшая, и Вэйд, увидев школьников, затормозил. Как правило, в районе школ патрулируют полицейские машины; полицейский сразу же остановил нас, объяснил наше нарушение. Вэйд извинился, и нас отпустили без штрафа. Несмотря на доброжелательное, в общем, отношение полицейских к водителям, в Америке, так же как и в России, существует водительское братство: много раз на скоростных магистралях встречные водители мигали нам фарами, что означало, что впереди стоит полицейская патрульная машина и ловит нарушителей скоростного режима. На прекрасной магистрали часто не замечаешь превышения скорости, особенно управляя современным автомобилем.

Именно автомобиль помог мне в ассимиляции с американцами, приобретении новых друзей, нахождении своего места в моей новой стране. Имея свою собственную машину, я перестала зависеть от мужа, и через два года после приезда в США начала свою собственную политическую карьеру, даже не будучи гражданкой США.



© Виттингтон О. 2010.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх