Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
А.М. Возлядовская. Издатель - враг писателяКаждый автор традиционно хочет опубликоваться на бумаге и в настоящем издательстве. Именно тогда автор ощущает себя настоящим, состоявшимся писателем, когда его любимое детище вышло в свет непременно на бумаге, а вовсе не на какой-то web-странице. Однако сейчас бумажная и интернетная книга начинают усиленно конкурировать между собой. Максим Мошков в статье "Не шарь по полкам жадным взглядом" пишет: ""Бумажные" библиотеки, мягко выражаясь, ведут эфемерное существование. В них практически никто не ходит... думаю, "бумажных" не останется. Будут только электронные библиотеки, вот и все". О вытеснении бумажных книг электронными, говорили и говорят многие. У этой точки зрения есть свои последователи, есть и оппоненты. Обычно оппоненты возражают тем, что "бумажную книгу приятно пощупать и подержать в руках, ощутив вес..." или "чувствовать шуршание станиц..." и пр. Такие доводы не выглядят особо убедительными. При споре, что лучше - электронная или бумажная книга - суть не в "эстетической составляющей", и даже не в "экологической чистоте", о которой так модно стало говорить в последнее время. Самая главная и очевидная проблема - в нашем собственном зрении. Даже чтение бумажных книг плохо влияет на зрение, но длительное чтение с монитора - влияет на зрение гораздо хуже. Что поделаешь, человеческий глаз приспособлен воспринимать отражённый свет (что происходит при чтении бумажной книги) и не приспособлен длительное время смотреть на собственно светящийся объект (чем, собственно, является монитор). Кроме того, изображение на мониторе совсем не той контрастности, нежели изображение на бумаге, мерцающее, не непрерывное, (состоит из дискретных точек - пикселей) и пр... Всё это приводит к тому, что наши глаза, занимаясь работой, к которой они не предназначены, изнашиваются быстрее. И пусть нам не говорят, что ЖК монитор - щадящий зрение. Может он и более щадящий по сравнению с ламповым, но по сравнению с текстом на бумаге - нет. Хотя доводы, приводимые исследователями изучающими факторы риска работы на ПК, вполне обоснованы - это не значит, что они остановят развитие электронных книг. Человечество, в своей истории не раз выбирало то поле деятельности, которое как раз и наносит вред здоровью. К тому же если текст читается не просто для развлечения, а для изучения - выгоднее его использовать в электронном варианте: так легче цитировать, выделять фрагменты и пр. Однако, есть ряд книг, которым, по-видимому, суждено навсегда остаться на бумаге или её аналоге: молитвословы, например. Для этого назначения не нужны гигабайты памяти, а фраза на ценнике электронной книги: "гарантия 1-2 года" смотрится смехотворной, если речь идёт, допустим, об обычном молитвослове, который служит хозяину несколько десятков лет, к тому же - устойчив к случайным падениям и для него не нужны батарейки. Лично я те книги, которые мне не нужно цитировать, но которые нуждаются в том, чтобы их постоянно перечитывать, предпочитаю всегда иметь на бумаге. Даже если они есть электронном варианте в интернете. Более того, наличие текста в интернете - как раз иногда и способствует покупки книги в магазине. Например, я так приобрела книгу "Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна". Не зная, что это за книга и подходит ли она мне я сначала скачала её электронный аналог в интернете. Прочитав около четверти книги и придя к выводу, что эта книга мне нужна, я пошла и купила её в лавке подворья монастыря. Итак, с точки зрения вреда для здоровья электронная книга, как более агрессивная для зрения, вытеснить бумажную не может. Кроме того, бумажная книга куда более долговечна, устойчива к физическим и пр. воздействиям, не требует дополнительного расхода на батарейки. Казалось бы, всё прекрасно, но теперь я хочу поговорить о другом. Издательство, заключая договор с автором, как правило, ставит условие - не печатать данную книгу в других издательствах и не публиковать её в электронном варианте в интернете. Все мы видели подобную надпись на веб-страницах различных авторов "Книга удалена по договоренности с издательством". Хорошо это или плохо? Издательство опасается, что наличие электронной копии книги в интернете может снизить количество продаж книги. Но для автора снятие книги с его веб-страницы - может снизить его популярность, славу, известность, понизить интерес к нему. Количество пользователей растёт с каждым днём, безлимитка едёт семимильными шагами, прошло время того, когда среднеарифметический интеллигент "в интернет ходил редко, только по нужде". На данный момент в современной культуре складывается такой закон: если тебя нет в интернете - тебя нет и в современной культуре тоже. Приведу конкретный пример. Есть такая современная поэтесса - Надежда Басалаева. Мне приходилось ранее слышать о Н. Басалаевой, как о женщине романтической и неординарной. Сама Надежда Басалаева рассказывала в интервью для "Новой Сибири": "...я была очень тронута, даже плохо ночью спала, так меня это взволновало, когда внучка Ирина, дочь Германа, написала обо мне сочинение на тему "мой любимый поэт". Я бы с удовольствием ознакомилась с поэзией Надежды Басалаевой. Это вовсе не значит, что мне необходимо прочесть все её стихи до последнего - мне хотелось бы прочесть хотя бы 3-4 стихотворения, чтобы понять, что она пишет и каковы её стихи. Но увы, её произведений нет в интернете. Книга издана только на бумаге - в 2000-м году в городе-герое Новосибирске, небольшим тиражом. Для меня её стихи недосягаемы, как впрочем, и для многих других. Так получается, что издаваясь на бумаге, мы становимся известными только узкому кругу, живущему с нами в одном городе - не более, да и то всегда остаётся риск, что бумажные книги останутся погребёнными в книжном магазине под тонной постоянно добавляющихся книжных новинок. Давно вы были в книжном магазине? И что вы там видели? - Лавину! Где среди этой лавины маленькая песчинка вашей книги? Так получается, что издаваясь на бумаге и выполняя требования издательства более нигде, и в том числе в интернете, не публиковаться - мы рискуем предать наши произведения, да и самих себя полному забвению. Всегда есть риск, что наши книги затеряются среди прибывающего с каждым днём книжного потока. Далее наши книжечки могут пролежать забытые и заваленные другими, положенное время в магазине, а потом тираж вернётся в издательство нереализованным. А жители соседнего города просто не узнают о нашем существовании и о существовании наших книг. Единственный и наиболее верный способ ввести своё произведение в культуру страны - это опубликовать его в интернете, сделать доступным всем желающим. И именно этим интернет всё же победит бумажную книгу. То есть, авторы, публикующиеся в интернете, победят авторов, публикующихся на бумаге. Бумажную книгу, в конце концов, уничтожат сами издательства, заключающие такие договоры, которые мешают автору сделать своё имя и свои произведения доступными массовому читателю, а стало быть, всем известным. На данный момент печать на бумаге - это более престиж: "Вот я издался в настоящем издательстве! Я крутой! Я настоящий писатель!" Но это может стоить автору потери славы, имени, известности, популярности, особенно это касается молодого автора, известность которого не широка. С момента заключенного договора, требующего более нигде не публиковаться, автор не имеет права ни на что, кроме как пассивно сидеть и ждать, когда правообладатели продадут его бумагу (если её вообще продадут). Издателей тоже можно понять - они вложили деньги и хотят получить прибыль. Все мы видели угрожающие надписи, подобные этой: "Использование текста, а также его фрагментов, без разрешения правообладателей запрещается и преследуется по закону". Это не значит, что преследовать опубликовавших главу из изданной книги будет непременно автор - нет. Преследовать его может и издатель-правообладатель, который заключил с автором договор. Но ограничивая издание, издатель далеко не всегда вынудит читателя купить книгу. На данный момент нет дефицита книжной продукции, скорее наоборот - избыток. И художественная, и научная, и учебная литература представлены в больших количествах. Если у автора ещё не сложилось имя - ему легко могут предпочесть другого, более известного. А первого нашего автора просто забыть, тем более, что его небольшой тиражик лежит в ограниченном количестве магазинов, на территории всего-то одного города или в лучшем случае - его области. Часто наши престижные бумажные издания обречены стать известными чрезвычайно узкому кругу читателей и служить украшением шкафов только ближайших наших родственников и друзей детства. Так и получается в конечном итоге, что издатель - враг писателя. Список упомянутой в тексте литературы: Басалаева Н. Драма человека в том, что он остается молодым. http://www.new-watch.ru/wat/Nadezda_basalaeva_drama_celoveka.html Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера: Как сохранить здоровье. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. Мошков М. "Российская газета" - Неделя №4734 от 21 августа 2008 г.
© А.М. Возлядовская. 2010 г. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |