Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Современная публицистика
Роман "Созвездие Близнецов"
Зарисовки прошлого и настоящего
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

М.В. Гуминенко

Зависть, или Почему американские блага мешают жить российскому человеку. Эссе

По определению, которое можно найти в словарях, "зависть" - это негативное чувство, возникающее в человеке по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий человек, но не обладает.

Причины "обладания - не обладания" могут быть самыми различными, но по большей части все эти разнообразные причины можно свести к определению зависти, данному неким "Кратким сетевым словарём либерального сверхчеловека": "Зависть - это основное чувство, которое испытывает БЫДЛО по отношению к ОЛИГАРХАМ. Является единственной мотивацией любых неодобрительных высказываний об ОЛИГАРХАХ и ОЛИГАРХИИ. Причина ЗАВИСТИ - неумение БЫДЛА ЗАРАБАТЫВАТЬ САМИМ" (http://www.rusref.nm.ru/indexpubvocab.htm).

Можно воспринимать подобное определение как издевательство, можно - как шутку, но, думаю, оно соответствует истине. Человек, одержимый завистью, не в состоянии даже подумать о том, чтобы попытаться своими силами заработать некое "благо", которым обладает предмет его зависти. Зато человек завидующий горячо и страстно желает, чтобы предмет его зависти своего "блага" лишился. Один известный анекдот очень хорошо иллюстрирует подобное желание завидующего человека:

"Спустился Бог на землю. Идёт, видит - немец копается в куче какого-то железа, болты подбирает, гайки всякие. Остановился Бог и спрашивает у немца: "Скажи мне, какое твоё самое сокровенное желание?". Немец тут же отвечает: "Хочу завод!" Бог дал немцу завод и пошёл дальше. Через некоторое время видит - англичанин сидит, иголкой к драному пальто что-то пришивает. Спрашивает Бог: "Скажи мне, какое твоё заветное желание?" Англичанин тут же отвечает: "Хочу ткацкую фабрику!" Бог дал ему фабрику и пошёл дальше. Идёт, видит - русский мужик в земле лопатой ковыряется. Бог говорит: "Скажи мне, какое твоё заветное желание?" Русский думал-думал, да и отвечает: "Хочу, чтобы у соседа корова сдохла!""

В чём причина такого странного поведения, которое придаётся в анекдотической форме именно русскому человеку? Наверное в том, что русский человек легко поддаётся на искушение завистью. Поэтому поговорим немного о том, что же это такое и в чём выражается.

Зависть - всегда непродуктивна. Если зависть продуктивна, то есть, завидующий сам начинает трудиться, добиваться и под конец заполучает то же самое "благо", что и у предмета его зависти, то о понятии "зависть" уже говорить нельзя. Чувство зависти, становясь доминантой в сознании человека завидующего, лишает его возможности к продуктивным действиям.

По мнению А.А. Ухтомского, доминанта - это такое состояние, при котором какой-то один центр в мозгу человека приходит в состояние возбуждения, тормозя при этом работу всех остальных центров (http://psi.webzone.ru/st/029900.htm). Иными словами, если человек испытывает сильный страх за свою целостность, ему будет не до занятий сексом. То же и с завистью. Допустим, человек одержим чувством зависти к другому человеку, потому что тот обладает неким "благом", которого нет у него самого. Зависть, являясь доминантой в его сознании, не позволяет человеку переключиться на зарабатывание собственных денег, необходимых для получения такого же "блага". Человек предпочитает сидеть и завидовать, потому что не в силах выйти из этого состояния и заняться чем-либо продуктивным.

Рассматривая основные психологические доминанты поведения человека, обычно выделяется следующая взаимосвязь:

Основа поведения личности - ценностные ориентации. Они формируются в процессе воспитания и социализации и вырабатывают у человека его индивидуальную модель поведения. Классический пример: где один человек отступит, руководствуясь соображением "каждый имеет право на собственное мнение", там другой вступит в конфликт по принципу "кто не с нами - тот против нас".

Ценностные ориентации выражаются в целях, которые избирает человек в каждой конкретной ситуации. Так для одного цель - завоевать сердце девушки, а для другого - доказать своё превосходство над соперником. Цель через мотив побуждает человека к соответствующим действиям - подарить девушке букет цветов или унизить соперника на её глазах.

Возвращаясь к зависти, нужно исходить из того, что завидующий человек изначально имеет такие ценностные ориентации, которые заставляют его испытывать зависть. В частности, выработанная на уровне подсознания уверенность в том, что он заведомо не в состоянии заполучить то "благо", которое смог заполучить другой человек. Заниженная самооценка, помноженная, к примеру, на идеологическую подоплёку "богатый - это всегда вор", лишает человека возможности поставить себе цель - получение "блага". Ведь если у него в руках окажется "благо" - он станет таким же "богатым вором".

Уровень самооценки и воспитания не позволяют завистнику поставить себе цель - получить "благо". Но при этом завистник продолжает о "благе" мечтать. Поскольку поставить целью получение "блага" человек не может, он выбирает своей целью необходимость доказать всем (и в том числе себе самому), что тот, кто владеет "благом" - "буржуй и вор". Побуждаемый своей потребностью в "благе", человек ставит для себя целью доказать любым путём, что обладание "благом" - это зло и мотивирует своё заявление так: "честным путём, никого не притесняя, "благо" заполучить нельзя".

Примеров подобного влияния зависти на человеческое сознание достаточно много.

Казалось бы, какое дело русскому до благосостояния американца? Нужно думать о своём собственном благосостоянии, потому что разорится американец или нет - у русского от этого в кошельке ничего не добавится. И тем не менее, многие сейчас озабочены вопросом, что Америка живёт лучше России. Находятся и такие, которые начинают вычислять "по науке" - "через какой промежуток времени развалится США: через неделю или в следующем квартале..."

Что это? Зависть в чистом виде. Непродуктивная, потому что вместо того, чтобы работать ради собственного благосостояния, одержимые доминирующей в их сознании завистью люди сидят и занимаются никому не нужными мечтами о том, как хорошо бы было, если бы разорился предмет их зависти. При чём скажи таким людям, что они одержимы завистью - они тут же возьмутся утверждать, что это совершенно не так и что на самом деле им вообще "всё равно до Америки", просто американцы "подлые, жируют сволочи"...

Подобная непродуктивная зависть хорошо известна в истории человечества. Психологию пролетариата в 1917 году, например, можно выразить примерно так: "лучше у всех ничего, зато этого "ничего" - поровну". Богатых разорили, после чего страна впала в разруху, голод, упадничество и прочие подобные прелести. Кто-то может возразить: и до революции бывал в стране голод. Да, средняя полоса России находится в зоне негарантированного земледелия, и до революции в неурожайные годы голод охватывал отдельные области, но никогда не было такого повального и всеобъемлющего голода, как при советской власти, и не было такого чудовищного голодомора.

Огромными жертвами, красочно описанными во множестве советских произведений, страна поднималась из разрухи и выходила на путь индустриализации. "Сливеют губы с холода,// но губы шепчут в лад:// "Через четыре года// здесь будет город-сад!"" - писал В. Маяковский. А американцы не "сливели с холода", но при этом индустриализировались не хуже нашего! Как тут не позавидовать?!! Получается, что "мы тут страдали, сперва всё разрушили, потом с нуля, пуп надрывая, восстанавливали, "новый мир" строили, а они там палец о палец ударили - и всё само сделалось".

Другой пример: в советской деревне старательно разорили и пустили по миру "кулаков" - состоятельных крестьян, которые имели чуть больше, чем другие (а зачастую столько же, сколько другие, но это не давало покоя тем, у кого вообще ничего нет). Лучше стало тем, у кого ничего не было? Нет. Всем стало одинаково плохо - деревня пришла в упадок.

Любая страсть, присущая натуре человека, существует не зависимо от того, если ли повод для её проявления. Это верно подмечено у Островского в его бессмертной "Бесприданнице": "Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода", - говорил Сергей Сергеич Паратов Карандышеву. И так же завистник будет завидовать просто потому, что он завистник, а вовсе не потому, что кто-то ему повод даёт.

Человек завидущий опускается даже до того, что уже и не мечтает заполучить "благо". Он мечтает о том, чтобы другие люди своих "благ" лишились. Почему-то завистнику не приходит в голову, что если у соседа корова сдохнет, это не значит, что у него во дворе станет на одну корову больше. А в конечном итоге проиграют от сдохшей коровы все. Потому что если кто-то ещё мог купить молоко от чужой коровы, пока она была жива, и напоить этим молоком своих детей, то после её гибели даже покупать будет нечего.

В чём коренное различие психологии среднестатистического современного российского человека и американца? Американец заботится о том, как бы ему, американцу, стало хорошо и ещё лучше, а русский - как бы Америка развалилась. По этой причине благосостояние американца растёт, а русского - только уменьшается. Зависть занимает все его мысли и не даёт работать над увеличением своего же собственного благосостояния. Более того, до завидующего совершенно не доходит, что если доллар "обвалится" - хуже станет всем странам, которые так или иначе причастны к этой валюте. В том числе хуже станет и России, потому что Россия связана с мировым сообществом, а не существует от него отдельно, в полной изоляции.

Так откуда же в современных россиянах эта зависть? Наследие советских времён? Скорее всего. До революции в деревне зажиточный крестьянин был уважаем, а после революции крестьян стали убеждать, что зажиточный - это враг народа, сволочь и буржуй. Надо было отобрать всё у всех, и из этого почему-то следовало, что люди будут "счастливы". Так же и идеологически обработанный пролетариат был готов разрушить "весь мир", чтобы ни у кого не было ничего, зато некому было бы завидовать. Только зависть всё равно никуда не делась даже когда "ничего" у всех стало поровну. Завидовали партийцам, завидовали завскладу, завидовали интеллигенции, которая получала те же копейки, но ходила "чистенькая" и этим пробуждала зависть. Завидовали друг другу, просто потому, что было завидно. Зависть не пропала после того, как пропало богатство. Завидовать можно чему угодно, даже тому, что у соседа на одно рваное одеяло больше, чем у тебя. "Сволочь! Буржуй! Враг народа! Так его!"...

Советские времена прошли, но доминирующая над человеческим разумом страсть, привитая идеологической обработкой, осталась. Спросите себя: так что же на самом деле мешает жить современному россиянину: чужое "благо", или собственная зависть?

Автор - М.В. Гуминенко


© М.В. Гуминенко. 2010 г.
По вопросам использования материалов сайта обращаться по адресу: Kippari2007@rambler.ru