Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Немного про Рона Смержака и детское кино: "Одни дома" (Pets to the Rescue)Памятуя два крайне аморальных фильма "для детей", которые своим детям я бы никогда не стала показывать - "Один дома" и "101 далматинец", - я сперва сомневалась, стоит ли знакомиться с фильмом - "Одни дома". Так у нас перевели название "Pets to the Rescue", которое правильнее было бы прозвучало: "Животные приходят на помощь". Садистские "шутки" так называемой "рождественской комедии" "Один дома" (Home Alone) режиссёра Криса Коламбуса, в полной мере соперничают с издевательствами "101 далматинца" (101 Dalmatians) Стивена Херека. Сложно сказать, что "смешнее": битые ёлочные игрушки, по которым проходится босыми ногами один из бандитов в фильме Коламбуса, или изощрённые издевательства, которым подвергается героиня Гленн Клоуз в фильме Херека. Никто не спорит, нехорошо делать из несчастных щенков шубы, или залезать с дурными намерениями в чужие дома под Рождество, но в обоих случаях, месть "положительных персонажей" выглядит гадко и извращённо, чтобы всерьёз задуматься над психическим состоянием того, кто писал сценарий. Или над тем, для какой аудитории снимались данные фильмы. Размышляя о таких понятиях, как "победа", или "воздаяние", я почему-то вспоминаю один маленький диалог: "О! Ты его победил!" "Разве? По-моему, я его просто убил". В художественных произведениях, как и в жизни, можно условно выделить два варианта восприятия победы. Первый вариант хорошо выражает фраза: "Лучшая месть - успех". Второй вариант: "Я ему врезал так, что его голова стукнулась о стену, как мяч, а потом он ползал передо мной по земле и подбирал собственные выбитые зубы переломанными пальцами". В более мягком исполнении, положительный персонаж должен как можно сильнее поиздеваться над отрицательным персонажем, всячески его унизить и высмеять. Первый вариант, когда под победой подразумевается не чьё-то унижение, а собственный выигрыш - более возвышенный, и для его восприятия нужен развитый интеллект. Соответственно, во втором случае мы будем иметь дело с произведениями, рассчитанными на примитивное восприятие, либо побуждающими зрителя мыслить примитивными категориями. Фильмы Коламбуса и Херека на высокий уровень интеллекта не рассчитаны, они как раз предлагают смеяться над тем, как "положительные" персонажи зло издеваются над отрицательными, и всячески их унижают. Само собой, чтобы хоть как-то оправдать действия положительных героев, и хоть чуточку их "облагородить", приходится и злодеев делать как можно злее, примитивнее и гадостнее, придавая им черты, которые оправдали бы то "наказание", которому их подвергают. Однозначно, злодеи из фильмов "Один дома", или "101 далматинец" не имеют никаких положительных сторон, и не вызывают ни малейшей симпатии. Но дело в том, что и "положительные" герои данных кинокартин тоже симпатии не вызывают. Они действуют чересчур жестоко, пропагандируя как раз тот вариант победы, когда враг должен "собирать выбитые зубы сломанными пальцами", не физически, так хотя бы морально. Смысл подобных фильмов сводится к тому, что можно издеваться, обливать дерьмом, подвергать садистским пыткам своего противника, если ты считаешь, что он не прав, или как-то тебя ущемляет. Воздаяние, таким образом, значительно превосходит вину. В случае с мальчиком, который остался один дома, за попытку ограбить (то есть, унести ценности), он калечит воров физически. (Само собой, в фильме не акцентируется на том, что будет с человеком, если ему в ступни вонзится масса осколков тонкого стекла, из которого делаются игрушки. Это было бы чересчур реалистично для "детского" фильма). В случае с далматинцами, ни один щенок, в результате всех действий "злодеев", не убит, но покусившуюся на них женщину подвергают всяческим унизительным каверзам, каждая из которых может стоить ей жизни. Создатели фильмов пропагандируют, что именно так и надо поступать. Стоит ли такое показывать детям - каждый родитель решает сам. Я бы не стала. Поэтому и к фильму "Одни дома" (Pets to the Rescue, 2002) режиссёра Дэвида Листера подходила с большой опаской. Я ожидала от него примерно той же тематики и тех же "моральных устоев", что и в вышеупомянутых фильмах, но всё-таки желание посмотреть на ещё одну кинематографическую работу Рона Смержака пересилило. К моему удивлению, фильм оказался гораздо добрее, и его вполне можно назвать сказкой для семейного просмотра. Сценарий к фильму написан при участии Кристофера Аткинса. Фильмы для детей по сценариям Аткинса не отличаются особой глубиной, или серьёзным нравоучительным смыслом. Они повествуют об очень простых вещах, вроде: в семье все должны помогать друг другу; братья и сёстры не должны ссориться; и т.п. Его "Волшебный король" (Beings), или "Одни дома" - не шедевры, и ожидать от них чего-то особенно глубокого не имеет смысла. Но в них нет откровенного зла со стороны положительных персонажей. В них отсутствует элемент сказок братьев Гримм, где проигравшую сторону непременно нужно сунуть в бочку, утыканную ножами и спустить с горы, или заставить танцевать на балу в честь победителей в раскалённых железных башмаках. Когда-то я читала сказки братьев Гримм своим малолетним племянникам. Каждый раз, когда сказка доходила до финала, мне приходилось спешным порядком, не сбиваясь с тона, сочинять собственный вариант последнего абзаца, потому что прочитать детям, что именно сделали со злой ведьмой, или иным отрицательным персонажем, у меня язык не поворачивался. Фильм "Одни дома" хорош уже тем, что его положительные персонажи лишь защищают себя, и не стремятся причинить как можно больше зла персонажам отрицательным. По этой причине фильм воспринимается как весёлая клоунада, которую разыгрывают "отрицательные персонажи" перед зрителем, а положительные персонажи и домашние животные им в этом "помогают", оказывая посильное сопротивление. По сюжету фильма, три бандита (один умный, два дурака) похищают банковскую машину, в которой везут слитки золота. Ограбление больше напоминает фарс, с глупыми полицейскими, веселящим газом и переодеванием. Угнав банковскую машину, бандиты случайно сворачивают в сторону фермы, на которой родители оставили "в наказание" двух своих детей, за то, что те ссорились между собой. "Злодеям" нужен трактор, чтобы вытащить увязшую в луже машину с золотом, и именно за этим они приходят на ферму. Дальше следует ряд комических ситуаций, в которых дети вынуждены как-то помириться друг с другом и действовать сообща. Главного бандита в исполнении Рона Смержака (по сценарию его зовут Сонни, хотя в дублированном на русский язык фильме это имя ни разу не звучит) нельзя однозначно признать злодеем. То, что он время от времени строит "страшные рожи", ничуть не делает его страшнее. Он возится со своими дурными приятелями, как взрослый с детьми, и кстати, с настоящими детьми тоже справляется, когда надо. Например, Сонни некоторое время наблюдает, как двое его напарников гоняются за детьми по дому, стараясь схватить их и отобрать телефон, а потом, когда надоедает на это смотреть, он сам, очень быстро, хватает девчонку, телефон, подхватывает на плечо мальчишку, орёт "Молчать!" - и все замолкают и успокаиваются. Несмотря на свою "отрицательность", Сонни не хочет, чтобы кто-то пострадал, и он способен испытывать угрызения совести, когда случайно (толкнули под руку) "застреливает" местную собаку. Потом, кстати, оказывается, что собака жива-здорова, просто такая трусливая, что упала в обморок. "Трио" Сонни и его подельников очень напоминают клоунский дуэт. Сам он в нём - "бывалый" преступник. Его сопровождают маленький злобненький карлик, и длинный тощий недоумок, который интеллектом напоминает большого ребёнка. Костюмы "бандитов" тоже наводят на мысль о клоунаде. На персонаже Смержака длинное красное пальто, фалды которого болтаются почти до земли. Для большей комичности ему ещё и приделывают "пивное брюшко", на котором оператор старательно акцентирует в нескольких сценах. Длинный бандит одет так, чтобы вся его одежда, из которой он слегка вырос (как персонаж Юрия Никулина, когда он выступал клоуном в цирке), подчёркивала его нескладность и высокий рост. Карлик - настоящий карлик, насколько маленький, что через него шагают, как через табурет, и сам он легко перебегает с капота застрявшей в луже машины на сушу, как по мостику - по своему боссу. В фильме много комических сцен, напоминающих клоунские репризы. Например, сцена с трактором, который наконец-то удалось заполучить бандитам. Сонни, как и положено боссу, сидит за рулём трактора и терпеливо ждёт, пока его длинный напарник присоединит цепью машину к трактору. Длинный совершает целый ряд смешных и нелепых действий, но не может справиться с простой задачей, так что его боссу приходится вмешиваться. А когда маленький трактор не в силах вытащить тяжёлую машину, Длинный бросается к нему и начинает его уговаривать, после чего целует в колесо и говорит Сонни: "Попробуй теперь". Говорит с таким убеждением, что Сонни заводит трактор - и они действительно вытаскивают машину! В аннотациях к фильму сказано, что главные действующие лица в нём - домашние животные. Это не так. Животные в фильме действуют "вторым планом", помогая детям. Создатели фильма сэкономили на средствах, дрессировка достаточно примитивна, а там, где животные "разговаривают" - их заменяют грубо сделанными куклами. Поскольку это смотрится не слишком эффектно, животных в фильме стараются показывать как можно меньше. На мой взгляд, фильм от этого ничуть не страдает. В финале дети побеждают, но не потому, что им удалось как-то изощрённо поиздеваться над грабителями. Прежде всего их победа в том, что они мирятся между собой. И заодно, задерживают грабителей, и те не успевают улизнуть с украденным золотом. Родители счастливы, все живы и даже почти не потрёпаны, только слегка запачканы сырыми яйцами и сиропом. Фильм действительно получился детский. Во всяком случае, его не страшно показать ребятишкам. © М.В. Гуминенко. 2013. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |