Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
М.В. Гуминенко. Апартеид в Южной Африке, или Человек имеет право не быть убитым
Слово "апартеид" (apartheid) на языке африкаанс означает - "рознь", или "раздельность". Подразумевается раздельное проживание, политическую и бытовую сегрегацию. Сегрегация (от позднелат. segregatio - отделение) - политика принудительного отделения какой-либо группы населения. По некоторым сведениям, понятие "апартеид" впервые было упомянуто в 1917 году, неким Яном Христианом Смэтсом, будущим премьер-министром Южно Африканского Союза. Но в качестве официальной политики апартеид был утверждён в Южной Африке в 1948 году, когда к власти окончательно пришли арфиканеры. Зачем правительству ЮАС понадобилось вводить апартеид? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо кратко вспомнить историю освоения Южной Африки европейцами. Первыми европейцами, вступившими на землю Южной Африки были португальцы. Но они не задержались на этой территории, и вслед за ними сюда приплыли голландцы, которые в середине 1600-х годов основали тут Капскую колонию. Капская колония (от голл. "Kaap de Goede Hoop" - мыс Доброй Надежды) - первая голландская переселенческая колония в Южной Африке с центром в г. Капстад (в 1814 году, во время английского владения, переименован в Кейптаун). Она основана в Столовой бухте близ мыса Доброй Надежды, в 1652 году, голландским мореходом по имени Ян ван Рибек. Дальнейшее освоение земель проводилось под руководством голландской Ост-Индской компании. Голландцы организовали удобный пункт для обслуживания кораблей, огибающих африканский континент мимо мыса Доброй Надежды. Капская колония - не только самое успешное голландское поселение, но и самый успешный из всех европейских переселенческих проектов в Африке в целом. За период времени между 1660 и 1800 годами в эту колонию, которой управляла Голландская Ост-Индийская компания, эмигрировало множество людей из других стран: французы-гугеноты, немцы, фламандцы, ирландцы и др. Новый белый этнос получил название африканеры. Они прочно обосновались на территории Южной Африки, и стали её полноправными жителями. Именно они построили города и продолжили дороги, организовали сельскохозяйственные фермы и стали выращивать здесь многие полезные культуры. На фермах африканеров, вместе с хозяевами, трудились чернокожие рабы - выходцы как из Южной Африки, так и из соседних африканских регионов. В районе Кейптауна африканеры частично смешались с представителями других рас, образовав переходные расы, от которых происходят современные "цветные" жители Южной Африки. По сути, "цветные" являются метисами, в которых есть примесь европейцев, бушменов (коренных племён Юга Африки), племён банту, азиатов и пр. Трагическими событиями для африканеров (равно как и для коренных жителей Южной Африки) стала Британская оккупация 1806 г. Британская империя предприняла серьёзные попытки вытеснить африканеров с освоенных ими земель и взять Южную Африку под свой контроль. Как раз во время этой первой оккупации среди африканеров выделилась субкультура буров. Их родной язык африкаанс - не что иное, как смесь южных диалектов голландского языка. Англичане сделали попытку наложить запрет на употребление языка африкаанс, чтобы насадить в качестве колониального языка английский. В составе африканеров существовало несколько субкультур. Это капские голландцы (белые поселенцы в районе Кейптауна, проживающие на этой территории с момента голландской колонизации); буры (белые фремеры-африканеры); фортреккеры (белые исследователи и первопроходцы саванн и пустынь к северу и западу от Кейптауна); и трекбуры (белые переселенцы, участники так называемого Великого Трека). Последние, не смирившись с британской оккупацией Капской колонии, ушли на восток, основав несколько бурских республик, которые прекратили своё существование к началу XX века. После захвата в 1806 году Капской колонии, помимо принудительного насаждения английского языка, англичане приняли ряд других мер для укрепления своей власти. В частности, были введены новые налоги. В колонию в то время прибывали тысячи британских колонистов, и всем им хотелось владеть лучшей землёй, которую вполне можно было захватить, если африканеры вовремя не платили новые налоги. Англоязычные поселенцы постепенно стали теснить буров, оставляя им всё меньше земли и пастбищ. Наконец, в 1834 году англичане отменили рабство, лишив многих буров-фермеров рабочей силы, и тем разорив значительное количество семей. Но обратить на свою сторону чернокожих аборигенов англичане не смогли даже отменой рабства. Они не ладили ни с бурами, которым не нравилось их владычество, ни с самым многочисленным племенем местных аборигенов - зулусами (Королевство зулусов просуществовало весь XIX век, и лишилось независимости только в первой трети XX века, благодаря войне с британцами). При этом буры и зулусы между собой вполне могли договориться. К примеру, в конце 1880-х годов вождь зулусов Динузулу призвал на помощь против мятежников (зулусов, которых он обвинял в убийстве своего отца) войска Трансвааля (буров) под командование Луиса Боты (1862-1919). Взамен он пообещал бурам 10 400 квадратных километров земли, что составляло больше трети всего Зулуленда (страны зулусов). После победы Динузулу выполнил своё обещание и часть земли зулусов официально перешла во владение буров. Но англичане пытались превратить Южную Африку в свою собственную колонию, не считаясь ни с интересами буров, ни тем более, с интересами зулусов, чем вызывали недовольство всех слоёв африканского населения и поэтому им приходилось воевать на два фронта: и с африканцами, и с африканерами. Несмотря на все трудности, британцы не хотели отказываться от обладания огромной и богатой территорией в Южной Африке. Больше всего англичан приехало туда после начала золотой лихорадки 1840-х годов. Но превзойти буров в численности англичане так и не смогли. Не помогли даже попытки геноцида буров в начале XX века, когда африканеров сгоняли с их земель и отправляли в концентрационные лагеря. Британцам не удалось создать на территории Южной Африки общность, которая была бы такой же сплочённой, как африканеры. А с 1910 года, когда африканеры добились положения доминиона в Британской империи и создали Южно-Африканский Союз, позиции англоафриканцев стали быстро ослабевать. С 1948 года вся власть окончательно перешла к коренным африканерам. И именно с 1948 года в Южной Африке официально существовал апартеид. Рассмотрим главные законы апартеида, которые принимались постепенно, на протяжении всего времени действия этого режима на территории Южной Африки (текст законов с комментариями цитируется по: Apartheid Legislation in South Africa http://africanhistory.about.com/library/bl/blsalaws.htm). - Поправка к Закону о запрете смешанных браков (№ 55, от 1949 года) По этому закону запрещены браки между белыми и представителями других рас. Сам закон о запрете смешанных браков был принят ещё англичанами, в начале XX века. Вряд ли можно увидеть в этом законе нечто аморальное или бесчеловечнее. Тем более, что во всём мире не одобрялись смешанные браки. Нужно так же учитывать, что сами негры зачастую смотрят на смешанные браки куда более отрицательно, нежели белые. Для того, кому непременно выйти замуж или жениться на представителе другой расы, всегда существует возможность уехать в другую страну, в которой смешанные браки воспринимают более благосклонно, по крайней мере, не запрещают законом. К тому же, закон в равной степени касался и негров, и белых, и нельзя сказать, что он ущемлял только права негров. - Поправка к Закону о безнравственности (№ 21 от 1950 г., измененный в 1957 году (Закон № 23)) По этому закону прелюбодеяния, попытки прелюбодеяния и внебрачный секс между белыми и представителями других рас становится уголовным преступлением. Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать, что беспорядочный секс и разврат приводит только к падению нравов, расшатыванию основ семьи, увеличению количества венерических заболеваний и заболеваний СПИДом. И заметьте: в ЮАР в равной степени преследовались по закону как негры, так и белые, в этот самый разврат вступающие, и наказание предусматривалось для обеих сторон развратных действий. - Закон о регистрации населения (№ 30, 1950 года) По этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту. Вопрос о том, этично или неэтично ставить в документах графу "национальность", время от времени начинает волновать умы разных людей. С точки зрения автора данной статьи, стыдиться своей расы, или национальности, гораздо более позорно, чем носить в паспорте надпись: "Национальность - финн", или "Раса - белый". Тем более, что из-за отсутствия указания расы в документе, цвет кожи не изменится. - Акт о групповых областях (№ 41, 1950 года) По этому акту были созданы несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Этот закон стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения. По Декларации прав человека, у каждого должна быть свобода передвижения. Но данный акт вовсе не означал, что какие-либо передвижения с одной территории на другую были полностью запрещены. Чтобы переехать из одной области в другую, нужно было иметь основания. Точно так же мы не можем свободно выехать с территории России на территорию Франции, или из Чили в США. Для такого переезда нужна виза, а для получения визы нужно обосновать необходимость выехать на территорию другой страны. Групповые области, по замыслу правительства ЮАР, в дальнейшем должны были стать отдельными государствами. Следовательно, такая мера вполне обоснована. Белый точно так же не мог без разрешения зайти на территорию какого-либо племени, как негр без разрешения не заходил на территорию белых, поскольку эти территории становились отдельными государствами. - Закон против коммунизма (№ 44, 1950 года) По этому закону коммунистическая партия объявлялась вне закона на территории Южной Африки. Коммунистом могли признать любого, кто восстаёт против политического устройства страны. Автор данной статьи считает, что коммунистическая партия должна быть запрещена на территории любой страны. Попытки подрыва существующего строя, как правило, носят незаконный характер, и приводят к печальным для страны последствиям. Это можно ярко проиллюстрировать судьбой России после 1917 года, и судьбой ЮАР после отмены апартеида (о чём будет говориться далее в этой статье). (Коммунистический режим зарекомендовал себя во всём мире как наиболее агрессивный из режимов. Например, жертвами коммунистов в Китае стали 65 000 000 человек, в России 20 000 000 человек, в самой Африке 1 700 000 (сведения по: Куртуа С., Верт Н, Панне Ж-Л, Пачковский А., и др. Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии // http://www.alleng.ru/d/hist/hist047.htm). Нет ничего удивительного, что правительство ЮАР было заинтересовано в том, чтобы не допустить подобного в своей стране). - Закон, разрешающий нанимать банту как строительных рабочих (Закон № 27 от 1951 года). По этому закону черным было разрешено проходить подготовку и работать в качестве ремесленников в строительстве, занимая места, ранее зарезервированные только для белых, но при этом чёрные должны были работать в районах, предназначенных для чернокожих. Этот закон создавал дополнительные рабочие места для чернокожих рабочих из числа тех, кто не желает оставаться в бантустанах и хочет найти работу в городах. - Изменение в избирательном законе (№ 46 от 1951 года). Вместе с поправкой 1956 года, этот акт привел к удалению цветных из общих списков избирателей. Поскольку подразумевалось, что чернокожее население должно постепенно переселиться на свои территории, было бы странно на территории, оставленной для белых, давать неграм (по сути, гражданам другой страны) избирательное право. Негры становились избирателями на территории своих бантустанов. - Закон о самоуправлении банту (Закон № 68 от 1951 года) По этому закону для чернокожих африканцев создавались отдельные правительственные структуры. По сути дела, это - закон о самоуправлении. Было бы смешно и нелепо, если бы белое правительство начало указывать народу банту, например, каких антилоп и как им отстреливать и какие тыквы сажать. Советский человек слишком хорошо знает, что такое тупые партийные директивы сверху и как они могут уничтожить любую инициативу и заинтересованность, что в конце-концов приводит к уничтожению культуры ведения хозяйства. Африканский народ был от этого избавлен. Закон прежде всего ограничивал вмешательство белых в дела африканцев. Разве это плохо? - Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (Закон № 52 от 1951 года) Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы. Незаконное занятие помещений не приветствуется ни в одной стране мира. Точно так же, как в любой стране правительство имеет право сносить незаконные постройки. Вместе с этим законом, хотелось бы сказать и о следующем: - Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951) Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов. Вдумайтесь: работодатели обязаны построить жильё для своих рабочих! Во всём мире вряд ли найдутся страны, в которых обязанность обеспечить работников жильём закреплялась бы на законодательном уровне. Далеко не все хозяева вообще интересуются, есть ли у их работников хоть какое-то жильё. Этот закон апартеида следовало бы ввести везде, а вовсе не запрещать. И если белые строят для чернокожих рабочих жильё - они имеют полное право сносить бомжатники. К тому же, трущобы и лачуги на окраинах всегда нарушают санитарно-гигиенические нормы, служат рассадником различных инфекций (особенно в африканском климате), способствуют процветанию преступности и наркомании. - Закон об отмене пропусков и координационных документах (№ 67 от 1952 года) Данный акт говорит об обязательных документах для чёрных, чтобы их можно было идентифицировать. В документы были включены фотографии, сведения о месте происхождения, трудовая книжка, сведения о налоговых платежах, и о столкновения с полицией. Отсутствие документов у чернокожего, находящегося на территории, предназначенной для белого населения, приравнивалось к уголовному преступлению. Чернокожий не мог оставить сельскую местность и уехать в город без разрешения своих местных властей. По прибытии в городскую местность с разрешением на поиск работы, чернокожий должен был получить соответствующие документы в течение 72 часов. К данному закону прилагалась поправка того же 1952 года, сужающая определение категории чернокожих, которые имели право на постоянное проживание в городах. Здесь могли проживать те, кто был рождён в городе и жил в нём непрерывно в течение не менее 15 лет, или те, кто работал в городе непрерывно в течение не менее 15 лет, или те, кто работал на одного работодателя в течение 10 лет. По сути дела, вышеуказанный закон пресекал бродяжничество. - Закон об обеспечении раздельных услуг (Закон № 49 от 1953 года) Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.) Данный закон равен для всех: и белых и чёрных, и если говорить об ущемлении прав, то ущемляются и права белых, которым точно так же запрещено пользоваться заведениями, которыми пользуются негры. Так что нельзя сказать, что закон дискриминировал только чёрных. - Закон об образовании банту (Закон № 47 от 1953 года) Этот закон полностью передал африканцам контроль над школьным образованием среди чернокожих, прекратив существование миссионерских школ. Если говорить о миссионерских школах, то негры в праве сами решать, нужны им школы какой-то определенной религиозной конфессии, или нет. Это можно отнести к свободе вероисповедания. То есть вместо навязчивого распространения протестантских школ и общин, неграм предоставлено право выбора: захотят миссионерскую школу - разрешат её на своей территории. Не захотят - не разрешат. - Закон о городских областях банту (1954 год) Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города. Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что в ЮАР нет НИ ОДНОГО большого города, который был бы построен африканцами. Все города проектировали и строили белые. Так почему бы белым не распоряжаться своими городами так, как они считают необходимым? Ведь и белым был запрещён свободный вход на территорию бантустанов. - "Запрещение запретов" для чернокожих (№ 64, 1956 года) По этому закону суд не рассматривал жалобы чернокожих, обращённых против принудительной высылки с территории, предназначавшейся для белых. Вряд ли сейчас хоть какой-то суд принимает жалобы иностранных граждан на то, что их принудительно высылают из страны, в которой они не имеют гражданства. Почему же мы должны осуждать закон, который пресекал рассмотрение жалоб на депортацию людей из чужой на их же собственную территорию, которая, повторимся, с течением времени должна была стать отдельной страной? Следующие несколько законов автор статьи признаёт очень правильными и полезными самим африканцам. - Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958), и Закон о содействии самоуправлению банту (№ 46 от 1959 года) Эти законы ввели отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы. Каждая группа имела Генерального комиссара, которому было поручено разработать схему самоуправления своей территории, без вмешательства белых. - Закон об инвестиционных корпорациях банту (№ 34 от 1959 года) Данный закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места. - Закон о расширении университетского образования (Закон 45 от 1959 года) Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев. - Городские советы банту (№ 79 от 1961 года) Создание черных советов в городах, которые должны быть привязаны к властям своей этнической родины. Данные законы направлены на то, чтобы предоставить неграм больше самостоятельности, и дать им возможность находить работу, если они не желают жить в своих племенах. Сейчас принято говорить, что те области, которые на территории ЮАР были отведены для чёрных, лишь формально являлись самостоятельными, а на самом деле, ими так же командовали белые. Однако, к этим заявлениям не приводится никаких вразумительных примеров, чтобы это подтвердить. Стремление белого меньшинства отделиться от африканцев и предоставить последним возможность самостоятельно решать свои проблемы логично и понятно. Зачем белому человеку решать чужие проблемы, когда у него своих проблем более чем достаточно? Большое количество чернокожих на территории ЮАР и сейчас живёт племенами, в естественных условиях, не имея ни электричества, ни водопровода. По всей видимости, это положение их устраивает. Те же чернокожие, кому хочется жить в квартирах с отоплением и водопроводом, прекрасно могут сами провести этот водопровод и построить себе современные дома. Не нужно считать чернокожих африканцев дураками, неспособными о себе позаботиться. Они такие же люди, и если они что-то не строят и не прокладывают - это означает только одно: они не хотят строить и прокладывать. - Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967 года) Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в "белых" районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу. Данный закон, как и предыдущие, облегчает чернокожим возможность найти работу и законным путём зарабатывать деньги. Признать его несправедливым или неправильным невозможно. Можно лишь признать, что белые африканеры по-настоящему заботились о чёрных африканцах. - Закон о терроризме (1967 года) По этому закону сотрудникам Бюро государственной безопасности Южной Африки разрешалось заключать под стражу без суда лиц, подозреваемых в терроризме и подстрекательстве. Сохранение внутренней государственной безопасности - первейшая обязанность правительства любой страны. Справедливо или несправедливо было введение подобного закона в ЮАР - можно сказать лишь в том случае, если подробно изучить внутреннюю обстановку. В Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, в статье 2 "Основные принципы противодействия терроризму", есть следующее положение: "5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму" (http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html). Иными словами, для обеспечения безопасности граждан от террористов используется достаточно широкий спектр воздействия. И это совершенно правильные меры, потому что жизнь и безопасность граждан должны обеспечиваться, и это - дело соответствующих государственных структур. Было бы странно, если бы власти ЮАР лояльно относились к террористам, и не пытались им противодействовать законным путём. - Закон о гражданстве бантустанов (1970 года) По этому закону обитатели бантустанов потеряли гражданство ЮАР. Данная мера направлена на то, чтобы сделать белых большинством в "белой" части страны. Чернокожие по данному закону должны были стать гражданами на территориях своих этнических групп, независимо от того, проживали ли они там, или нет. Одновременно с этим, каждый чернокожий сам определял свою принадлежность к той или иной этнической группе. Даже если учесть, что многие африканцы мечтали жить в благоустроенных городах, построенных белыми, а их вынуждали становиться гражданами своих бантустанов, вряд ли подобный закон можно счесть достаточным основанием для протестов. Никто не запрещал чернокожим самим построить для себя благоустроенные города. - Указ о преподавании на африкаанс (1974 года) Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс. Поскольку на территории ЮАР проживает много племён, каждое из которых говорит на своём собственном языке, вряд ли все эти племена могли требовать, чтобы вне их территорий кто-то преподавал их язык всем остальным жителям страны. Одновременно с этим, поскольку белое население страны говорит либо на африкаанс, либо на английском - нет ничего странного в том, что и преподавание ведётся на двух языках. Если рассмотреть каждый из вышеприведенных законов в свете тех специфических особенностей, которые присущи Южной Африке, то нельзя не согласиться, что они продиктованы здравым смыслом, а вовсе не желанием как можно сильнее ущемить права негров. Данные законы направлены на облегчение жизни как белым, так и чёрным гражданам страны. Апартеид был официальной политикой, направленной на сохранение власти белого меньшинства на той территории, которую африканеры предназначали для проживания белых. Правительство ЮАР попыталось разделить страну на несколько отдельных государств. При разделении около 87 % земли (из которых 40 % занимает пустынное плато Вельд, где никто не живёт) было отведено белым, цветным и индийцам, а оставшиеся 13 % поделены между десятью "резервациями" для чернокожих африканцев. Эти самые африканцы составляли около 80 % всего населения ЮАР. На первый взгляд может показаться, что африканским племенам оставили слишком мало земли. Но ЮАР - не слишком густонаселенная страна. Из 195 стран мира Южная Африка занимает 137-е место по плотности населения (в среднем около 40 человек на квадратный километр). На большей части территории ЮАР проживает примерно от 1 до 4 человек на квадратный километр, на сравнительно небольших обжитых участках - от 5 до 24 человек, и на совсем незначительной части территории (в крупных городах) проживает от 250 до 999 человек на квадратный километр (в отдельных районах - до 1400 человек). Это можно наглядно увидеть на следующей карте: Плотность населения Африки, по Encyclopaedia Britannica Необходимо помнить, что именно благодаря колонизации голландцами и другими европейцами, на территории ЮАР вообще появились города и начало развиваться сельское хозяйство. Белые африканеры стали полноправными коренными жителями Капской колонии, потому что до них на этой территории практически никто постоянно не проживал. Время от времени сюда заходили бушмены, но не было ни одного постоянного поселения. Поэтому, когда белые говорят, что им принадлежит 87 % всей территории - это вовсе не грабёж чернокожего населения. Данная территория была освоена белыми, и принадлежала им на законных основаниях, как бы ни пытались забыть об этом противники апартеида. Необходимо помнить и о другом: именно за время апартеида Южная Африка превратилась в развитое, самостоятельное государство. О внутреннем положении в стране лучше всего сказано в статье "Белая крепость чёрного континента". Автор статьи пишет: "Чернокожие жители ЮАР отнюдь не горели желанием переселяться в африканские страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Как раз наоборот: африканцы из соседних государств всеми правдами и неправдами пытались попасть в "страшную" вотчину апартеида, спасаясь от голода и кровавых гражданских войн. В любом южноафриканском гетто условия жизни были лучше, чем в независимых странах "чёрного континента". Для чёрных были созданы условия, хоть и уступающие условиям для белых, но появилось и здравоохранение, образование, университеты для чёрных, возможность воинской службы и так далее. Самое главное, одной из основных причин было то, что белое правительство давало работу. Конечно, условия труда у не европейцев и негров были хуже, а оплата существенно меньше, чем у европейцев, но, начиная с конца 80-х годов положение для первых начало улучшаться. В начале 90-х в большинстве отраслей труда оплата чёрнокожих и белых практически сравнялись. Улучшилась и социальная защищённость. <...> Стабильный рост доходов в Южной Африке в течение двух десятилетий после того, как "Ветры перемен" подули над континентом [1970-1990 годы, прим. М.Г.], дал возможность режиму воздвигнуть заслоны от них в виде самостоятельной военной промышленности, которая делала страну практически независимой от ненадежных внешних поставщиков, а также финансировала военную программу ядерного оружия". (Белая крепость чёрного континента // http://www.rus-obraz.net/magazine/7/11) Европейским и американским наблюдателям режим апартеида в ЮАР не нравился куда больше, чем самим южноафриканским неграм. Возникает законный вопрос: почему? Можно предположить, что страна, которая прочно занимает первое место по добыче золота и алмазов, в равной степени вызывала зависть у лидеров африканских и европейских стран. В ЮАР очень много полезных ископаемых. Помимо золота и платины, она - крупнейший экспортёр каменного угля. Ещё в ЮАР добывают такие полезные вещества, как сурьма, урановые, железные, марганцевые, хромовые и медные руды. Правда, в стране практически нет ни нефти, ни газа, но имея всё остальное, нефть и газ можно покупать. Получалось, что в ЮАР правящее меньшинство контролировало огромную сырьевую базу, и могло спокойно богатеть, не зависимо ни от каких других стран и правительств. Англии в своё время не удалось оставить ЮАР под своим контролем (хотя основы апартеида заложили именно англичане, при которых чёрное население подвергалось значительной дискриминации). Африканеры, придя к власти в 1948 году, развили теорию раздельного проживания, не предполагая, что апартеид окажется удобной мишенью для критики со стороны "мирового сообщества". Сперва против апартеида никто не восставал. Он был внутренним делом ЮАР. Но постепенно, с превращением ЮАР в экономически развитую державу, пресловутая "мировая общественность" во главе с ООН нашла апартеид удобным предлогом для того, чтобы не допустить слишком сильного процветания Южной Африки. И началась международная борьба против "бесчеловечного режима". Борьба с апартеидом являла собой уникальный случай, когда в самый разгар так называемой "холодной войны" правительство СССР сошлось во взглядах с правительствами Западных стран, и все дружно осудили апартеид, и даже пообещали принять меры против этого режима. Южная Африка, в ответ на угрозу подобных мер, в 1961 году вышла из состава Британского содружества, и стала независимой Южно-Африканской Республикой. Само собой, членов ООН, выступавших против апартеида, это не остановило. В 1973 году Генеральная ассамблея ООН выдвинула очередную конвенцию против "преступления апартеида", целью которой было дать возможность странам-членам ООН применять санкции к правительству ЮАР. Римский статут определил "раздельное проживание" как одно из одиннадцати преступлений против человечности. Любая страна-член ООН могла задержать у себя человека из другой страны, подозреваемого в апартеиде, и отдать его на "международный суд". На практике же наиболее широкую известность приобрели различные санкции против спортсменов из ЮАР. На протяжении многих лет южноафриканские спортсмены не допускались на международные соревнования, в том числе и на олимпийские игры. Спортсмены из других стран, дерзающие нарушить запрет и состязаться с юаровцами, подвергались дисквалификации. Наиболее громким скандалом стал бойкот олимпийских игр 1976 года, организованный африканскими странами в знак протеста против прошедшего товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Ещё одной международной санкцией против ЮАР было установление эмбарго на поставки оружия в эту страну. Меры, принятые ООН, серьёзно подрывали экономику страны. "Одной из важнейших причин уничтожения системы апартеида в ЮАР можно считать состояние экономики. Помимо экономического истощения в постоянной борьбе с натиском чёрной Африки, во многом это было вызвано тем что, начиная с 80-х годов, против ЮАР стали действовать многочисленные экономические санкции" (Белая крепость чёрного континента // http://www.rus-obraz.net/magazine/7/11). Но не только экономику затрагивали "борцы с апартеидом" на территории чужой страны. Доходило и до откровенных провокаций неповиновения и поддержки терроризма: "Симпатией среди "мировой общественности" пользовались террористы, коммунисты и просто чёрные расисты - те, что на экспорт вещали о борьбе с "апартеидом" и построении расовой гармонии, а для внутреннего употребления имели лозунг куда более простой и доходчивый: "Один белый - одна пуля"." (Белая крепость чёрного континента // http://www.rus-obraz.net/magazine/7/11) Благодаря всем провокациям среди небелого населения ЮАР, подстрекательству к вооружённой борьбе, и всяческому вмешательству во внутреннюю политику страны путём провоцирования низших слоёв, хулиганов, уголовников, агрессивной (и одновременно легковерной) молодёжи на обширные беспорядки, "мировая общественность" добилась своего: негры начали "бороться за свои права". Не все, конечно, а только те, что стремились уйти из своих племён и обосноваться в городах. Те, кому не удавалось получить официальную работу, начали скапливаться в трущобах, возникающих на окраинах крупных городов, на самовольно захваченной территории. Именно отсюда, из трущоб, поднимались демонстрации, потому что именно здесь проживали люди без определённых занятий, которых легко было поднять на "марш протеста". Демонстрации приходилось разгонять полиции. Стычки приводили к жертвам с обеих сторон. Подстрекатели попадали за решётку. "Мировая общественность" возмущалась всё громче и громче, и наконец, подогреваемые этой самой "общественностью", южноафриканские негры добились своего. Белые отступили, отменив режим апартеида. В 1994 году, благодаря вполне мирным выборам, к власти пришёл чёрный президент Нельсон Мандела - сам бывший активист борьбы с апартеидом, много лет просидевший в тюрьме. И в стране воцарился хаос... По официальной статистике, только за период с 1997 по 2007 год в ЮАР было убито 1248 белых фермеров. По другой статистике, с начала XXI века в ЮАР убито более 3 000 фермеров, то есть, примерно по одному белому фермеру в день (Суд ЮАР запретил песню борцов с апартеидом... за расизм // http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/03/100326_south_africa_racism_song.shtml). Но эти цифры совершенно не отражают полной картины разгула преступности в ЮАР. В городах жить стало не менее, а может быть, даже более опасно. И не только для белых, а вообще для всех. Тем более, что центры городов, вытеснив белых, стали занимать чёрные, которых привлекал вовсе не бизнес, а возможность оказаться в небоскрёбе, в котором раньше работали или жили белые. Поскольку платить за своё проживание новым жильцам не хотелось, да и зачастую было нечем, дом быстро отрезали от всех коммуникаций, и он превращался в многоэтажный бомжатник. На данный момент в центральных районах крупных городов, когда-то возведённых африканерами, таких как Кейптаун, или Йоханнесбург, ни туристам, ни честным гражданам ЮАР лучше не показываться, какого бы цвета ни была их кожа. Разве что, проехать не останавливаясь, на машине, и так же не останавливаясь, через стекло, ради экзотики пофотографировать уличные помойки и развал, который там царит. Потому что в этих районах человека убивают просто так, ни за что, даже не за деньги, а просто потому, что хотят убивать. Аарон Цыпин в своей статье "Апартеид по-черному. Человек имеет право не быть убитым - даже если он белый" пишет: "...Если мы говорим о правах человека, то давайте начнем с права не быть убитым, ограбленным, изнасилованным и зараженным СПИДом. Это куда более важные параметры существования, чем дискриминация любого сорта. Режим раздельного существования в ЮАР отнюдь не был кровавым и репрессивным. С 1948 по 1994 год в столкновениях с полицией погибли 520 негров. Сравните это со 174 тысячами белых и негров, погибших за последние пятнадцать лет". (Цыпин А. Апартеид по-черному. Человек имеет право не быть убитым - даже если он белый // Русский репортёр, 26 октября 2010, №42 (170) // http://rusrep.ru/article/2010/10/26/uar) Цифры впечатляющие. С тех пор, как к власти в ЮАР пришли чернокожие, эта страна оказалась на первом месте по уровню преступности. Цыпин пишет: "Белые страдают от нового режима больше, но положение негров тоже резко ухудшилось. Вот вам самый главный показатель - продолжительность жизни: с 1948 года по 1994-й у негров она выросла с 38 до 64 лет, а за последние пятнадцать лет упала на десять лет. Кроме того, около 30% негров заражены сегодня СПИДом. Если посмотреть на положение объективно, то неизбежен вывод, что им раньше жилось несравнимо лучше". Конечно, белые страдают в первую очередь. Они ведь раньше были хозяевами, и сейчас их особенно сильно ненавидят. Чтобы хоть как-то стабилизировать обстановку, южноафриканский суд в 2010 году запретил петь популярную в начале 1990-х годов песню, в которой есть слова: "Убей бура, убей белого фермера"(Суд ЮАР запретил песню борцов с апартеидом... за расизм // http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/03/100326_south_africa_racism_song.shtml). Аарон Цыпин пишет: "Преступность не имеет расы, но преступники имеют. В нашей стране убийства, изнасилования и грабежи производятся отнюдь не бурами, не англоязычными южноафриканцами и не евреями. Когда лидер молодежи АНК Малема публично поет песню со словами "Убей бура", то неудивительно, что его сторонники идут убивать и грабить". Но такой меры, как запрещение провокационной песни, недостаточно, и уровень преступности в ЮАР остаётся прежним. Даже чернокожий президент ЮАР Джейкоб Зума совершенно официально признаёт, что на мировом уровне страна уже вышла в лидеры по уровню преступности. По признанию президента ЮАР: "...по числу насильственных преступлений, в том числе убийств, грабежей и изнасилований, так оно и есть. Страшно сказать: сегодня в стране ежегодно умерщвляется чернокожих руками самих же чернокожих больше, чем за все годы существования апартеида!" (Александр Нечаев. Жить в ЮАР можно. Но страшно // ИТАР-ТАСС, Претория // http://www.ekhoplanet.ru/society_1956_17007) Иногда можно встретить в сети Интернет такое заявление, что по преступности ЮАР напоминает Россию начала 1990-х годов. Конеч, в России, после развала Союза, обстановка была не очень приятная, но можно ли себе представить, чтобы в России 90-х средства массовой информации советовали жителям такие меры против угона автомобилей: "Избегайте незапланированных остановок. Не останавливайтесь даже тогда, когда вам кажется, что человек на обочине нуждается в помощи. Машина с мигалкой не обязательно означает, что это - полиция..." (http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/06/100519_wcup_sa_dangers.shtml) А можно ли представить, чтобы про Россию 1990-х писали то же, что сейчас пишут про ЮАР: "Если вы хотите спокойно жить в Южной Африке, то ваш дом должен находиться на охраняемой территории, иметь забор с колючей проволокой под напряжением, сигнализацию с тревожными кнопками для экстренного вызова вооружённой охраны, решётки на окнах и обязательно сторожевых собак. Ощущение, что живёшь в комфортабельной тюрьме, а грабители разгуливают по улицам на свободе". (Александр Нечаев. Жить в ЮАР можно. Но страшно // ИТАР-ТАСС, Претория // http://www.ekhoplanet.ru/society_1956_17007) Наверное, ни одна современная страна не может похвастаться подобной обстановкой. И это продолжается в ЮАР уже больше 19-ти лет. Вот, к примеру, впечатления Елены Орловой, которыми она делится в своей статье "ЮАР глазами эмигрантки": "Здесь в ходу у русскоязычных есть такая фраза "расстояние от туриста до расиста - две недели". Далее она пишет: "Запирать на все замки всё везде и всегда. Дом должен быть заперт днем и ночью и на окнах решетки. Ворота автоматически закрываются, гараж тоже. Если вы на парковке, то прежде, чем подойти к машине, сначала нужно убедиться, что за вами никто не наблюдает, потом - бегом в машину и сразу на все замки. Окна должны быть всегда закрыты. Но нужно оставить щель в полсантиметра, так труднее окна разбить. Окна бьют обычно когда вы останавливаетесь на светофоре в центре города и из салона тащат что плохо лежит". (http://nikitaphoto.livejournal.com/10707.html) Ещё один красноречивый пример: "Машины угоняют прямо из рук владельца, которого могут просто попросить освободить машину, или пристрелить, в зависимости от того, как им кажется легче. Был случай беременной женщине выстрелили в живот, потому что она недостаточно быстро выбиралась из машины. Был случай, когда 8-летнего мальчика пристрелили, потому что он не хотел отдавать свой велосипед. Были несколько случаев изнасилований, когда насиловали девочек возрастом 8 месяцев (это не опечатка!) - и по словам газеты, это не самая молодая жертва изнасилования". (Праздник футбола и бандитизма // http://www.zrd.spb.ru/news/2010-02/news-0643.htm) Тут закономерно было бы задать вопрос: а как же обстояло дело с преступностью в то время, когда был апартеид? Вот что можно прочитать на данную тему: "Раньше, до 1993, белые жили сами по себе, отдельно от черных, в своих собственных районах - черные жили сами по себе, с своих собственных районах, это и была суть режима апартеида - отдельного проживания. Все нации жили внутри своей культуры, и для всех все было приемлемо. Были и богатые черные, деньги они могли делать - только жили они отдельно, не вместе с белыми. Преступность практически не существовала, полиция была белой". (http://newwoman.ru/letters_525.html) Увы, с тех пор положение изменилось. "В 2007-2008-е годах в стране было зарегистрировано 36 190 изнасилований и 14 201 случай автоугона. В рейтинге ООН Южно-Африканская Республика на протяжении 1998-2000 годов находилась на втором месте по количеству убийств и на первом месте - по количеству изнасилований. В среднем за день здесь убивают 50 человек". (http://rus.postimees.ee/130842/chm-po-futbolu-ugrozhaet-rost-prestupnosti-v-juar/) Другой наблюдатель пишет: "Преступность в ЮАР ужасающая. По уровню убийств и изнасилований ЮАР на первом месте в мире, изнасилование каждые 56 секунд, 50 с лишним убийств в день. Но самое страшное - это изнасилования, потому что черные (какая-то часть) верят, что если иметь секс с белой женщиной или девственницей, СПИД пройдет". (http://newwoman.ru/letters_525.html) По сведениям из досье "Эхо", только в 2011 году в Южной Африке было совершено 18 438 домашних краж. Почти половина всех преступлений совершаются в районах самых крупных городов - столицы ЮАР Претории и крупном промышленном центре Йоханнесбург. (Из досье "Эхо"// http://www.itar-tass.com/c43/531572.html) По впечатлениям эмигрантов, в стане убивают даже не ради того, чтобы что-то украсть. У части населения будто бы выработалась привычка совершать преступления, даже не задумываясь о цели. "Мафии как таковой в ЮАР нет, черная преступность очень тупая - они тебя сначала убьют, а потом посмотрят, сколько у тебя денег в кошельке (и есть ли кошелек вообще)". (Южная Африка под властью негров. Журнал "Золотой Лев", № 155-156 // http://www.zlev.ru/155/155_46.htm) Почти с самого начала "новой жизни" ЮАР без апартеида из-за преступности, из Южной Африки началась массовая эмиграция белого населения. Для страны это означает не только то, что неграм остаётся больше места. Это означает прежде всего отток специалистов, квалифицированных работников, которые поддерживали экономику страны. Несмотря на то, что Южная Африка привлекает своими возможностями для ведения бизнеса, страх за свою жизнь и жизнь своих близких заставляет людей ехать в другие страны. Потомки тех самых буров, которые живут здесь уже не одну сотню лет, уезжают. Одна из эмигранток пишет: "В Австралии, где я сейчас живу, очень много эмигрантов из ЮАР (около 500 тысяч, при том что население Австралии всего 20 миллионов), и все в голос говорят, что причина эмиграции - преступность. Если бы не преступность, то не уехали бы".(http://newwoman.ru/letters_525.html) Другой эмигрант свидетельствует то же самое: "Мы уехали из ЮАР только из-за преступности. Страна очень красивая, замечательный климат, высокий уровень жизни (для тех, кто работает и образован) - но жить там страшно". (Южная Африка под властью негров. Журнал "Золотой Лев", № 155-156 // http://www.zlev.ru/155/155_46.htm) Однако наша пресловутая "мировая общественность", боровшаяся с апартеидом, не сдаётся даже теперь. Это не удивительно - никто не любит признавать свои ошибки. По одной из популярных версий, за высокий уровень преступности в современной ЮАР несут ответственность буры, то есть, те, кто в период между 1948 и 1994 годами правил страной. Говорят, что за время апартеида "белые развратили негров". Но простые цифры заставляют задуматься. Ведь за весь период с 1948 по 1994 год в столкновениях с полицией погибли 520 негров. То есть, за 46 лет существования апартеида насильственной смертью погибало примерно 11 человек в год. Зато после отмены апартеида в первые же 15 лет погибло 174 000 белых и негров. Получается по 11 600 человек каждый год. Так чем же развращали белые негров во время апартеида? Вероятнее всего, тем, что отвращали от преступлений и наказывали за них! Сторонники версии с "белыми развратителями" говорят, что всё дело в отсутствии при апартеиде нормального образования для чёрных. Мол, сейчас в стране требуются специалисты, а их нет, потому что чёрных никто во время апартеида не образовывал. Однако, после падения режима апартеида прошло 19 лет. За это время все, кто хотел получить образование, успели бы его получить минимум три раза. К тому же, при новом режиме в стране приоритет в приёме на работу отдаётся чернокожим (дискриминация стала в обратную сторону). А если нет специального образования - можно найти работу попроще. Но современные негры пошли по другому пути - зачем работать или получать образование, когда легче грабить? В фильме "Опасная земля" (Dangerous Ground) 1997 года, снятом киностудией ЮАР, про свои национальные проблемы, очень хорошо отражены основные тенденции в южноафриканском обществе. Один негр, который в юности боролся с апартеидом, и "доборолся" до того, что вынужден был бежать в Штаты, приезжает на родину, ныне "свободную от апартеида". В первый же день его грабят на улице среди белого дня свои же негры: под дулами пистолетов у него отбирают машину, деньги, вещи, и даже рубашку заставляют с себя снять. На его слова о том, что "брат грабит брата" его только поднимают на смех. На момент создания фильма прошло всего три года после падения режима апартеида. У создателей фильма ещё выражена некоторая надежда на то, что всё можно изменить. Причём, предлагалось это менять с помощью оружия, потому что никаких других способов авторы фильма не видели. Но со времени падения апартеида прошло уже почти двадцать лет, а в ЮАР так ничего и не изменилось. Из справочных сведений: Средний доход населения приближается к нижней границе среднемирового дохода. В целом экономическое положение общества крайне неустойчиво. Около 15 % населения живут в наилучших условиях, тогда как около 50 % живут в ужасающей нищете, которая вполне может сравниться с положением жителей беднейших стран мира. Далеко не у всех жителей есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия во многих поселениях способствуют распространению различных заболеваний. Такие резкие контрасты приводят к напряжению социальной обстановки. По уровню преступности ЮАР одна из первых в мире. В основном преступность процветает в бедных районах. Одна из центральных проблем - массовое распространение ВИЧ-инфекции (в основном среди чёрного населения), по которому ЮАР занимает первое место в мире (согласно данным ООН, опубликованным в 2003 и 2007 годах), в то время как по уровню заражённости Южная Африка находится на четвёртом месте (после Свазиленда, Ботсваны и Лесото). Всего заражено ВИЧ около 5,7 млн человек, что составляет 18,1 % взрослого населения страны (в 2007 году). Из-за СПИДа смертность в Южно-Африканской Республике долгое время превышает рождаемость. Карта распространения СПИДа в мире, из Википедии (нажмите изображение для открытия полномасштабного варианта) Необходимо добавить, что и преступность, и СПИД - это приоритет городских территорий. В тех областях, где негры - коренные жители Южной Африки и живут они так, как жили тысячу лет назад, ни преступности, ни СПИДа практически нет. Так может быть, следует признать, что отмена апартеида была злом, и злом прежде всего по отношению к чёрному населению ЮАР? По "Всеобщей декларации прав человека" под дискриминацией подразумевают вовсе не дискриминацию только негров, только индейцев, или только китайцев. Запрещена дискриминация человека вообще, независимо от его цвета кожи. В статье 2 Декларации говорится: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете" (Всеобщая декларация прав человека // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml). Но, несмотря на этот пункт Декларации, дискриминация белых почему-то дискриминацией не считается и никого не возмущает. В том числе и самих белых. Белые часто и порой отчаянно боролись за права негров, но ни один негр не будет бороться за права белых. Сейчас некоторые отдельные представители белого меньшинства в ЮАР говорят о дискриминации и даже геноциде белых, но почему-то "мировая общественность" равнодушна к их правам и не собирается за них бороться. Писатель и публицист Дан Роодт, один из лидеров белого населения ЮАР, в своём интервью "Русскому репортеру", высказал надежду на то, что россияне должны понять проблему буров, и поддержать их. Он сказал: "...мы никогда не забудем солидарности, которую русские проявили во время англо-бурской войны". На вопрос, зачем современной России поддерживать буров, Роодт ответил: "А зачем русские поддерживали нас сто лет назад? Они видели несправедливость действий англичан, они поверили нам и не разочаровались. Сегодня Россия сама не раз была свидетелем несправедливости мирового сообщества во многих вопросах". Роодт обратил внимание на то, что геноцид белых - это настоящая проблема, от которой все отворачиваются. "Когда речь идет о боснийских мусульманах, о палестинцах или о чеченцах, каждый инцидент вызывает "международную озабоченность". А когда на повестку дня выносится геноцид буров и других белых в ЮАР, никто не хочет об этом говорить. <...> Нам некуда уходить. Мы не колонизаторы и не захватчики в Африке. Мы уже издавна являемся истинно коренным населением нашей страны. Мы ее осваивали, мы строили, мы превратили ее в цветущий сад. Другие люди прибывали сюда по мере того, как мы успешно осваивали эти земли". (Апартеид по-черному // http://rusrep.ru/article/2010/10/26/uar) Проблема белого населения в ЮАР пока что волнует только самих африканеров. Но и неграм в современной Южной Африке живётся не лучше, чем белым, даже без всякого апартеида. Точнее, после отмены апартеида и у белых, и у негров одна и та же проблема. Их убивают. Одного мировая общественность добилась: сейчас ЮАР уже не такая развитая страна, как при апартеиде, и наверное, это успокоило тех, кто активно завидовал белому меньшинству в Южной Африке и требовал отмены апартеида. Приложение Напоследок приведём несколько цитат, характеризующих уровень преступности в ЮАР. "В прошлом году в Дурбане на заправочной станции застрелили девушку, с приличного расстояния. Преступник находился не на заправке. Его удалось поймать. Оказалось, что он проходил инициацию - посвящение в банду. А для того, чтобы в банду приняли, нужно убить человека. Просто так" (Юар глазами эмигрантки. Часть первая. Транспорт и безопасность // http://world.lib.ru/o/orlowa_e/immigration.shtml). "Если вы заблудились, то никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь на обочине чтоб спросить дорогу у пешеходов" (Там же). "А вот последний случай вообще из ряда вон выходящий. Условно-досрочно освобождённый из тюрьмы 27-летний парень изнасиловал 94-летнюю старушку прямо на глазах у её правнуков. На таком фоне сообщение об изнасиловании 64-летней женщины уже не кажется невероятным" (Александр Нечаев. Жить в ЮАР можно. Но страшно // ИТАР-ТАСС, Претория). А. Нечаев приводит такой характерный момент, с которым можно столкнуться в ЮАР: "На многих перекрёстках Претории стоят либо торговцы всякой всячиной, либо нищие в лохмотьях. В основном это чернокожие молодые ребята, но встречаются и возрастные белые граждане с табличкой "Я безработный". <...> У одного из бродяг на груди я увидел табличку с надписью: "Я лучше умру от голода, чем пойду грабить. Помогите!" Если вы вдруг сжалитесь и захотите дать ему пару монет, то прежде чем опускать стекло, убедитесь, что на расстоянии его вытянутой руки в машине нет никаких ценностей. Иначе он может мгновенно их схватить через открытое окно и исчезнуть (Александр Нечаев. Жить в ЮАР можно. Но страшно // ИТАР-ТАСС, Претория). "ходить можно только в закрытом комплексе или в торговом центре (там охранники с автоматами стоят, охраняют) - но что, конечно, жить можно, человек не собака, ко всему привыкает" (Юар глазами эмигрантки. Часть первая. Транспорт и безопасность // http://world.lib.ru/o/orlowa_e/immigration.shtml).
© М.В. Гуминенко. 2013. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |