Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Буянова Н.О. Вольные размышления по поводу саги "Звездные войны"

Звёздные войны

Моя попытка объяснить снижение популярности известной космической саги

Когда Джордж Лукас начинал снимать свои Звездные войны, он не знал, что снимает культовый фильм. Мне кажется, он снимал что-то вроде сериала. Первый фильм замыслил, а дальше уже решил ориентироваться на мнение зрителей и на рейтинги. Поэтому, кстати, нестыковки между первыми и последующими фильмами, видно, что придумывалось в процессе. Например, я сомневаюсь, что изначально Люка собирались делать сыном Дарта Вейдера. Об этом говорит хотя бы то, что он живет под своей фамилией и под видом племянника в семье своего дяди. Как-то мне не верится, что никто в Империи не знал настоящей фамилии второго по значимости злодея. Татуин, конечно, захолустная планета и семья Люка живет очень уединенно, но всё равно странно, что никто не обратил на это внимания. Но это ещё ладно - допустим, фамилия очень распространенная и никому дела не было. Но как дядя Люка не боялся прятать сына Дарта Вейдера? По-моему, последний и за гораздо меньшее мог убить. Поэтому было бы более естественно, если бы дядя всем говорил, что Люк - его сын, никаких Скайокеров не упоминал в принципе и, скорее, лег бы костьми, но не пустил бы племянника ни в какую военную академию. То есть, я припоминаю, что дядя против учебы, но там, скорее, не страх, а непонимание романтических устремлений юного Скайокера.

Так как мистер Лукас не знал, что у него выйдет, не имел слишком широких технических возможностей и слишком больших (как я понимаю) средств на фильм, он сделал ставку на интересную (для того времени) тему и на взаимоотношения персонажей. То есть, космос, непривычные существа, а на их фоне вполне живые люди с их тараканами и проблемами. По сути, если присмотреться, сверхспособности есть только у темной стороны - это у Императора и Дарта Вейдера. А оппозиция - обычные люди, которые побеждают только за счёт смелости, находчивости и взаимовыручки. Поэтому мифология (фантастическая составляющая) в первых фильмах была нужна только как подспорье для раскрытия персонажей. Например, Люк у Йоды пытается вытащить из трясины истребитель. Он показан как неуверенный в себе человек, который раз за разом привык сдаваться, и не верит в себя. И тут он сдается, даже толком не попытавшись. То есть, обрести Силу здесь - это обрести душевное спокойствие и уверенность в себе. Вообще, если всю трилогию посмотреть, там много таких моментов именно психологического плана - когда персонажи сомневаются или делают сложный выбор. Посыл, в общем-то, простой - победа добра над довольно могущественным злом именно за счёт добрых качеств.

Нужда продумать мифологию пришла позже, когда ЗВ стали пользоваться популярностью. Популярностью грех было не воспользоваться, и возникла идея дополнительных книг и фильмов на эту тему. Вот тут-то творческая группа создателей ЗВ и пустилась во все тяжкие, забыв о здравом смысле и погнавшись за рейтингом. Дело в том, что со времени выхода первых трёх фильмов прошло уже немало, и интересы людей сменились. Если раньше массового зрителя волновали далекие галактики и инопланетяне, то сейчас вполне реальные земные дела - техногенные катастрофы, терроризм, будущая борьба за ресурсы и т.д. Людям будущее рисуется в мрачных красках, скорее, в форме антиутопии погубившего планету человечества, нежели в светлом будущем гармоничного существования человека, природы и технических совершенств. Таким образом, продолжить прежнюю тему трилогий означало бы сориентироваться на прежних поклонников ЗВ, которых достаточно ограниченный круг, в общем-то, и принять как данность то, что новые поклонения просто фильма не поймут. Поэтому Лукас и компания погнались за двумя зайцами - прежние поклонники никуда не денутся и всё равно придут, даже из любопытства, а новых надо заманить. Чем можно заманить поколение, выросшее в обнимку с компьютером? Естественно, зрелищностью, спецэффектами, красивой картинкой. Ну и ещё драму добавить.

Сюжетное обоснование драмы и привело к тому, что логику перекосило, а джедаи сделались дурными. По идее, какой главный вопрос стоял перед создателями второй части ЗВ, так сказать, приквела? Почему отец Люка Скайокера оказался на темной стороне. Фактически в первых фильмах об этом мало что сказано. Если посмотреть по тому, что было, я лично сделала бы вывод, что никакой Император не политик, а просто злодей, который изобрёл какое-то оружие, пришёл с армией и захватил несчастную раздробленную Республику. Потому что в нём ничего от политика - слишком прямолинейно действует. Дарт Вейдер больше смахивает на военного, я бы предположила, что в прошлом он как раз командовал армией Республики, а потом перешел на сторону противника. Почему, трудно сказать, но может быть, даже из идеологических соображений. Надоела анархия, погрязший в бюрократии и коррупции Сенат, показалось, что авторитарный режим - то, что надо. Как-то так. Но, видимо, подобные трактовки показались создателям скучными, вот они и решили сделать падение Энакина более драматичным, для каковой цели и пошли на ужасные сюжетные натяжки. Во-первых, приплели запретную любовь, а чтобы обосновать её запретность лишили несчастных джедаев семей и друзей. Это вряд ли планировалось заранее - если меня память не подводит, когда Бен говорит Люку, что его отец был джедаем, тот не удивляется: "Как так? Ведь джедаи не женятся?". Да и вообще это концепту противоречит - если любовь, дружбу, милосердие и прочие чувства, которые человека делают человеком, отнести к темной стороне - что тогда защищает пресловутая светлая сторона? А ведь ЗВ - это борьба добра со злом. Поэтому джедаи не очень убедительны в роли защитников мира и вообще добрых людей. Лукас это не планировал, но так вышло. Собственно, актёры последних ЗВ получили по "Золотой малине" за бездарную игру именно по этой причине - нелогичная мифология, неестественная. Я, например, не считаю, что тут есть вина актеров - они играют то, что написано в сценарии и так, как им говорит режиссер. Учитывая, что большая часть фильма - это погони, драки на световых мечах, а диалоги пафосные и ни о чём, то понятно, что особо характер не раскроешь и ничего не прочувствуешь. Так что тут я, как Станиславский, "не верю". Ни в якобы дружбу, ни в якобы любовь. Не берет за душу. Это, кстати, было отмечено многими фанатами "Звездных войн" - что Энакин ведет себя неадекватно, а Оби-Ван слишком черство. Ну, если поизвращаться над ЗВ в плане психологии и исходить больше не из фильма, а из логики, то Оби-Ван - интересный персонаж. Простой и сложный одновременно. Простой, потому что у него нет таких уж ярких индивидуальных черт, обычный, в общем-то, классический джедай. И как положено настоящему джедаю не способен на глубокую привязанность. И потому всегда неуязвим и спокоен. Я помню, были какие-то возмущения по поводу того, почему это Оби-Ван так обошелся со своим учеником, вроде как недостаточно милосердно, а я вот думаю, что это в характере. Джедаи что проповедовали? Отказ от эмоций, потому что, поддавшись страху и ненависти, можно перейти на темную сторону. Поэтому джедай никого не любит, не ненавидит, ни к кому не привязан, всегда готов умереть, спокоен. Вот Оби-Ван всегда и спокоен. И я очень сомневаюсь, что он был для Энакина другом. Был бы другом - больше бы сопереживал и старался бы помочь. А так - он просто его учил и всё, да и то - в память о своем учителе, который был более человечный. Хотя и более эксцентричный. "Другом" Энакина был, к сожалению, как раз Палпатин, который принимал в нем участие, слушал, типа даже помогал и т.д. То есть, фактически делал то, что должны были делать коллеги-джедаи. По сути дела, когда Энакина захлестывали эмоции - положительные или отрицательные - его просто ругали, а ничем не помогали. Чем и лили воду на мельницу Палпатина. Не думаю, что если бы Энакину было с кем поговорить в Ордене и у кого попросить совета, он бы стал слушать сомнительные идеи канцлера. Если бы был жив более чуткий Квай-Гон, ни на какую бы темную сторону Энакин, как мне кажется, не перешел. Но Квай-Гон и навряд ли смог бы поднять руку на своего ученика, как это сделал Оби-Ван. Тот же настоящий джедай: стал преступником, значит, умри парень, ничего личного. И никаких моральных терзаний по этому поводу. Так что орден джедаев сам себя изжил и пал вполне оправданно. Нельзя заменять истинную доброту простым следованием правилам. Хотя тут второй сюжетный натяг, потому что если бы Палпатин был такой умный, он не стал бы делать такую примитивную империю. Нестыковка. Умный политик не лезет на первый план, сделал бы себе марионеточный Сенат и дергал бы за нитки, прикрываясь идеями демократии, свободы и всеобщего блага. Да и детей Скайокера он бы сразу по идее, должен был бы приказать убить, как узнал, что они живы, чтобы не вводить Вейдера в искушение. А то выходит был умный, умный, умный, умный, умный - раз! и утратил всю свою хитрость.

Хотя нельзя сказать, чтобы, стремясь побольше заработать, создатели сильно ошиблись - зрелищные боевики всегда продаваемы, а пафос популярен (иначе бы юные дамы с ума не сходили по "Сумеркам"). Просто качество, конечно, так себе получилось. Спасибо рейтингу НЦ-13, ещё без постельных сцен обошлось, сейчас их пихают, куда не надо. В целом, хочется сказать, что идея была хорошей, но в погоне за рейтингом из неё сделали неизвестно что, собственно, почему она и прекратила свое существование.




© Н.О. Буянова. 2013.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ