Поиск по сайту |
На Главную Статьи современных авторов Художественные произведения Библиотека История Европы и Америки XIX-XX вв Как мы делали этот сайт Форум и Гостевая Полезные ссылки Статьи на заказ |
А.М. Возлядовская. Для кого упала современная русская культура?Есть такой довольно известный сайт "Старое радио". Он предоставляет возможность прослушивать театральные постановки, радиоспектакли, литературные чтения, различные интервью, записи выступлений политических деятелей и пр. В рубрике сайта "О нас" есть такие слова:
Мне эти слова очень не понравились. Самая главная мысль в них о том, что сейчас обнищала наша культура, что всё потеряно, утеряно, и на самом деле вообще ничего не осталось. Подобная мысль сейчас очень популярна. Ряд людей любит повторять, что, вот у нас была советская культура и это было хорошо, культурно и прекрасно и особо высоконравственно! А сейчас, с падением коммунистической партии (а, следовательно, и идеологии) - всё разрушено, безвозвратно утеряно и вообще ничего нет, даже если кому-то кажется, что наоборот - всё есть. И молодёжь-то современная ничем не интересуется, да и люди старшего поколения стремительно деградируют, им ничего не нужно, кроме каких-то денег и заграничных путешествий. Я думаю, вам не раз приходилось слышать подобные стенания и такое модное нынче нытьё. Но своими глазами я вижу, что сейчас для постижения мировой культуры у русского человека есть такие возможности которых раньше не было, тем более - не было у советского человека. Как раз сейчас наш бывший советский человек может увидеть те фильмы, которые например 30 лет назад, он не просто не мог увидеть, он даже не знал об их существовании. Он может сейчас прочитать книги, которые он физически не мог почитать в советское время, потому, что они просто не были ни опубликованы, ни даже вообще не были переведены. Современный человек может познакомиться с такими произведениями мировой культуры о которых он даже не подозревал. Сейчас вся мировая культура доступна и говорить о каком-то оскудении, в частности, оскудении для современной России - это совершенно бессмысленно. Это всё равно, что сидеть в лодке посреди пресного озера и кричать, что я умираю от жажды, а вот тогда, когда я жил в пустыне и у меня была всего одна капля воды - я был доволен и насыщен. Обычный довод современных нытиков таков: "Вы посмотрите на современную молодёжь! Она совершенно не читает классики! То, что проходят в школе - они знают очень поверхностно, а зачастую и совсем не знают!* Но они - не интересуются классикой, русскими писателями, русским театром!" ____________________________________________ * С этим тезисом я действительно согласна. Программа литературы в школе (в основе своей, унаследованная с советских времён) плоха и не прививает любовь к классике, а наоборот - отталкивает. Но это лишний раз доказывает, что нужно полностью пересмотреть программу по литературе, а не пытаться "дополнить" советские нормы, которые как раз и были направлены на то, чтобы один раз, в детстве, человек через силу впихнул бы в себя совершенно взрослое, не подходящее ему по возрасту, произведение и получил бы такое отвращение к классике, чтобы потом уже всю жизнь к ней не возвращаться. ____________________________________________ Но давайте вспомним, какова же была наша просвещённо-культурная молодёжь советского времени. Во время моего детства, которое прошло в эпоху развитого социализма (золотое советское детство, при Брежневе: живём-радуемся советской культуре!), я очень любила слушать Третью программу всесоюзного радио. Это увлечение появилось не просто так. Моя мама считала, что ребёнку вредно смотреть телевизор и поставила мне такой лимит: не более часа на просмотр телепрограмм в день. Это был принцип нашей семьи: телевизор смотреть вредно и потому мы будем смотреть его как можно меньше! Но радио мне никто не запрещал слушать. Мама купила трёхпрограммный радиоприёмник для того, чтобы слушать "Маяк" - относительно аполитичный канал, по которому кроме кратких новостей, в основном, шла музыка и песни, то есть то, что маме очень нравилось. Но мама слушала его редко. Зато я быстро обнаружила, что у этого радио есть ещё и третья программа, по которой часто идёт что-нибудь интересное: литературные чтения или записи театральных постановок. В отличие от телевизора, слушая радиопостановки или литературные чтения можно было делать домашнюю работу, которую я, как член семьи, обязана была делать - например, мыть посуду или чистить картошку. Согласитесь, чистить картошку в полной тишине гораздо скучнее, чем под чтение какого-нибудь рассказа. Можно, конечно, слушать музыку, но музыка не насыщала вполне мой информационный голод. При выборе - музыка или какая-нибудь занимательная история, я всегда склонялась в пользу занимательной истории. А другие люди предпочитали музыку. Насколько я знаю, в нашем классе, из тридцати человек никто, кроме меня, эту программу не слушал, во всяком случае, никто не слушал её регулярно. Во-первых, не у всех были прёхпрограммные радиоприёмники, во-вторых, те у кого эти приёмники были, далеко не всегда интересовались драматическими постановками или рассказами классиков, которые читали актёры. В подростковом возрасте у меня была масса знакомых. Кроме школьного класса, с которых я общалась не очень-то тесно, у меня было множество знакомых из конно-спортивной секции нашего ипподрома, вдобавок - знакомые из клуба служебного собаководства, а также - различных собачьих площадок, которые были своего рода "клубами" где общались владельцы, выгуливающие своих питомцев. В то время я насчитывала около двухсот пятидесяти знакомых. Так вот, из этих двухсот пятидесяти человек ни один не слушал Третью программу всесоюзного радио, как бы я за неё не агитировала. Все они были равнодушны к радиопостановкам, к чтениям литературных произведений и поэтому говорить о том, что тогда, во времена развитого социализма, во времена моего детства, при Брежневе, была какая-то большая тяга к культуре у молодёжи - я не могу. Я это видела своими глазами - все эти радиопостановки и чтения были никому из моих знакомых не интересны. Даже моя лучшая подруга - дочь танцоров балета, которая в раннем детстве росла при театре - даже она осталась равнодушна к этой программе, сколько я эту программу не пропагандировала. Я не могла себе найти ни одного единомышленника, который бы тоже слушал эту программу и с котором можно было бы поговорить об услышанном, обсудить произведения, поделиться впечатлением или что-то спросить. В "золотое советское время" я этой культурой, предлагаемой нам Третьей программой всесоюзного радио, интересовалась одна. Больше я не знаю ни одного человека, который бы захотел её регулярно слушать. И сейчас, в начале XXI века, из всех своих знакомых интересуюсь этим тоже только я одна. Правда, сейчас у меня круг знакомых во много раз ýже, чем в подростковом возрасте, а опросов я не провожу. Но я смотрю, что на тот же пресловутый сайт "Старое радио" каждый день заходит несколько тысяч посетителей. Я не могу утверждать, что в советское время подобных любителей было больше. Сейчас "Старое радио" посещают 7 000 - 8 000 человек в день, то есть семь-восемь тысяч интересуются хроникальными записями и постановками. Не думаю, что в советское время количество интересующихся подобными вещами превзошло бы эти тысячи. Просто у тих людей в советское время было бы гораздо меньше возможностей. Это сейчас человек что захотел, то и включил, когда ему удобно, тогда и послушал. А в те времена, когда это всё транслировалось только по радио и больше нигде, слушатель был полностью зависим от программы, от выбора редактора канала, да и от цензуры, наконец. Именно сейчас каждый любитель свободен в своём выборе прослушивания любых доступных произведений. А доступных произведений - очень много, и они не только на сайте "Старое радио". Другое дело, что таких любителей всегда, во все времена, было не так уж много. В советское время лишь один человек из двухсот пятидесяти моих знакомых (а может быть эта цифра была ещё меньше: один из пятисот или из тысячи), интересовался литературой и драматургией. Но тогда такой человек имел очень мало возможностей. Были очень скудны библиотеки, а на радио - одна-единственная Третья программа, по которой, что редактор захотел (или ему позволили) транслировать, то слушатель и знает, а что не транслируют - о том слушатель и понятия не имеет. В наше время возможно, тоже лишь один человек из двухсот пятидесяти, а может быть и меньше, интересуется литературой и драматургией. Но сейчас такой человек имеет прекрасную возможность слушать то, что он хочет, любое произведение, в любое время и не ждать милости от Третьей программы всесоюзного радио, цензуры и редактора. Ну и когда у нас возможностей и культуры больше - тогда или сейчас? Можно возмущаться и кричать, что сейчас молодёжь не хочет слушать классики! Так она и 40 лет назад, при социализме, не хотела ничего слушать - ни классики, ни драматургии. Современные любители советской культуры часто выдвигают тезис о том, что сейчас наблюдается слепое поклонение Западу. Но я не вижу усиления этого процесса именно сейчас. Это вовсе не признак нашего времени. Поклонение Западу усиленно насаждалось в России Петром I и Екатериной II и насаждение это вполне удалось. Настолько удалось, что подвергалось резкой критике и Грибоедовым, и Львом Толстым, и многими другими писателями. Более того, несмотря на резкую критику, явление это нисколько не ослабло. И стоит ли обвинять в этом людей последних двух десятилетий? Более того, именно в советское время такое поклонение окончательно "ослепло" среди большинства населения СССР. Магические слова "Маде ин не наше" - были руководством в моде, во вкусе, в денежных тратах. Самое главное в товаре было: надпись по-нерусски, и это гарантировало его покупание. Помню анекдотический случай, как иллюстрацию данного явления. Один мой знакомый привёз из Севастополя французские солнечные очки (которые, в свою очередь, были куплены у моряка из загранрейса). Знакомый, нуждаясь в деньгах, решил эти очки продать на барахолке. Простоял целый день - очки никто не купил. Почему? Потому, что на них не было иностранной надписи, только на внутренней стороне дужки еле заметно микроскопическими буковками вытеснена была надпись: логотип фирмы и буковки "made in France", а этого было недостаточно для советского человека. Я взялась помочь бедолаге - из обёртки импортного бритвенного лезвия я аккуратно вырезала маленький ромбик с надписью, которая доже не знаю как переводилась и что означала. Ромбик со словом из нерусских букв мы приклеили клеем ПВА к нижнему краю стекла очков - вроде как "лейбл", чтобы сразу было видно, издалека. Результат - очки, не раздумывая, купил первый же человек, который их увидел! Вот где и когда было полностью слепое поклонение перед заграничным! И это была психология советского обывателя развитого социализма. Это была психология массы, толпы и абсолютного большинства. Культурными, в понимании организаторов сайта "Старое радио", были лишь единицы. Единицы это и сейчас. Только при социализме этим единицам было сложнее, а сейчас легче. Сейчас есть все возможности как раз для этих единиц. А толпе это было не нужно ни тогда, в "золотые советские времена", ни сейчас. И кого винить? Того кто отменил цензуру? Того, кто изобрёл Интернет, с помощью которого такие сайты, как "Старое радио" распространяете свои записи? Я не могу признать истинным любимый тезис современных деятелей культуры о том, что сейчас произведениями культуры интересуются меньше, чем тогда, в советское время. Своими глазами я вижу, что это не так. Кто не хотел интересоваться культурой, тот и не интересуется, ни тогда, ни сейчас. Но для тех, кто интересуется, сейчас есть прекрасные возможности, о которых мы в советское время не моли и мечтать!
© А.М. Возлядовская. 2013. Опубликовано: "Сибирские истоки". 2014. N 4(67), декабрь. С. 4-5. При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт |