Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко
Что такое "Реконструкция Юга" (1865-1871)

Причины выхода из состава США 11-ти Южных штатов имели экономический характер. Дополнительную информацию по теме можно найти здесь: Гражданская война в США (1861-1865). Причины

Первым из состава Союза вышел штат Южная Каролина (1860 год). Далее, после того, как на президентских выборах победил Линкольн, в 1861 году из Союза вышли Флорида, Джорджия, Алабама, Луизиана, Миссисипи и Техас. За ними, после вступления Линкольна в должность шестнадцатого президента США, вышли из Союза Виргиния, Теннеси, Арканзас и Северная Каролина. Эти 11 вышедших из Союза штатов образовали своё собственное объединение - Конфедеративные Штаты Америки, со своим собственным правительством и своим собственным президентом - Дж. Дэвисом. Столицей стал виргинский город Ричмонд. Через некоторое время, в 1863 году, часть западных графств Виргинии вернулись в состав Союза, став штатом Западная Виргиния.

Поскольку США были союзом, основанном на добровольности, посчитать "преступлением" выход из его состава нескольких штатов было бы неверно. Но терять свою сырьевую базу Север не желал, поэтому спровоцировал Гражданскую войну, позднее, почти через два года после начала войны (1 января 1863 года), прикрывшись "благим лозунгом" об отмене рабства, который резко поднял популярность Федерации в глазах мировой общественности.

Война закончилась капитуляцией Юга, подписанной генералом Робертом Ли 9 апреля 1865 года. Настал период так называемой Реконструкции, которая намечалась Линкольном ещё в 1861 году, но которую северяне смогли развернуть на территории Юга только после своей победы.

Реконструкция Юга - название периода 1865-1877 гг. в США, когда была предпринята попытка решить политические, социальные и экономические проблемы, возникающие в связи с возвращением в Союз 11-ти штатов Конфедерации, которые отделились до начала Гражданской войны 1861-1865 гг. или с началом войны.

События реконструкции разыгрывались на фоне руин когда-то процветающей экономики Юга. 11 крупных городов было разрушено почти до основания. Среди них Атланта, Чарльстон, Колумбия и Ричмонд. В этих городах до войны проживало 14 % населения всего городского Юга. После войны в районах этих городов оставался всего 1 % от всего населения Юга, как городского, так и сельского. Кроме того, было уничтожено много сельскохозяйственных плантаций и ферм и вместе с ними сгорела или была утеряна правовая документация на их владение. Большое количество людей осталось практически без средств к существованию.

После войны вся территория Юга считалась оккупированной территорией. Ни солдаты Северной армии, ни гражданское население, не знало, как долго продлится военное присутствие и каковы будут его результаты. Равно как и неясно было, каким образом будет регулироваться отношения между победителями и побеждёнными. По сути, южане не имели никаких политических прав и должны были подчиняться армейскому начальству на местах.

Конституция США не предусматривала последствий гражданской войны, федеральные законы так же не несли информации, как нужно вести себя в подобных случаях. То есть, никаких законов, регулирующих положение оккупированной территории, не было. Вероятнее всего, это и породило массу злоупотреблений и спровоцировал множество конфликтов на территории Юга. Несмотря на то, что в США гражданский контроль над армией достаточно развит и армия не может принимать никаких самостоятельных решений без ведома гражданского правительства, даже это не давало ответов на практические вопросы, которые возникали во время оккупации территории Юга. Кто будет контролировать военных, которые должны контролировать Юг?

Ещё один осложняющий обстановку фактор: большое количество добровольцев-южан, которые возвращались по своим домам после капитуляции. Южная армия была распущена, но не был решён вопрос о том, какова должна быть численность армии Севера на территории Юга. А вопросы патрулирования территории, защиты от индейских набегов, решение проблем с французским присутствием в Мексике - оставались. То есть, армия была всё равно объективно нужна. И каков будет размер регулярной армии на Юге, или её полностью должна заменить армия Северян - эти вопросы необходимо было решить.


Реконструкцию Юга принято делить на несколько этапов.

Первый этап: с середины апреля 1865 до конца мая. Правительство Конфедерации, то есть, гражданское правительство на Юге не функционирует. Нет губернаторов, судей, старейшин, шерифов и многих других чиновников, которых "по умолчанию" должны были замещать военные-янки.

Около 250 тысяч солдат Северной армии оставались на юге страны в течение нескольких недель после капитуляции. Они выполняли самые разные обязанности без надлежащей профессиональной подготовки. Командирам и генералам часто приходилось действовать по своему усмотрению, без подготовки к управлению гражданскими учреждениями. Ведь война закончилась военной капитуляцией, а не мирным договором, к тому же будущая политика правительства по отношению к Югу ещё была не продумана.

Применяя к гражданскому управлению военный подход, силами армии были созданы департаменты, округа и уезды по всему Югу. Командующие войск стали одновременно и гражданскими правителями, одновременно стремясь подобрать из числа гражданских лиц надёжных людей на вакантные должности. Специфика управления такова, что военные начальники предпочитают подбирать гражданских чиновников, которые работали бы по указке военных. Таким образом можно создать впечатление того, что гражданская власть всё-таки у гражданских лиц, но при этом сохранять власть военных.

Военные контролировали всё, в том числе такие учреждения, как почта, школа и даже организацию уборки мусора. В некоторых местах невозможно было получить разрешение на брак, или забрать письма с почты, пока житель юга не принесёт клятву верности Союзу.

25 мая 1865 года президент Эндрю Джонсон издал две прокламации: первая требовала принесение присяги южанами, уточняла круг амнистированных и устанавливала порядок, при котором люди, не подлежащие амнистии (люди, занимавшие руководящие посты в Конфедерации, не капитулировавшие в апреле 1865 года, вместе со всей армией, военные), могли подать прошение о помиловании. Вторая прокламация назначала временного губернатора Северной Каролины и обрисовывала в общих чертах процесс восстановления государственного управления на территории бывшей Конфедерации и выборы местных властей (при этом нужно учитывать, что бело население бывших Конфедеративных Штатов не имело права голоса, имели право голосовать только негры и янки).

Так начался Второй этап, который продлился до декабря 1865 года. Армия по прежнему оставалась главной властью, но как бы совершалась попытка установить наконец на оккупированной территории нормальное управление. Президент Джонсон вскоре издал прокламацию о создании временных правительств в Южной Каролине, Джорджии, Флориде, Алабаме, Миссисипи и Техасе. В штатах Теннесси, Арканзас, Луизиана и Вирджиния продолжали функционировать временные правительства, состоящие из военных-северян, образовавшиеся во время войны.

Присутствие армии на этом втором этапе некоторые американские историки называют "аномальным". Армия должна была содействовать восстановлению гражданской власти и всячески помогать губернаторам, которые номинально не подчинялись уже армейскому руководству, но фактически всё ещё находились у военных в подчинении. Президент Джонсон дал указание армии "воздерживаться от того, чтобы чинить какие-то препятствия на пути новых гражданских властей, если они будут лояльны", то есть, если будут действовать по указке Союза. А эту самую "указку" как раз и осуществляли военные. Однако пошли споры, губернаторы писали президенту жалобы на вмешательство военных. Генерал Улисс Грант писал президенту, прося определить круг его полномочий.

В Миссисипи губернатор Уильям Л. Шарки и генерал Генри У. Слокум перессорились из-за желания губернатора сформировать государственное ополчение, независимое от военного управления. Серьёзным предметом спора был военные аресты: могли ли военные арестовывать граждан по собственной инициативе, или только по запросу от гражданских должностных лиц помощи в проведении ареста в потенциально опасной зоне. Были и другие причины для многочисленных споров между военной и гражданской властью. Генерал Грант (главнокомандующий армии Севера) и военный министр Эдвин М. Стентон поддерживает армию в этих конфликтах, а президент Джонсон часто был на стороне своих политических назначенцев, временных губернаторов. Это постоянно вызывало недовольство с обеих сторон.

Численность военнослужащих североамериканской армии постепенно сокращалась, многие увольнялись и расходились по домам. Но в результате того, что в конце войны было значительное увеличение "чёрных" полков, часто происходили конфликты из-за расовой вражды. Дисциплина в армии стремительно падала и военное руководство, равно как и гражданские губернаторы, не могли полностью контролировать ситуацию и посылали массу отчётов на эту тему выше стоящему руководству.

В декабре 1865 года Конгресс выразил своё неудовольствие по поводу программы президента Джонсона, который предлагал ввести в состав конгресса представителей южан. Конгресс, однако, отказался принять обратно в состав Союза бывшие конфедеративные штаты, что означало, что военное присутствие будет продолжено и Южные штаты по прежнему остаются оккупированной территорией, которая не имеет права на собственную власть. Это привело к "законодательной борьбе" президента Джонсона с Конгрессом, которая продолжалась до марта 1867 года и закончилось отставкой Джонсона.

В результате длительных прений в Вашингтоне роль армии так и осталась неясной и общее положение вступило в Третий этап.

Временные правительства в Южных штатах остались, но радикальные республиканцы Конгресса требовали большего военного контроля над ними. Конфликты при назначении и снятии гражданских чиновников увеличились. Более широко использовались военные суды на территории Юга. Армия сократила свою численность, достигая в 1866 году 58 тысяч, но вмешательство её в дела Юга напротив возросло.

2 марта 1867 года Конгресс наложил вето на план Джонсона и выработал свой собственный план реконструкции. Это можно назвать Четвёртым этапом реконструкции, который продлился до весны 1871 года.

В этот период военная власть на Юге была особенно сильна своим вмешательством в гражданские дела. Все политические процессы, выборы и прочее, осуществлялись под контролем военных. Конгресс учредил пять военных округов и потребовал назначения генералов армии в руководство каждого. Военные назначались "для защиты всех лиц, в отношении их прав личности и собственности, для подавления восстания, беспорядков и насилия, военные обязаны наказывать или заставлять применять наказания ко всем возмутителям общественного спокойствия и преступникам". Военные так же имели право снимать гражданских лиц с любых должностей и контролировать выборы.

В некоторых штатах белое население уже получило право голоса. Но поскольку результаты не всегда удовлетворяли военных, контролируя эти выборы, военные допускали махинации вплоть до откровенной фальсификации, чтобы поставить на места губернаторов людей, которые были подконтрольны армии. Так случилось в Джорджии и Луизиане, где результаты выборов были подтасованы и место губернаторов заняли люди, которые были выгодны военным. Летом 1867 года президент Джонсон аннулировал подтасованные результаты выборов в Джорджии и Луизиане, но это не уменьшило власти военных на местах. Да и сам Джонсон был подвергнут импичменту за свои попытки хоть как-то поддержать законность на Юге.

Рандольф Кэмпбелл описывает то, что случилось в Техасе, в начале 1870-х годов, при составлении списков избирателей: "первый и важный шаг был - регистрация избирателей в соответствии с принципами, установленными Конгрессом и тем, как это истолковали генералы Шеридан и Чарльз Гриффин. По реконструктивным актам регистрироваться для выборов могли только взрослые мужчины, белые и чёрные, за исключением тех, кто когда-либо приносил клятву верности Конституции Соединённых Штатов, а затем участвовал в восстании (то есть, Гражданской войне). Шеридан интерпретировал эти ограничения строго, запретив регистрацию не только всех должностных лиц, которые были назначены на должности до 1861 года, которые поддержали Конфедерацию, но и всех городских чиновников любого масштаба, вплоть до смотрителей кладбищ. В результате этой регистрации чёрные, которых было всего около 30 % населения Техаса, составили 45 % всех избирателей в Техасе" (Randolph Campbell, Gone to Texas. 2003, 276.).

Летом 1868 года в Конгресс всё-таки были приняты представители некоторых Южных штатов. Другие штаты были приняты в состав США и, соответственно, получили представительство в Конгрессе, только в 1870-1871 гг. Последним был принят в состав Союза штат Техас.

Пятый и последний этап реконструкции продолжался вплоть до инаугурации президента Резерфорда Хейса весной 1877 года. Численность военнослужащих сократилась с 18 тысяч в октябре 1868 г. (одна треть - на границе Техаса) до 6 тысяч осенью 1876 (половина в Техасе).

В 1869 году Конгресс принял решение сократить размер всей регулярной армии США (не только на Юге, но и везде) до 40 тысяч человек. Постепенно армия стала меньше вмешиваться в гражданские дела, чаще отправлять свои решения на утверждение в Конгресс и вступать в действие только по просьбам гражданских властей.

Некоторые выводы:

Экономика Юга была разрушена войной. Политическая система Юга была разрушена войной. Практически до 1871 года большая часть Южных штатов находилась на положении оккупированной территории, не имея почти никаких политических прав.

Армия США в разной степени контролировала территорию Юга. Политическое руководство Севера никак не могло договориться, как именно и до какой степени военные могут вмешиваться в мирную жизнь граждан.

Менее всего пострадавший в войне Техас вошёл обратно в состав Союза последним, в 1871 году. Правда, на его территории конфликтов между военными-янки и местным населением было меньше. Не исключено, что такое положение диктовали серьёзные причины: неспокойной положение на границе с Мексикой, которая в это время находилась под властью Франции, и серьёзные проблемы с агрессивными индейскими племенами в центральной и западной части Техаса. Военным реально нужно было решать много практических проблем, поэтому они меньше вмешивались в мирную жизнь техасцев. Но это вовсе не значит, что не вмешивались совсем.

Сведения по: Harold M. Hyman // http://www.answers.com/topic/reconstruction



© М.В. Гуминенко. 2010 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх