Св. Иоанн Златоуст
Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне*

Том второй
Книга вторая

На главную

Творения Свт. Иоанна Златоуста


Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, [807] но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: и принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании; укрепил родство, чтобы они не отреклись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали; показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: не вемы, откуду есть (Иоан. IX, 29), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог. Итак, егда исполнишася осмь дний, да обрежут (Лук. II, 21) дитя, — Иисус ожидал увеличения органа. Егда исполнишася осмь дний, так как закон повелевает обрезывать в 8-й день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботою. Спросим же иудеев: суббота — покой; этот день — совершенный отдых; почему 8-м днем вытесняется седьмой? Почему 8-й день становится выше 7-го? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому [808] что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть, Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же — истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения; а святое крещение — образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысся до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь — духовное и очищение грехов. 8-й день — обрезание; 8-й — также и воскресение; а крещение — образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных — к более духовным. Поэтому пусть прядут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший не нарушить закона, но исполнить (Мф. V, 17), был обрезан вместе с иудеями. Посему евангелист говорит: исполнишься Ему осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся Он во чреве (Лук. II, 21). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Иисусом же был назван, по- [809] тому что имел дело спасителя. И егда, говорит (Писание), исполнишься дние очищения Его по закону Моисееву (Лук. II, 22). Чьего очищения? Марии и Иосифа, потому что закон повелевал жене — родительнице пребывать особо от чистых, выжидать известные дни и не выходить из дома. Итак, егда исполнишься дние очищения по закону Моисееву (хотя это не было необходимо для Девы, но, однако, исполнялся закон) вознесоста Его во Иерусалим, поставити пред Господем, якоже есть писано в законе Господни (Лук. II, 22, 23). Где речь о телесном очищении, (Писание) говорит: по закону Моисееву; где — о представлении святого, говорит: якоже есть писано в законе Господни, — не потому, что закон Моисея не был законом Господним, — ведь если говорит пророк, ведя речь при содействии Духа Святого, говорит не сам, но Господь внушает, — но, однако, так как и очищение имело телесный образ, то (Писание) говорит о Моисеевом законе, а так как предстояло Дитя первородное, то говорит: по закону Господню, почитая рождающееся: якоже есть писано в законе Господни: всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( — 23). Итак, это слово, и весь закон, и причина закона — все полагалось ради Имевшего разверзати ложесна. Все первородные существа из животных и людей никогда не разверзали ложесн, но были только первородными; Кого же родила Дева, Один только Он розверз ложесна. Итак, обращай внимание, прошу, на учреждение всего закона ради Того только, Кто имел родиться от Девы. Откуда же иудеям возможно было понять это учреждение? Будучи плотскими, они как нельзя более далеко отстоят от того, чтоб постигать мысли, требующие духовного понимания. Затем приходят они дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина ( — 24). Случилось же и это прообразовательно согласно с законом, чтобы не пропустить ничего в законе не исполненным. Эти иносказания — согласны с законом; но перейдем к евангельскому повествованию: и се бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон, и человек сей праведен и благочестив; и Дух бе Божий в нем. Бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лук. II, 25, 28). Был старец Симеон, и он ожидал исполнения благовествования; он оставался в храме, говоря с самим собою так: где бы Он ни родился, во всяком случае сюда придет. Этот старец прииде духом в церковь ( — 27) в тот час, когда родители введоста отроча. Часто он приходил, но по своим делам; тогда же, руководимый Духом Святым, благовременно приходит, чтобы исполнилось обещанное ему. Он принял Иисуса на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром ( — 27 — 29). Откуда отпущаеши! Из рва этой жизни, потому что печальны обстоятельства ее, — жизнь эта — темница. Итак, он желал быть отпущенным; если же кто считает удаление отсюда наказанием, тот еще не совершен в вере. И вот он говорил: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, потому что явился имеющий принести мир миру; пришел Миротворец, соединяющий небо с землею, и явился делающий землю небом чрез посредство евангельского учения. Симеон восклицает: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое ( — 29, 50), говорит. Что значит сказанное им? (Это значит:) прежде я веровал мыслью и знал помышлением; теперь же увидели и глаза мои; и то, чего я ожидал сердцем, вот увидели мои глаза уже совершившимся. Что же? Видеста (очи мои) спасение Твое. Какое? Еже еси уготовал пред лицем всех людей ( — 31), не одного народа и не Израиля только, но пред лицем всех людей, потому что родившийся — Учитель всей вселенной. Свет во откровение языком, и славу людей Твоих — Исраиля ( — 32). Почему свет? Потому что народы пребывали во тьме и потому что Он просветил погруженные во тьме племена. Свет во откровение языком и славу [810] людей Твоих — Исраиля. Здесь — слава и там — откровение; там — начало научения, а здесь — последующее учение. Славу людей Твоих — Исраиля. Но, конечно, кто-либо скажет: а где израильтяне? Ты имеешь Петра, имеешь Павла, имеешь Иоанна, имеешь три тысячи человек, имеешь пять тысяч человек (Деян. II, 41; IV, 4), имеешь иерусалимскую церковь, имеешь уверовавших из иудеев, так как в числе уверовавших был и этот народ. Аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Иса. I, 9). Бог говорит: потом Я оставил Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена Ваалу (3 Цар. XIX, 18). Таким образом в этом народе сохранилось семя веры, и не погиб весь народ. Да не будет! И не погибли все иудеи, так как и теперь в этом блаженном состоянии и звании хотя много званных, но мало избранных (Мф. XX, 16). Христос призвал всю вселенную и приготовил святую пищу евангелия. Но, когда придет во второй раз, то войдет и сделает выбор и с заботливостью исследует возлежащих; и если найдет, что кто-либо из возлежащих не имеет брачного одеяния, то скажет ему: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна (Мф. XXII, 12)? И отвергнет его, подобно тому как мы слышали в евангелиях. Итак, и там был выбор, и здесь будет выбор. На основании того, что мы призваны, ужели мы должны и вести себя надменно, как будто достигшие совершенства? Падение первых людей да будет нашей безопасностью. Таким образом, возлюбленный, и этот народ погиб не весь, и не весь он развратился, и не весь проявил неверие, и не весь преследовал апостолов, но чрез апостолов уверовали три тысячи, кроме женщин и детей (Деян. II, 41; IV, 4). И в Иерусалиме произошла многотысячная церковь, когда храм еще не был разрушен, когда иудеи еще не были изгнаны, когда Иерусалим еще не был предан разорению. Была создана церковь, и слова Иоанна оказались очевидною истиною: Оному подобает расти, мне же малитися (Иоан, III, 30). Поэтому Симеон, будучи пророком, говорит: Славу людей Твоих — Исраиля. Славою ожидающих была встреча Того, Кто ожидался; и Иосиф, и Мария прославляют сказанное; ангел благовествовал, волхвы познали, пастыри слушали, воинства ангелов торжествовали, звезда сверху указывала, Симеон пророчествует, Анна, дочь Фануила, пророчествует, земля радовалась, небо чрез посредство звезды возвещало, волхвы отказались от повиновения тирану, пастыри поклонились Архипастырю, все узнало, Мать узнала, Иосиф услышал, трепетали при таких делах, по исходе дел они поняли. И благослови я Симеон и рече к Марии, Матери Его: се лежит Сей на падение и на возстание многих во Израили, и в знамение пререкаемо (Лук. II, 34). На чье падение? Ясно, что — неверующих, пререкающих, распинающих. На чье восстание? Признающих и благоразумно исповедающих Его. И в знамение пререкаемое. Какое пререкаемое знамение? Знамение креста, которое церковь знает как спасительное для мира, — знамение, против которого враждуют иудеи, которое часто возвещалось и небом. Пререкание же встречает это знамение, чтоб победила истина, потому что без пререкания победа не бывает полною. Надлежало, чтоб возымело место пререкание, для того, чтобы Судия долготерпеливо произносил суд в течение всей вечности. Поэтому (Писание) говорит: и в знамение пререкаемо; пререкание же обнаруживают неверующие. И ты, говорит (Писание), считаешься Его Матерью. Итак, окажешься ли ты не подверженною искушению, после того как исповедала, что ты — Мать, после того как родила Его, после того как, полагаешь, вместила Его на время в своей утробе? Чрево твое было сосудом действия Духа. Пребудешь ли не подверженною искушению, после того как соделалась Богородицею, после того же как, бу- [811] дучи неискусобрачною, зачала, после того как соделалась Матерью своего Творца? Пребудешь ли ты неподверженною искушению? Даже и ты не пребудешь не подверженною последнему, но и тебе самой душу пройдет оружие (Лук. II, 35). Почему, Господи? Чем я согрешила? Ты, конечно, ничем не согрешила: но, когда увидишь, что Он висит на кресте, когда увидишь, что Он страдает за мир, когда увидишь, что руки Его распростерты на кресте и пригвождены на древе, тогда ты начнешь сомневаться и говорить: ужели это — Тот, о Котором беседовал со мною ангел? Ужели это — Тот, по отношению к Которому случилось мое чудесное зачатие? Я была девою и родила, и осталась Девою. Почему Он распинается? И тебе же самой душу пройдет оружие. Итак, никто не пребыл неподверженным искушению, согласно с пророчеством праведного Симеона. Петр, верховный из апостолов, трижды отрекся; прочие ученики, оставив Христа, убежали. Пастырь не имеет нужды в защите со стороны овец, прогоняя волков; и Поборник не имел нужды в помощниках, но все отступили; Христос же был один только, как бы висящий овен**. Итак, прошло оружие и ее душу; именно — искушение и сомнение. И тебе же самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления ( — 35). Итак, Иисус страдает для изобличения неверия, для утверждения благомыслия верующих. Знамение же встречает пререкание, чтобы изобличены были пререкавшие по причине своей порочности. Если бы истина не встречала себе со стороны людей никакого прекословия, то и благочестие должно было бы быть неиспытанным; допущение же пререкания делает то, что избирается истина уже испытанная. Знамение встречает себе пререкание, так как иначе каким образом были бы испытаны во время преследований мученики? Каким образом они состязались бы, показывая себя победителями, благодаря своей твердости? Смотри, как много пользы принесло пререкание; оно соделало не просто верных, как иной, быть может, скажет, но и та- [812] ких свидетелей, которые шли вперед до мучений и смерти и своим терпением представляли доказательство в пользу Христовой благодати. Итак, когда Симеон говорит: лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили и в знамение пререкаемо, то должно думать, что Он ни падения не производит, ни возстания насильно не обусловливает; но лежит на падение для тех, кто спотыкается о камень преткновения, на возстание же для верующих по своей доброй воле; лежит, как если бы кто сказал: воссиявает свет, чтобы видели те, кто — здоров, а чтоб больные глазами еще больше убежали от лучей света. Каким же образом пали бы одни, которые были достойны изобличения, а другие восстали бы, по своей воле имея добрые надежды, если бы знамение не было пререкаемо? Как говорит Симеон: и в знамение пререкаемо? Чтобы пререкание не показалось странным для верующих. А что даже истина Божия встречает пререкание с соизволения Бога, это ясно, — так как никто не мог бы проявить противоречия, если бы не позволял Бог; соизволение же это необходимо, чтобы стали очевидны достойные. Будет время, когда уже не останется места для пререкания, потому что, когда воссияет с небес знамение, тогда всяко колено поклонится, небесных и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Христос в славу Бога Отца (Филипп. II, 10, 11). Самое знамение до тех только пор и является, и служит знамением, и бывает знамение пререкаемо, пока никоим образом не видим Тот, Кто знаменуется; а после того как Сам знаменуемый откроется при Своем втором пришествии, то уже никто не дерзнет противоречить знамению, так как Знаменуемый явится против пререкающих, имея очевидное для всех божество. Тогда принявшие знамение будут прославлены Тем, Кто был знаменуем, а прекословившие знамению будут осуждены явившимся; и тогда настанет конец пререканию, конец заблуждению, конец сомнению, конец неверию, начало же наград за подвиги и венцов, которых, о, если бы все мы достигли во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

______________________

* Эта и следующие беседы в издании Миня относятся к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемых св. И. Златоусту.
** Намек на жертвоприношение Авраама, который принес в жертву вместо своего сына овна.

______________________

На праздник святого Богоявления На святую и великую пятницу


Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.



На главную

Творения Свт. Иоанна Златоуста

Монастыри и храмы Северо-запада