Св. Иоанн Златоуст
На тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа*

Том второй
Книга вторая

На главную

Творения Свт. Иоанна Златоуста


Радуйтеся всегда о Господе, возлюбленные братья; паки [821] реку: радуйтеся. Господь близ, ни о чемже пецытеся (Филип. IV, 4, 5, 6). Господь восстал из мертвых и вместе с Ним большое множество святых. Будем же праздновать сладостно, и трезвенно. Это поистине тот день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Псал. CXVII, 24). Возвестим о воскресении Спасителя, лучше же сказать: возопием о нашем спасении; возвестим память о том спасительном дне; возвестим об умерщвлении диавола, о пленении нечистых демонов, о спасении христиан, о воскресении мертвых. Чрез воскресение Христово угашается геенна огненная, умирает неусыпающий червь; ад приходит в смятение, диавол печалится, грех умерщвляется, злые духи преследуются, те, которые произошли из земли, взбегают на небеса, находящиеся в аду освобождаются от уз диавола и, прибегая к Богу, говорят диаволу: где ти, смерте, победа? Где ти, аде, жало (1 Кор. XV, 55)? Виновник же у нас этого святого праздника и торжественного собрания — Христос, Податель и всех нам благ. Он и сотворил нас искони и привел из не бытия в бытие; Он и теперь спас погибающих; Он оживотворил омертвелых; Он избавил от диавольской тирании; нас, бывших рабами греху, Он сделал свободными, истребив еже на нас рукописание (Колосс. II, 14). Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. III, 13). По этим причинам достойно и нам сказать: что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (Псал. CXV, 3)? Будучи единородным Богом, Он благоволил ради нас сделаться человеком и был послушлив даже до смерти (Филин. II, 8), чтобы избавить нас от вечной смерти; носил зрак раба ( — 7) Господь ангелов; восприял плоть Бог — Слово, и явился человеком Тот, Кто имел один с Отцом вид и одно существо; и претерпел это, чтобы исторгнуть нас из неправедного рабства и выкупить из бесчестия; поэтому перенес страдание плотью Податель нашей жизни; поэтому и был погребен Источник бессмертия, чтобы даровать смертным вечную жизнь. И Он пребывал на земле, совершая благодеяния и исцеляя болезни людей, но от богопротивных иудеев воспринял воздаяния недостойные. Господь наш Иисус Христос, по великой Своей благости, очищал прокаженных, слепым даровал зрение, исцелял хромых, прогонял демонов, воздвиг из мертвых четверодневнаго Лазаря, пятью хлебами насытил пять тысяч человек, ходил по морю, превратил воду в вино, исцелил кровоточивую, возвратил к жизни умершую дочь начальника синагоги, и совершил много других таинств, достойных изумления, иудеи же, возбужденные завистью и недоброжелательством, то хотели побить Господа камнями, то пытались низвергнуть Его вниз со скалы, а наконец, возвели даже и на крест. Господь же наш Иисус Христос не подражал злобе богохульствовавших иудеев; но и плещи Свои вдах на раны, — по слову пророка, — и ланите Свои на заушения и не отврати лица Своего от студа заплеваний; и, наконец, яко овча, на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, Он не проявлял сопротивления, не противоречил (Иса. L, 6, LIII, 7). Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше; предаяше же Себя судящему праведно (1 Петр. II, 23). При первом Своем явлении Он не пришел наказать и отомстить неверным, но восхотел великодушием и терпением привести заблудившихся к истине. И [822] пойми Господню благость и великую доброту. Иудеи злословили Его и говорили Ему; беса имаши (Иоан. VII, 20); Господь же, будучи долготерпелив, прогонял из людей демонов. Иудеи плевали в лицо Спасителя, а Он врачевал их слепых; иудеи пытались побить Христа камнями, а Христос даровал их хромым силу бегать; и постоянно продолжал благодетельствовать оскорбителям и за зло воздавать тем неблагодарным и беззаконным людям добро; незлобиво же перенося оскорбления, быть может, даже считался немощным Дориносимый ангелами. И чтобы не показалось, что мы, говоря многое, удлиняем слово, перейдем в самым главным предметам. Итак, наконец, был веден на крест и смерть Царь славы, и пригвождается к древу славословимый херувимами и серафимами и покланяемый всеми силами и ангелами; но Он кротко перенес и терпел это, доставляя нам пример и сделавшись Учителем кротости. И мы поэтому должны доблестно переносить угрозы дурных людей. Ведь и на кресте повешенный Он проявил очень великие дела и очень многие чудеса, чтобы хотя таким образом положить конец неистовству безбожников, так чтоб они не имели повода в неверию и не могли говорить, что распяли только простого человека. Итак, прежде всего Христос снизошел до того, что был распят и поднят на воздух, чтобы прогнать находящихся в воздухе демонов; Он был повешен на древе, чтобы исцелить древний, чрез древо приросший к людям грех; а также был пронзен в ребро копьем, из-за жены, взятой от Адамова ребра. Так как змий прельстил Еву, а Ева устроила, что Адам сделался преступником [приговор же был произнесен против их обоих, и царствовала смерть от Адама до Моисея и над несогрешившими (Римл. V, 14)], то поэтому ранится бок, чтобы мы поняли, что страдание Христа принесло спасение не только мужам, но и женщинам. Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа, не сочетавшись с мужем, как свидетельствует Исаия (VII, 14), но после того, как осенил ее Святый Дух, как благовестил архангел Гавриил. По этому-то поводу поражается и ребро Христово, чтобы было устроено предреченное, и было возвещено таинство крещения, и воссияла грядущая благодать. Кровь и вода вытекает из ребра Христова, чтобы истребит еже на нас рукописание греха (Колос. II, 14), и чтоб мы очистились кровью Его и получили рай. О, великое таинство! Разбойник раскаялся; была потребность в воде, чтоб он был крещен. Он висел на кресте, не было другого места для крещения, ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя таинства, так как все ученики, вследствие страха пред иудеями, убежали; но Иисус не имел недостатка в источниках, а и вися на кресте был творцом вод. Так как разбойнику нельзя было войти в царство (небесное) без крещения, и надлежало, чтоб раскаявшийся не остался без крещения, то Спаситель источил из пронзенного ребра Своего воду и кровь, чтобы и разбойника освободить от угрожавших зол, и показать, что Его кровь сделалась выкупом для тех, кто возлагает на Него свои [823] надежды. Аще бо кровь тельчая и козлия, и пепел юнчий, кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте (Евр. IX, 13), то во сколько раз более кровь Христа — Спасителя нашего — сделалась очищающею всех христиан? Итак, если кто-либо из неверных скажет тебе: почему распят Христос? — то скажи ему: чтобы распять диавола. Если скажет тебе: почему Он был повешен на древе? — то скажи ему: чтобы отозвать назад грех, при взошедший в раю чрез древо. Если скажет тебе: почему Он носил даже терния? — то скажи ему: чтобы исторгнуть терние и волчцы Адамовы, потому что Адам был осужден — стенать и трястись от страха и возделывать терние и волчцы. Иисус, будучи человеколюбив, желая позаботиться о Своем творении, ради нас перенес все, чтобы освободить нас от осуждения. И как рожден он был женой, чтобы уничтожить привзошедший из-за жены в людей грех, так и увенчивается тернием, чтобы дурно возделанную преслушанием землю сделать более плодоносною чрез посредство собственного Его послушания. Если же скажет тебе: зачем Он пил желчь и оцет? — то скажи ему: чтобы мы изрыгнули смертоносный яд дракона, потому что та желчь сделалась моею сладостью, и тот оцет стал моим лекарством. Если же неверный снова скажет тебе: зачем Он облекся даже в багряницу и почему, подходя к Нему, падали на колена? — то скажи ему: чтобы иудеи поклонились Ему, даже и не желая, и чтоб исповедали Его царство на земле даже против своей воли. Теперь, насмехаясь, они поклонялись, не зная того, что именно делали; в будущем же воскресении всяко колено преклонится, небесных и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филипп. II, 10. 11). Аминь. Но та хламида имеет также и другое значение: она не только изображала царство, но указывала собою и на жажду крови, и на склонность к убийству, присущие иудеям. Дали же они и трость в руку Его, чтобы были записаны их грехи. Итак, это делали противники Христа, не зная Распинаемого, лучше же сказать — добровольно будучи ослеплены: тварь не узнала своего Господа и Творца. Когда Спаситель еще висел на кресте, солнце — чувственное, узрев Солнце правды — Христа, оскорбляемого беззаконными, не перенося дерзости, убегает, погрузив землю во мрак и сочтя неуместным [824] помогать и освещать глаза тех, которые совершали величайшее нечестие. Но не только убежало солнце, а и земля в смятении затряслась, не перенося беззакония того, что совершалось, показывая с своей стороны и уча, что Бог был распинаем; почему она и не стерпела, но выразила негодование, не желая носить на себе безбожных иудеев. Не так осквернил землю братоубийца Каин и не так отягчило ее столпотворение, производившееся великанами, и не так осквернили ее беззаконетвовавшие содомляне и даже те самые, кто творил из нее идолов, не так отягчила ее пролитая кровь Захарии и Авеля, как иудеи, дерзнувшие на это великое нечестивое деяние. Поэтому расседались и сухие скалы, чтобы поняли люди, что Он — духовная и живая скала. Пияху бо, говорит (Писание), от духовного последующаго камене; камень же бе Христос (1 Кор. X, 4). О, иудейская неблагодарность! Скалы расселись, а они остаются бесчувственными; бездушные предметы в смятении трясутся, а одушевленные не веруют; завеса церковная раздирается, чтобы, наконец, обнаружилось их запустение. Завеса же разодралась и обнажилось находившееся во храме, ради Христа, Который сказал: се оставляется дом ваш пуст (Мф. XXIII, 38). После христоубийства все святыни иудеев были опустошены, и пребывавшие в городе и храме ангелы перешли оттуда и вошли в Церковь. Многие же тела усопших святых воскресли вместе со Христом, чтобы мы поняли, что Христос, умерши, не восстает один только, но воскрешает из мертвых всех верующих в Него. Это, — коротко сказать, — святой праздник Пасхи; и эти таинства христиан мы прославляем по причине воскресения мертвых и вечной жизни. Темже да празднуем не в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8), веруя в Отца и Сына, и Святого Духа, в Троицу единосущную, несозданную; веруя воскресению, ожидая, что Господь опять придет, однако, уже не уничиженно, но славно — с небесным великолепием, со светлыми ангелами, с трубным звуком и страхом, и радостью; радостью, конечно, святых и праведных, страхом же — неправедных и грешников. Бог же мира да удостоит всех нас воскресения со святыми, — нас, оказавшихся владеющими прекрасными делами и православною верою, — по благодати и человеколюбию Единородного Его Сына, с Которым слава, честь и поклонение Всесвятому и Благому, и Животворящему Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________

* Эта и следующие беседы в издании Миня относятся к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемых св. И. Златоусту.

______________________

О честном и животворящем кресте
и о преступлении первых людей
Беседа о том, что аскету
не должно предаваться шутливости
и забавам


Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.



На главную

Творения Свт. Иоанна Златоуста

Монастыри и храмы Северо-запада