| ||
Что мне сказать, или что возглаголать? Или каким име- [815 — 6] нем мне назвать вас? Овцами или пастырями? Корабельщиками или кормчими? Учениками или учителями? Каким образом мне выразить удивление вашей ревности, более сильной, нежели огонь? Назову ли вас овцами, потому что вы — кротки и тихи? Назову ли вас пастырями, потому что вы — по- [817] дражатели своему Господу? Назвать мне вас корабельщиками, потому что вы на опыте выдержали бурю водоворотов. Назову ли вас кормчими, потому что вы — таковы, и как некий прекрасный кормчий, сидя у руля, с помощью искусства убегая от треволнений и сохраняя корабль неповрежденным, ведет его к тихой гавани, — так именно поступаете и вы? Не назвать ли мне вас учениками, потому что вы готовы к повиновению? Не назвать ли вас учителями? Опять скажу: вы — таковы, потому что вы сделались учителями всей вселенной. Итак, что сказать? Я желаю сегодня предложить вам духовную трапезу, не тело питающую, но укрепляющую дух, лучше же сказать: и тело питающую, и душу очищающую. Такова — трапеза духовная; она не то, что трапеза прожорливых людей, производящая пресыщение. Слово — духовно, оно дышит благоуханием, потому что, вспоминая о нем, человек, как бы поглощающий миро, испускает некоторое благовоние, не только себя самого награждая благоуханием, но делая так, чтоб и стоящие возле него исполнились того благовония. Внимайте же — я желаю произнести слово. Есть и такие водолазы, что бросаются с корабля в море, ходя всюду по морскому дну, желая извлечь себе жемчужную раковину; мы же, вместо корабля имея ветхий и новый завет, вместо руля — крест, вместо кормчего — Христа, вместо подкормчего — Отца, вместо зефира — Святого Духа, вместо паруса — благодать, вместо корабельщиков — учеников, вместо пассажиров — пророков, — бросимся с корабля в море мыслей, не для того, чтобы извлечь себе жемчужную раковину, но то, что — драгоценнее жемчуга. Внимайте же мне, умоляю, доставьте мне послушание; я, как уже сказал, намереваюсь извлекать из глубины мыслей нечто ценнее жемчуга. Итак, не отнеситесь к себе с пренебрежением и не поступите с собою, как неразумные животные. Ведь написано: не пометайте бисер ваших пред свиниями и не дадите святая псом (Мф. VII, 6). Когда же ты услышишь о свиньях, то не сочти их бессловесными животными; и когда услышишь о собаках, то не сочти и их за собак. Свиньями Писание называет живущих в распутстве; собаками же называет необдуманно беснующихся против Господа. Итак, сделайте самих себя достойными того жемчуга, который намереваюсь вам сегодня предложить. Земледельцы не бросают безрассудно своих семян, если сначала не запрягут волов и не провлекут плуга, и не извлекут терновника, и не прорежут борозд, — тогда только бросают свои семена на землю, чтобы дождь, найдя их, унес в пустоты земли; и тогда земля, взяв их, рождает колос. Но те семена выжидают и зиму, и лето, и небесный дождь, и лучи солнца, и время жатвы, — тогда только они собираются в житницы; я же не выжидаю ни зимы, ни лета, ни солнечных лучей, ни дождя, ни запрягаю волов, ни влеку плуга, ни прорезываю борозд, ни извлекаю терновника, сегодня сею, сегодня и жну, потому что обрабатываю не неразумную землю, но землю разумную, не бесчувственную, но чувственную, не бездушную, но одушевленную. И какой земли я, счастливец, избран возделывателем! Да, я тогда счастлив, когда говорю в уши слушающих. И опять (Писание) говорит: преслушание производит смерть (сравн. Второз. VIII, 20). Итак, я блажен; блаженны и вы, потому что Иисус в Евангелии говорит ученикам: блаженны, если соблюдете Мое слово (сравн. Иоан. VIII, 51). Внимайте же, обращайте внимание на то, что говорится. А желаю я вам с помощью образов показать: что есть Бог? Пользуясь сказанием, говорю: Бог подобен человеку, сидящему на утесе и созерцающему все море, корабли, ходящие по нему, море — непостоянное, возбуждаемое треволнениями, вследствие того, что в нем дуют жестокие ветры; [818] вот некоторый прекрасный кормчий, соперничая с волнами, пытается ввести корабль в спокойную гавань, потому что застигает позднее время, — пытается ввести, боясь, чтобы корабль не утонул, так как иные корабли идут по прямой дороге, а другие вследствие сильного натиска ветров погружаются в воду и погибают, при чем некоторые люди умирают, а некоторые остаются в живых и достигают земли, схватившись за какой-нибудь жалкий руль и выбрасываемые на сушу весьма сильными волнами; а также бывают выбрасываемы тела и умерших уже. Все же это созерцает сидящий на утесе; это — Бог, и, как я прежде сказал, я говорю, пользуясь сказанием. А когда я скажу о Боге, сидящем на высоких местах, то не думай, что Он находится только на высоких местах, но думай, что Он присутствует и всюду. Он не разделяется от чего-либо расстоянием места, Сам будучи Своим местом, Сам все вмещая, а Его не вмещает ничто. И что может вместить природу бестелесную и невещественную, и беспредельную, и неисследимую, и неподверженную гибели, и нетленную, и непостижимую? По мнению благочестивых людей таким-то образом должно мыслить Бога. Это — наша надежда, как написано: се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога и егоже послал еси Иисус Христа (Иоан. XVII, 3). За это и порицают нас еретики, поистине безрассудные люди, читающие и непонимающие. Когда же ты услышишь о Христе, то не считай Его одним только Богом, и не думай об одном только домостроительстве во плоти, но о том и другом вместе, и о Боге — Слове и о плотском домостроительстве. Я знаю, что Христос алкал, знаю также, что Христос с помощью пяти хлебов и двух рыб напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей; знаю, что Христос жаждал, знаю также и то, что Христос превратил воду в вино; знаю, что Христос плавал на корабле, знаю и то, что Христос ходил по водам; знаю, что Христос умер, знаю и то, что Христос воскрешал мертвых; знаю, что Христос предстоял Пилату, знаю и то, что Христос сидит вместе с Отцом; знаю, что Христос терпел от иудеев оплевания, знаю и то, что Христу поклонялись ангелы; и одно привожу, доказывая Его божество, а другое, доказывая Его человечество. Поэтому сказано то и другое вместе, так как я знаю, что Христос родился от Марии, и знаю, что Христос существовал прежде веков. Итак, прославим Иисуса Христа, несокрушимую стену, основание, утвержденное на скале. Он сам говорит Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. XVI, 18). Подобным же образом говорит и Павел: основания инаго никтоже может положиши паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11). Итак, умоляю вас, чтобы нам со всею кротостью обращать внимание друг на друга. В настоящей жизни мы прельщаемся пищею и питьем, и разнообразными удовольствиями, а в будущей — суд и наказание. Итак, не дадим места для диавола. Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, к миродержителем тьмы века сего (Ефес. VI, 12). Поспешим же убежать от вечного наказания. Бог не сотворил наказания, чтобы подвергнуть ему нас, но — чтобы тебя, впадшего в него, исторгнуть; ведь мы имеем такового — человеколюбивого и милосердого Бога. Давид свидетельствует, говоря: Бог — судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день (Псал. VII, 12). Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и, в нем уготова сосуды смертныя ( — 13, 14). Это говорит Бог, не для того, чтобы судить нас, но — чтобы мы не сделались более беспечными. Если бы Он желал погубить нас, то не пролил бы за нас Своей крови. Он умер, чтобы даровать тебе бессмертие; взалкал, чтобы напитать тебя Своею плотью; возжаждал, чтобы напоить тебя Своею кровью; садился на корабль, чтобы посадить тебя превыше херувимов; Он был крещен, чтобы просветить тебя; был заушен, чтобы освободить тебя; путешествовал, чтобы сделать тебя неутомимым; плавал на корабле, чтобы соделать тебя бесстрашным; спал, чтобы сделать тебя свободным от печалей; пришел от жены, чтобы проявить сострадание к преступлению Евы в раю; назван человеком, чтобы назвать тебя [819] Богом; назван Сыном человеческим, чтобы назвать тебя сыном Божиим; восприял наше и даровал нам Свое; молился, чтобы сделать тебя верным, как говорит о Лазаре: Отче, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя (Иоан. XVII, 1). И прииде глас с небес, говорящий: и прославих, и паки прославлю ( — XII, 28). Знаю, что всегда слушаешь Меня, но Я сказал ради предстоящего народа, чтобы все уверовали, что Ты послал Меня (XI, 42). Итак, если что потерпел Он, то потерпел не ради Себя самого и не ради Своего Отца, но — чтобы чрез крест спасти человеческий род. И если ты, возлюбленный, желаешь узнать силу креста и то, что я мог бы сказать о кресте в похвалу его, то слушай. Крест — надежда христиан, крест — восстание мертвых, крест — путеводитель слепых, крест — надежда потерявших надежду, крест — путь заблудившихся, крест — мститель за обижаемых, крест — посох хромых, крест — утешение бедных, крест — удило для богатых, крест — низложение горделивых, крест — покаяние распутных, крест — трофей против демонов, крест — победа над диаволом, крест — учитель детей, крест — изобилие для недостаточных, крест — кормчий плавающих, крест — гавань обуреваемых, крест — стена для тех, на кого нападают неприятели, крест — отец сирот, крест — защитник вдов, крест — судья неправедных, крест — столп праведных, крест — успокоение страдающих, крест — страж детей, крест — глава мужей, крест — конец старцев, крест — свет сидящим во тьме, крест — великолепие царей, крест — человеколюбие варваров, крест — свобода рабов, крест — мудрость необразованных, крест — закон беззаконных, крест — проповедь пророков, крест — возвещение апостолов, крест — похвала мучеников, крест — подвижничество монахов, крест — целомудрие дев, крест — радость иереев, крест — основание церкви, крест — безопасность вселенной, крест — низложение храмов, крест — ниспровержение алтарей, крест — удаление тука жертвоприношений, крест — соблазн иудеев, крест — погибель нечестивых, крест — сила бессильных, крест — врач болящих, крест — очищение прокаженных, крест — укрепление расслабленных, крест — хлеб алчущих, крест — источник жаждущих, крест — одежда нагих; всякий же раз как скажу о наготе, говорю не о телесной, а о наготе веры. Когда ты, уверовавши, будешь крещен, тогда назовешься облеченным. И послушай, что говорит Павел: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Галат. III, 27). Когда же услышишь о Христе, то не подумай только о Боге, ни об одном только плотском домостроительстве, но о том и другом вместе. Я часто говорил, и теперь не перестану говорить: мне убо говорить неленостно, вам же твердо (Филип. III, 1), так как я хочу, чтоб все были учителями. Итак, Христом Он назван потому, что облекся в плоть; назван Иисусом Христом, — имя Его по плоти; назван Словом потому, что слово — от кого-либо; Сыном потому, что от Отца; Единородным потому, что один только и от одного только Бога; Богом потому, что Творец. И слушай, что говорит Иоанн: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Иоан. I, 1 — 3). Видишь ли, что это — Тот, Кто словом простер небо и украсил разнообразное собрание звезд, и показал небо, как бы луг? Это — Тот, Кто возжег солнце и установил для него пути; это — Тот, Кто определил появление луны при закате солнца; это — Тот, Кто на водах основал землю; это — Тот, Кто повелел земле произвести былие травное и источникам изливать воды, и рекам течь, и озерам собраться вместе, — Кто чрез посредство песка положил пределы морю и повелел водам произвести живые души и ветрам — дуть, и горы взвесил на весах, облакам повелел двигаться, скотам, четвероногим, пресмыкающимся, пернатым бегать по земле. А что мне сказать об ангелах, архангелах, престолах, херувимах, серафимах, началах, властях, порядках, временах и годах, и месяцах, и седмицах, и днях, и часах, и ночах, и свете, и мраке, и сущностях вещей? Сотворив же человека последним, по образу и по подобию Своему, Он поместил его в раю. Увидев же, что человеческий род побеждается злобой диавола, Он пожелал облечь на Себя наши начатки и пригвоздить их на древе, чтобы, как чрез древо произошло преступление, так опять чрез древо произошло и спасение. Итак, диавол, позавидовав, что, между тем как он низвергнут с неба, Адам был в раю, — воздействовал на него, воспользовавшись змеем, как бы оружием; и таким образом беседовал с ними, когда они были в раю, потому что бестелесный не мог беседовать с телесными; и говорит Еве: это дерево — прекрасно и спело для вкушения, и: в онъже аще день снесте от него, будете, яко бози, все ведяще (Бы. III, 5). Убедив Еву, он обманул; затем та убедила и своего мужа, и они вкусили от дерева. Когда же они вкусили, то оказались наги; и говорит Бог Адаму: где еси ( — 9)? Когда услышишь: где еси, то не вмени Богу неведения. Говорил же Он: где еси, потому что диавол говорил им: в онь же аще день снесте, будете, яко бози; так как они полагали, что имеют сделаться, как боги, поэтому Бог говорил ему: Адаме, где еси? Это значит: ты вкусил и остался человеков; не возвестил ли Я тебе, чтоб ты не вкушал от этого дерева? Но ты вкусил, и явился преступником; это значит: где еси? Листьями же смоковницы они были облечены, покрывая образ греха. И что говорит Адам? Глас слышах Тебе ходяща в раи, и скрыхся ( — 10). И говорит Бог: что ты сделал? И Адам говорит Богу: жена, юже дал еси мне, она обольстила меня ( — 12). Потом Бог говорит Еве: кто прельстил тебя? И что говорит та? Змий прельсти мя ( — 13). О, Ева, ведь Я дал тебя мужу твоему, — ужели Я дал тебя и змею? Приводили же они это в свое оправдание, потому что желали устранить себя самих от наказания. И говорит Бог Адаму: проклята земля в делех твоих, терния и волчцы возрастит тебе. В поте лица твоего снеси хлеб твой (17, 18, 19). Потом — жене: в скорбях родиши чада, и умножая умножу печали твоя, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет ( — 16). Затем — змею: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего; и человек будет господствовать над тобою; Той твою блюсти будет главу, и ты — его пяту ( — 14, 15). Почему же Он проклятием обрек змея на хождение на персех и чреве и — есть землю вся дни живота его? Проклял перси, потому что в них сидит сердце, выдумавшее зло; проклял чрево, потому что он обольстил чрез посредство вкушения, повелел же есть землю вся дни живота его, потому что Адам был из земли — земной. Итак, эти три получили приговор, потому что три также и совершили преступление. Так как преступление произошло от дерева, как я раньше сказал, то поэтому Он пожелал пригвоздить эти начатки на древо, чтобы, подобно тому как чрез древо произошло преступление, так чрез древо же произошло и спасение. За все же это воспошлем славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ______________________ * Эта и следующие беседы в издании Миня относятся к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемых св. И. Златоусту. ______________________
Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. | ||
|