| ||
[1059] Прекрасен пост, прекрасно также и чтение Писаний; но прекрасно в том случае, когда за ним следует дело, так как, если ты читаешь, а не делаешь, то чтение бывает тебе в осуждение и в повод к наказанию. Не слышателие бо закона, говорится, праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся (Римл. II, 13); и опять Христос говорит: аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели, ныне же вины не имут о гресе своем (Иоан. XV, 22). Блажен говорящий в уши слушателей, в особенности когда они уплатят лихву; а лихва — послушание и исполнение заповедей Божиих, как говорит Господь: и пришед аз взял бых свое с лихвою (Мф. XXV, 27). Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Ведь и земледелец сеет для того, чтобы сжать, и купец для того совершает путешествия в чужие края, чтобы собрать имущество, и кормчий для того проплывает много морей, чтобы наполнить корабль товарами. Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Теперь ищу не того, какова — трапеза, но — произошло ли изменение злого образа мыслей. Если госпожа, то есть, душа, прелюбодействует, то зачем бичуешь служанку, то есть, чрево? Если душа притупляется, то зачем истощаешь тело? Говорю это, не [1060] обвиняя вас, но — ради легкомысленных. Если бы я увидел, что вы высоко летите, то все таки пожелал бы, чтоб вы возлетели выше: такова тирания любви. И, подобно тому как сребролюбцы, чем больше соберут золота, тем больше отыскивают, так и мы сильнее желаем вашего успеха. Итак, если хочешь быть принятым у Бога, то постись, брат, как ниневитяне; те закона не получили; это те, о которых говорит Павел: егда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон (Римл. II, 14). Поэтому не хвастайся праздным постом, — один только пост не вводит на небо, если не имеет своей сестры — милостыни, потому что она соединена с ним, и между ними не только братские и тесные отношения, но милостыня служит даже опорою поста. И откуда это известно? Ангел говорил Корнилию: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. X, 4). Милостыня — крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несется на небо. Доколе сребролюбие и желание имуществ? Все это, брат, уничтожается вместе с настоящею жизнью. Но ты несомненно скажешь мне: «говори это самому себе». И себе самому, брат, говорю, и вам, потому что увещание касается всех. Слушая это и исправляясь, я получаю от вас благодеяние; и хотя бы тот, кто говорит, был раб, я принимаю совет, и хотя бы был свободен, я с готовностью слушаю. Не различие лиц, но польза совета де- [1061] лает, что я принимаю то, что говорится. И если Моисей, столь великий муж, беседовавший с Богом, не погнушался советов тестя своего, хотя тот был варвар, но даже и он принял их и Бог подтвердил (Исх. XVIII, 24. 23), то во сколько раз более мы? Не говорю тебе: сделайся неимущим, но — истрать излишек на бедных, чтобы избыток твой сделался для тебя основанием спасения. Разве не видите на дороге многих бедных? Почему они остаются больными и нагими? Один очень молод, другой же очень стар; один опирается на другого, и страдание их велико. Итак, дай сорабу, чтобы иметь должником Господа, для Которого приятно быть должником и Который отдает капитал с лихвою. А лихва в отношении к внешним делам — преступление, в отношении же к Богу — похвала. Ты не даешь бедному? Обращай внимание на Того, Кто чрез него просит, и устыдись достоинства, присущего Приемлющему: бедняк получает — и Бог берет взаймы. Поразмысли, как нисшел Господь твой ради того, чтобы склонить тебя не быть жестоким и бесчеловечным. Вы видели Меня алчущим и не напитали, — жаждущим, и не напоили, — странником, и не приняли, — нагим, и не одели (Матф. XXV, 42 — 43), и так далее. Итак, ты не даешь алчущему Христу? Ты и бедный вместе получаете с трапезы тело Его, одинаково причащаетесь из чаши Его. Он участвует с тобою в великих и страшных вещах, и ты не уделяешь ему малых? Разве то, что ты доставляешь ему, твое? Ведь хотя бы ты получил от родителей, хотя бы от предков, это принадлежит Богу. Зачем зарываешь это в землю? Дай бедному, и Господь сохранит тебе это весьма надежно. Разве не видишь, что́ делает земледелец? Часто, по причине бедности не имея семени, он отдает в залог свою одежду и получает то, что хочет, и вверяет земле? Хотя бы часто наступала неблагорастворенность времен и хотя бы он уходил, ничего не сжавши, но, однако, доверяет земле, потому что надеется. Итак, ужели то, что́ делает земля, не может совершить Господь? Подражай той вдове в ветхом завете, которая имела горсть муки в водоносе и немного елея в чванце, — так как этим она угостила пророка (3 Цар. XVII, 12); или той — в Евангелии, которая, бросив две лепты, превзошла всех, потому что бросила все свое богатство (Лук. XXI, 2, 3). Но что ты говоришь? Я — беден и не имею денег. Не имеешь двух лепт? Если же и не имеешь, то Бог ищет избытка доброго образа мыслей. Поэтому Он говорил: если кто даст чашу студены воды, не погубит мзды своея (Мф. X, 42). Смотри, что́ Он говорит: «холодной воды», не горячей, чтобы из-за траты дров ты не лишился своей награды. И сколько золота ни заставил бы заплатить тебя царь, ты, вешаемый, мучимый пыточными веревками, даешь, что именно он желает; хотя бы ты был беден, он не обращает внимания на состоятельность лиц, но на свою собственную выгоду. Бог же поступает не так, но требует по силам каждого. Почему они — бедны? Не потому, что Бог не мог ниспослать золотого дождя, но для того, чтобы бедность сделалась для тебя облегчением твоих прегрешений. Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость (Притч. ХХ, 6). Смотри, сколь велика милостыня. Бог сравнивает сострадательного человека с самим Собой. Будите убо милосерди, говорит Он, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. VI, 36). Если придет смерть, то сокровища остаются здесь. Почему же не предпосылаешь их для себя самого туда, чтобы в тот день бедные оказались ходатаями за тебя там, где нет ни ритора, ни защитника? Вот бедные показывают свои одежды и повязки и уносят тебя из огня. Не так солнце, освещая лед, заставляет таять, как милостыня, столкнувшаяся со множеством грехов, истребляет их. А чтобы ты понял высоту милостыни, подумай: что́ соединено с бо́льшими трудами, чем девство? Ничто. Добродетелей много: одне — великие, другие — бо́льшие, третьи — меньшие, но ничто не представляет бо́льшей трудности, чем девство: оно борется с природою; эта война не имеет перемирия; это — сражение, никогда не имеющее мира, разве только по милости Христовой. Дева стоит, собирая огонь против самой себя и не горя; дева, стоя на угольях, не сгорает; находясь [1062] в пещи, не пылает, орошаемая, как три отрока; состязаясь с невидимыми силами, подражает Михаилу и соперничает с Гавриилом. В раю было девство и погублено змием. Поэтому в промежуточное время оно не являлось; а когда пришел рожденный от Девы Иисус Христос — Сын Божий, тогда оно явилось опять. Желаешь узнать высоту девства? Моисей разделил море, изменил воздух, низвел манну, и злословили на него из-за его собственной жены — эфиоплянки, за то, что он вступил с нею в брак (Числ. XII, 1). И Авраам, и Исаак, и Иаков, а также и Иосиф, хотя и целомудренный, однако, после того вступил в брак. Желаешь понять, сколь велико — девство? Христос, придя, не связал его необходимостью, — возвеличив остальные добродетели, вместе с тем не возвеличил этой, для того, чтобы ты был увенчан в том случае, если будешь в ней преуспевать добровольно. Подвизающиеся в воздержании и нищете заботятся прежде всего о ней. Суть бо скопцы, иже родишася тако; и суть скопцы, иже скопишася от человек; и суть скопцы, иже исказиша сами себе царствия ради небеснаго (Матф. XIX, 12), отсекши не члены, но удалив от себя необузданную похоть. Могий вместити да вместит ( — 12). И апостол, исчислив все добродетели, зная глубину этой, говорит: о девах же повеления Господня не имам (1 Кор. VII, 25). Ты видел, как велико девство? И, однако, без милостыни оно не спасло; милостыни же без девства спасли. Пять юродивых дев, не имевшие елея, а только одно девство, не вошли в брачный чертог; они говорят мудрым: дадите нам от елеа вашего (Матф. XXV, 8). Справедливо же они названы юродивыми, потому что, преуспев в более трудном, они не совершили того, что́ не требовало труда, — низложили великого противника и были побеждены слабейшим. И когда пришел жених, то мудрые девы вошли в брачный чертог; также пришли и те — стуча; и он говорит им: не вем вас ( — 12). Почему? Потому что видели меня алчущим, и не дасте ясти ( — 42). Но да не будет, чтоб и мы услышали такой голос! Преуспевшим же в милостыне говорит: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( — 34). Почему? Потому что соблюли девство? Никоим образом; но потому, что взалкахся, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен и в темнице, и посетисте Мене ( — 35, 36). А чтобы ты понял, сколь велика — милостыня, опять желаю напомнить вам эту историю. Было десять дев: пять мудрых и пять юродивых: и был голос в полночь. Встаньте, идет жених. Полночь — воскресение, когда ангелы пробудят всех нас. Встав же, девы украсиша светильники своя ( — 7). А светильник — девство, которое есть нечто чистое, пламенное, светлое. Юродивыя говорят мудрым: дадите нам от елеа вашего. Мудрыя говорят им: боимся, еда како не достанет нам и вам ( — 8, 9) (не из зависти не дали, потому что там какая уже нужда в золоте, нет там ни богатого, ни бедного), но, отправившись, купите ( — 9). И кто — продавцы? Бедные; ты больше получаешь, чем даешь: даешь ты ему земное, а получаешь небесное. Итак, когда они ушли покупать, то пришел жених; и готовыя внидоша в брачный чертог и затворены быша двери ( — 10). Те же, придя начали стучать, и Он говорит им: не вем вас ( — 12). Видишь, так как они милостыни не имели, то и потеряли труд девства и остались вне брачного чертога. Итак, поняв выгоду милостыни, будем, братие, творить ее, чтобы нам и попасть в брачный чертог, и насладиться вечными благами, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу, со Святым и Благим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ______________________ * Это и следующие творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, помещены в I т. этого издания. Так как они не вышли в I томе нашего издания, то мы и помещаем их в конце II-го тома. (Прим. ред. изд. 1896 г.) ______________________
Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. | ||
|