| ||
[1075] Птенцы ласточек сидят в гнезде, ожидая прибытия родителей, приносящих им пищу; а после того, как увидят, что они являются,...** летят на легком крыле ума. Подобным же образом и я, намереваясь приближаться к этому духовному гнезду, прежде, возвышая голос, прославляю Бога за то, что Он дал мне таковых нежно любящих детей. Но, конечно, у ласточек пища дается из уст в уста, у нас же не так бывает, но — из уст в ухо. И та (пища) имеет своим следствием тление, эта же — нетление; та питает тела, эта же утучняет душу. Но это все сказано мною не просто и не без причины; напротив, так как место прочтенного сегодня Евангелия руководствует нас к этому учению, то необходимо вас наставить. Зван бысть, говорит (Писание), Иисус на брак (Иоан. II, 2). Но, прошу, соберитесь с мыслями, обращайте внимание на то, что говорится. Так как некоторые приводят в извинение брак, иные ссылаются на детей, иные на военную службу, иные на торговлю, иные на искусство, иные на рабство, иные на богатство, иные на бедность и на нечто другое подобное, то поэтому, я хочу показать вам, что ни богатство не служит препятствием, ни бедность, ни военная служба, ни торговля, ни брак, ни дети, ни рабство, ни искусство, ни что-либо иное из такового. Зван бысть Иисус на брак. Пошел ли, или не пошел? Ясно, что отправился. Итак, если Он пошел, то каким же образом брак будет дурным? И ты не имеешь оправдания? Я же не только говорю, что Он пошел, но и принес дары, так как превратил воду в вино. Поэтому не приводи себе в извинение брака. Господь твой прибыл на брак и прославил брак, а ты бесчестишь брак и говоришь, что брак служит препятствием? Он не есть какое-либо препятствие для благочестия. Хочешь узнать, что нисколько не вредно иметь жену и детей? Не имел ли [1076] жены и детей Моисей? Не был ли девственником Илия? Не Моисей ли свел манну с неба, не Илия ли низвел с неба огонь? Не Моисей ли сделал, что прилетели перепелы? Не Илия ли словом заключил небо? Не с Моисеем ли беседовал Бог? Не беседовал ли Бог и с Илиею? Не Моисей ли разделил море и перевел народ? Не Илия ли вознесся на огненной колеснице? Нисколько не повредило этому девство? Нисколько не послужили тому препятствием жена и дети? Ты видел Илию едущим по воздуху, ты видел Моисея путешествующим по морю; смотри и на Петра — столп церкви, что и он имел жену. Не написано, что Петр имел жену: откуда же ясно, что у него была жена? Я скажу: пришед Иисус, говорит (Писание), к теще Петровой; и та была больна, и прикоснуся ея, и остави ю огнь, и служаше (Матф. VIII, 14 — 15). Видишь, что и Петр имел жену? Где — теща, там — ясно — есть и жена. Итак видишь, что и Петр имел жену? Не клевещи же на брак. Говорю же это, чтобы никто не выставил предлогом ни жены, ни детей, ни военной службы, ни торговли, ни искусства, ни рабства, ни богатства, ни бедности. Это — отговорки, это — предлоги, это — злоумышления диавола. Ты выставляешь предлогом военную службу и говоришь, что я — воин и не могу быть набожным. Сотник не был воином? А он говорит Иисусу, что несмь достоин, да под кров мой внидеши, но рцы слово, и исцелеет отрок мой (Мф. VIII, 8). И, удивившись, Иисус говорит: аминь, аминь, глаголю вам: ни во Исраили толики веры обретох ( — 10). Военная служба нисколько не послужила для него препятствием? Но что — ты? Ремесленник? Тоже и Павел, который был и гонителем церквей, а после того сделался проповедником и апостолом. Но что — ты? Богач? И Авраам — тоже, и при том он имел жену и детей. И верова, говорит (Писание), Авраам Богу, и вменися [1077] ему в правду (Быт. XV, 6), и назван другом Божиим. Ведь нисколько не послужили для него препятствием богатство и жена или дети? И ты не имеешь оправдания. Вот он имеет три предлога, на которые ты ссылаешься в свое оправдание, и жену, и детей, и богатство. Но что — ты? Раб? И Онисим был рабом; а Павел, пиша Филимону, говорил: Онисима, иногда непотребнаго, ныне же и мне, и тебе благопотребна (Филим. 10 — 11). Но что — ты? Царь? И Давид был царем: а вошел к нему Нафан пророк и обличил его за грех, который он сотворил. Ведь царь нисколько не поступил с ним тиранически? Ведь он нисколько не высказался против пророка? Не признавал ли он рабства и на царском престоле и не говорит ли: согреших ко Господу? И пророк, видя раскаяние его, говорит ему: Господь отъя согрешение твое (2 Цар. XII, 13). Быстро раскаяние, быстрее — прощение. Нисколько не призадумался царь и не сказал: я — царь, облечен в порфиру и имею на себе диадему, имею также лук и стрелы, и щиты, и шлемы, и воинов — защитников; ужели же убоюсь этого бедняка и не убью его, но перенесу его? Ничего такого он не сказал, но хотя был и царь, знал, что согрешил, и поэтому покаялся, так как знал, что совершил тяжкий грех. Ведь царское достоинство нисколько не послужило для него препятствием? Но что — ты? Отрок? И Даниил был отроком, а заградил уста львам, и растерзал дракона, и низложил Вила, и осудил старейшин, Сусанну же спас, и несовершенство юности нисколько не послужило препятствием для столь великой добродетели. Но что — ты? Братолюбец? И Иосиф — тоже, а сколь великое любомудрие и целомудрие обнаружил он в отношении к египтянке? Разорвал свой хитон, а веры своей не расторг; преодолел бесстыдство ее, а страстного желания ее не исполнил. Но что — ты? Вдова? И сидонянка была вдовою, та, которая приняла пророка Илию и напитала хлебом и водою, так что виновника голода голод не изнурил. Но что — ты? Блудница? Тоже и Раав, которая скрыла соглядатаев и после того, как сыны Израиля овладели землею обетования, спаслась — и сама она, и дом ее, и род ее. Но что — ты? Бедняк? Тоже и Лазарь, а сколь великое любомудрие и терпение он показал в бедности, и, находясь в такой нужде, не пал несчастно! Но что — ты? Женолюбец? Тоже и Сампсон; и хотя и был предан женщиною, но Бог доставил ему отмщение, и он был отмщен при содействии иноплеменников. Но что — ты? Детолюбец? Тоже и Иаков. Видишь, сколь многие спаслись? Ты имеешь веру? Все имеешь. Не имеешь веры, но ты — царь? Нисколько не полезно для тебя царское достоинство. Однако, я не позабыл об обещании. Итак, зван бысть Иисус на брак. Когда же Он прибыл, не имели вина. Говорит Ему Матерь Его: вина не имут. Глагола Ей Иисус: что есть Мне и Тебе, жено; не у прииде час Мой. И сказав это, Иисус говорит: наполните водоносы воды. И наполнили водоносы водой, и Он сделал воду вином (Иоан. II, 2 и след.). Но зачем Он сказал: наполните водоносы воды? Разве Тот, Кто словом сотворил небо и положил основание земле, и создал все, что на них, Которого взор иссушает бездны, Которого трепещет и страшится вся тварь как небесных, так земных и преисподних, не мог словом наполнить водоносы? Но Он говорит: почерпните воды. Зачем? Я скажу: для того, чтобы, если они отрекнутся, то руки их, почерпнувшие воду, и плечи их, несшие воду, обличили бы их; тоже самое Он сделал и в отношении к Лазарю. Прежде прибытия на место Он говорит ученикам: Лазарь, друг наш, успе (Иоан. XI, 11). Потом, когда пришли сестры Лазаря и говорят Ему, что Лазарь умер ( — 21. 32), Он говорит им: где положисте его? Они же говорят: прииди и виждь ( — 34). О, новые и необыкновенные дела! Незадолго Ты говорил ученикам, что Лазарь умер — и теперь говоришь: где положисте его? Заранее извещаешь Своих учеников о смерти его — и не знаешь места погребения? Он знал, но говорит из-за иудеев, так как они были неблагодарны, так что изречение: где положисте его? не было признаком неведения, как и в раю Он говорил Адаму: Адаме, где еси (Быт. III, 9)? Разве же Он не знал, где тот был? Но, так как диавол говорил им, что в оньже аще день снесте от древа будете яко бози ( — 5), [1078] и те полагали, что они имеют быть богами, то по этой причине говорит ему Бог: Адаме, где еси, — после того как ты вкусил и остался человеком? Поэтому-то Бог говорил ему: Адаме, где еси? Так Он сделал и в отношении к Лазарю. Приблизившись к гробнице, говорит иудеям: возьмите камень от гроба; и взяли. Говорит Ему сестра Лазаря: Господи, уже смердит, потому что он был четверодневен (Иоан. XI, 39). И гласом великим воззва рек: Лазаре, гряди вон ( — 43); и он вышел, обязан повязками. Итак, разве Тот, Кто переставляет горы в глубины морей, не мог словом сдвинуть камень? Сокрушивший жало смерти, разрушивший двери ада не мог разорвать даже и повязок? И говорит им: разрешите его ( — 44). Для чего? Для того, чтобы, если они отрекутся, руки их и глаза изобличили их. Поэтому Он сказал: разрешите его. И во время брака Он сделал тоже самое, потому что сказал им: наполните водоносы воды; и они наполнили водоносы, и Он сделал воду вином. Потому-то Он отовсюду утвердил их, так как иудеи всегда были неблагодарны и бесстыдны. Желаете узнать, сколь многое доставил им Бог, и они оказались непомнящими? Узнайте; но, прошу, сосредоточьтесь, обращайте внимание на то, что говорится, так как я желаю доказать вам, что иудеи искони были неблагодарны. Семьдесят пять душ пришло в Египет, и потом сделалось шестьсот тысяч. Умер Иосиф и восстал у них другой царь, который не помнил об Иосифе; он же сильно притеснял сынов Израильских. Поэтому они возопили к Богу, говоря: Господи, Ты поклялся отцам нашим, что «дам семени вашему землю, текущую молоком и медом»; и теперь, Господи, вспомни о том завете, который Ты заключил с нашими отцами, и избавь нас от руки фараона, царя египетского, и от египетского рабства. Бог, конечно, услышал голос их и послал к ним Моисея. Но сосредоточьтесь, прошу. Бог говорит Моисею: возьми агнца беспорочного, однолетнего, перворожденного, и принеси в жертву, и кровью его каждый помажет дверь, для того, чтобы, когда придет ангел с извлеченным мечем и увидит, что кровью помазано то жилище, то отступил бы; если же увидит, что нет, то чтоб вошел и истребил всех. И сделал Моисей таким образом, и дал народу; и те, взяв, каждый помазал свои двери (Исх. XII). И пришел ангел с извлеченным мечем своим и видел кровь на дверях, и отступал; а где не видел, входил и истреблял всех. Все же это происходило не просто; но, так как мы имеем спасаться чрез кровь и древо, то поэтому Бог сказал, что каждый помажет кровью двери. Почему не сказал: помажь кровью стену? Потому что они не имели быть спасаемыми иначе, как чрез посредство древа. Итак, Моисей вывел их из Египта и привел их в пустыню, и они говорят Моисею: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыни (Исх. XIV, 11)? Разве не хорошо было нам в Египте, когда мы ели огурцы и дыни, и лук, и чеснок (Числ. XI, 5)? Видел ты неблагодарность? Сами говорили Богу, сами требовали: выведи нас из египетской земли, — и, придя в пустыню, проявили неблагодарность. Видел ты их неблагодарность? Но узнайте бо́льшее и особенное дело. Сорок лет они провели в пустыне; не увеличился их волос, ни ноготь; одежда их не загрязнилась, обувь их не износилась; они не трудились, не копали земли; не запрягали волов, не влекли плуга, не прорезывали борозд, не исторгали терновников, не бросали в землю семян и не выжидали дождя, не ожидали горячих лучей солнца, не ожидали времени жатвы, не точили серпа и не жали, не связывали колосьев и не поднимали, не вносили в гумно и не напрягались, [1079] не молотили, не очищали, не месили муки, не пекли и не делали хлебов, — ничего такого не было, однако же, они ели хлеб, возделанный не руками; им предлагалась трапеза без приготовления; по бесстрастию они подражали ангелам; естество позабыло о своей немощи. И после столь великих благодеяний они говорили Аарону: дай нам богов, иже пойдут пред нами: Моисей бо сей, иже изведе нас от земли Египетския, не вемы, что бысть ему (Исх. XXXII, 1); и совершили большое насилие против Аарона. Тот, видя, что они были жестокосерды и необрезанны, говорит им: снимите ваши золотые украшения и бросьте в огонь, и если что-либо выйдет, то это и будет богом. И вышло животное с воловьей головой. Здесь представь мне неблагодарного еретика, тунеядца иудея, говорящего, что Бог родил и испытал изменчивость. Погибший, несчастный и бедный, ты это думаешь относительно Бога? Но мы не так, — да не будет, — но что Отец родил Сына, один только одного только, Бог Бога, Совершенный Совершенного; вот — помышления христиан. Итак, ты, по видимому, с любопытством исследующий горнее, скажи мне о касающемся тебя самого, если тебе кажется, что знаешь: каким образом, после того как были брошены в костер золотые украшения, вышло животное с воловьей головой? Медник не приготовлял, не было плавильщика: как же вышло животное с воловьей головой, — дерзаешь сказать? Если не знаешь того, что — внизу, то как же излишне любопытствуешь относительно горнего? Не разумея своего собственного, как излишне любопытствуешь относительно чуждого? Еще они приводят нам евангельский голос самого Сына, говорящего ученикам: Аз есмь лоза, вы же рождие, — Отец Мой делатель есть (Иоан, XV, 1, 5). Видишь, говорит иудей, что Он сотворил Сына? Если виноградарь не обработает виноградника, то последний не может быть полезным. И думают, что говорят нечто великое и отменное. Но, прошу, будьте внимательны. Я сказал неблагодарным иудеям; позволь, скажу и бесстыдным еретикам. Можешь ли ты сказать мне, неблагодарный и бесстыдный еретик, что виноградарь не питается от виноградной лозы? Побеждаю тебя твоим оружием. Итак, подобно тому как виноградарь обрабатывает виноградник, так и Отец произвел Своего Сына. Посмотрим же, кто от чего питается, виноградник от виноградаря, или виноградарь от виноградника. По твоему мнению, Отец имеет бытие от Сына, так как нет виноградаря, который не питается от своих дел. Что же? Сын питает Отца? Нет, да не будет, это — дело крайнего безумия. Лучше — говорить: подобно тому как виноградарь радуется по поводу виноградника, так и Отец радуется по причине Сына; Он не сказал, что Отец Мой сотворил Меня, но: Отец Мой делатель, потому что Он радовался по причине Сына. Ты разве не слышал, как Он говорил, что Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф, III, 17), когда Сын стоял в иорданских волнах? Не сказал, что Сей есть Сын Мой, Которого Я создал, или: Которого Я сотворил? Но сказал: о Немже благоволих. Ужели ты отвергаешь даже и этот голос? И опять говорит; снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Иоан, VI, 88). Кому Он говорил? Конечно, иудеям; так как они говорили Ему: это — сын плотника, и взирали на Него, как на безбожника, то поэтому Он и сказал, что снидох с небесе. И так как они говорили, что Он — безбожник, то поэтому Он говорил им, что не пришел творить волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Так как они, по видимому, почитали Отца, а Его отвергали, то поэтому Он снисходил к их немощи, потому что каким образом был послан Тот, Кто везде находится, Кто все наполняет? Итак, видишь, что ради иудеев сказал, что снидох с небесе. Неужели Он ска- [1080] зал ради Себя Самого? Ведь ты не имеешь оправдания? Но они приводят нам и другое свидетельство, принадлежащее апостолу, который говорит: един Бог Отец, из Негоже вся, и един Господь Иисус Христос, Имже вся (1 Кор. VIII, 6). Ты говоришь, что нет иного Бога, такого, как Отец? И я тебе говорю, что нет иного Господа, такого, как Сын. Что же мы спорим? Нет, да не будет! Поэтому посмотрим, с кем беседовал Павел, и ради кого это сказано. Но со тщанием обращайте внимание на мое слово. Так как эллины почитали многих богов, а иудеи допускали единоначалие, то для того, чтобы упразднить и многобожие, и единоначалие, он говорил: аще бо и суть бози мнози и господие мнози, или на небеси, или на земли, но нам един Бог Отец ( — 5, 6). И сказав: един, он упразднил многобожие потому, что где — один, там нет многих; а сказав об Отце, упразднил единочалие, потому что где — отец, там ясно, что — и сын. Итак, по этой причине он сказал: един Бог Отец, из Негоже вся, и един Господь Иисус Христос, Имже вся. Видишь, что Павел обращался к эллинам и иудеям; поэтому и сказал: един Господь Иисус Христос, Имже вся, так как все произошло чрез Сына, видимое и невидимое. И послушай, что́ говорит Иоанн: в начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша и без Него ничтоже бысть (Иоан. I, 1 — 3). Видишь, что Он — Творец всяческих. Ужели ты дерзаешь доказать мне, что Сын считается вместе со всем сотворенным? Но, неблагодарные, доколе вы будете обходить Писания, собирая с них цветы, чтобы каким-нибудь образом сказать, что Сын — создание и тварь? Желаете узнать? Если они услышат о Сыне речь возвышенную или соответственную Божию достоинству, то приходят в неистовство; думают, что кто-либо ввергает в их уста навоз. Я хочу представить вам пример. Если кто сожигается немощью и сильными лихорадками и если он почувствует облегчение, то врачи приказывают обмазывать уста его медом; вот делают так, как приказывают врачи; но, когда о больном станут заботиться слуги, то он думает, что мед — горек; и хотя присутствующие лица говорят: «это — мед, господин, он — прекрасен», убеждая больного, но все же в устах его мед кажется горьким, не потому, что мед горек, — ведь что слаще меда? — не в силу природных свойств меда, но вследствие немощи того, кто не принимает его в себя; точно так же происходит и с этими: если они услышат об Единосущном, то думают, что им дают пить горечь, и это происходит не вследствие слова того, кто говорит, но в силу немощного слуха того, кто не переносит слова. Отец называет Сыном; подобным образом — и апостолы, а они — тварью и созданием. Каким образом Он — тварь? Рождение и творение — одно и то же? Если всякий рождающий творит и всякий творящий рождает, то мы найдем, что все творения — сыны Божии; так как все произошло чрез Сына, то, следовательно, Кто сотворил это, Тот и родил. Видишь, что творения — сыны Божии, соответственно тому, как ты говоришь? Доколе вы — останетесь неблагодарны? Скажите мне, каким образом почитается Сын? Тем — что Он называется Сыном? Называешься и ты. Но что? Богом? И ты. Но ты можешь сказать мне: Тот — Сын на деле, ты же по имени. Если — на деле, то, следовательно Он — Сын. Видишь, что уста твои обличают тебя? [Ни мало не — тварь, вовсе не — создание]. Тот — Сын по естеству, а ты по названию; Тот рожден от вечного Отца, а ты создан из подлежащего вещества. Это же мною сказано против иудеев и эллинов, и еретиков. Но мы прославим Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. ______________________ * Это и следующие творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, помещены в I т. этого издания. Так как они не вышли в I томе нашего издания, то мы и помещаем их в конце II-го тома. (Прим. ред. изд. 1896 г.)
______________________
Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. | ||
|