Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Л.В. Корзникова. Факсимиле на моём сердце
Глава 9. В Петербурге городе на Фонтанке речке есть Фонтанный дом

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

Другие годы и другие лица,

Ажур дворцов, костров горящих дым,

И призрачная невская столица,

Закутанная инеем седым.

И в голове воспоминаний стая,

И грусть потерь не так уже остра...

Как был красив в уборе горностая

Неповторимый, строгий град Петра!*

"Фонтанным домом" дворец графов Шереметевых прозвали ещё в то время, когда Фонтанка была Безымянным Ериком, из которого воду брали в Летний сад. Потом Фонтанная речка стала называться Фонтанкой. Усадьба графов занимала обширнейший участок между набережной реки и Литейным проспектом. Архитекторами главного усадебного дома стали С.И. Чевакинский( ученик Коробова) и Аргунов, из семьи крепостных художников графов Шереметевых. Дворец этот представляет собой уникальный памятник усадебной архитектуры в стиле раннего барокко. Он сохранился до наших дней.

От того что участок был огромен, строений в усадьбе было много и они перестраивались на протяжении 200 лет разными именитыми архитекторами. Принимали участие и Кваренги, и Воронихин, и Старов.

На территории усадьбы построили Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, служебные флигели. Нужны были помещения и для знаменитого крепостного театра Шереметевых.

Ах, как не вспомнить про любовь графа к крепостной актрисе, на которой он всё же женился! Истории барышень-крестьянок просто так, на пустом месте не возникают. В жизни всё гораздо интереснее и запутаннее бывает.

Первой актрисой театра и фавориткой Николая Петровича Шереметева стала его крепостная Прасковья Жемчугова(настоящая фамилия Ковалёва 1768-1803). Всех восхищало её редкое по красоте лирическое сопрано. Из числа знатных особ её поклонниками числились и российский император Павел, и польский король Станислав II Понятовский, и австрийский эрцгерцог, и ещё многие и многие...

Фаворитками быть можно было, но жёнами - нет, "свет" никогда бы не принял. Граф решил было уже, что не женится никогда, раз брак на возлюбленной невозможен, хотя "вольную" крепостной своей пожаловал. Но тут император специальным указом дал согласие на этот брак.

И в 1801 году состоялось тайное венчание. А в 1803 году через три недели после рождения сына графиня-крестьянка скончалась. Новость сия шокировала высший свет.

Для всех Шереметев-то оставался богатым холостяком, поэтому особенно негодовали претендентки и претенденты на огромное наследство, ведь у графа оказался законный наследник!

В 2007 году саду перед дворцом установили кенотаф графине Прасковье Шереметевой. А на старом, что простоял до 1930г, установленный по желанию вдовца, были по-французски написаны стихи графа : «Я приближаюсь к тебе, но тень твоя ускользает. Я хочу остановить тебя, но тень твоя уходит...»


***

Северный флигель ("Фрейлинский"), если встать спиной к Фонтанке, с левой стороны был построен в 1864 г. по проекту арх. Н. Л. Бенуа. Под гербом на воротах флигеля надпись - девиз генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева - Deus conservat omnia - Бог сохраняет всё.

В этом флигеле в 1918 году поселилась вместе с мужем, учёным-ассириологом, переводчиком древневосточных поэтических текстов Владимиром Шилейко, Анна Андреевна Ахматова.

Место это было конечно очень привлекательно. И да, Анна Андреевна знала, что широко известный портрет А.С. Пушкина, о котором поэт писал: "Себя как в зеркале я вижу...", написал в 1827 г. в Фонтанном доме с натуры живший здесь О.А. Кипренский. Для неё это было очень важно.

Не случайно, совсем не случайно появились сейчас в Шереметевском саду Фонтанного дома памятники-силуэты Ахматовой и Мандельштаму. Тени...тени. Всё переплетается здесь. "И неоплаканною тенью я буду здесь блуждать в ночи" Это памятник Анне Ахматовой.

И неоплаканною тенью

Я буду здесь блуждать в ночи,

Когда зацветшею сиренью

Играют звездные лучи.

Шереметевский сад, 1926

Несомненно, это отсылка к надписи на кенотафе.

Недалеко от этого памятника ещё один памятник-силуэт.

Низко-низко прижались к земле чёрные мраморные плиты разной высоты, по которым скользит тень поэта. Это памятник О. Мандельштаму. На мраморе выбиты строчки из стихотворения Ахматовой, «Воронеж», написанного в 1936 году, когда она посетила О. М. А в комнате опального поэта

Дежурят страх и Муза в свой черед.

И ночь идет.

Которая не ведает рассвета...

***

В 1920г. Шилейко выделили двухкомнатную квартиру в корпусе Мраморного дворца.

(Тоже в этом сердечном треугольнике города.)

Но в 1925 г Ахматова вернётся и поселится в Фонтанном доме уже с другим мужем и в другом флигеле, Садовом.

Я не зря остановилась на графском девизе - Бог сохраняет всё.

Этот девиз ААА поставит эпиграфом к "Поэме без героя"**.

Этот девиз прошёл и через её жизнь.

А когда Ахматова скончалась, то тело её перевезли в институт Склифосовского, бывший Странноприимный дом графов Шереметевых,*** с тем же девизом в гербе, что и на воротах Фонтанного Дома.

Поэтому, поэтому неудивительно, что звучат у меня в голове строчки Бродского, написанные на столетие Анны Андреевны Ахматовой.

Бог сохраняет всё; особенно - слова

Страницу и огонь, зерно и жернова,

секиры острие и усеченный волос —

Бог сохраняет все; особенно — слова

прощенья и любви, как собственный свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,

и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,

затем что жизнь — одна, они из смертных уст

звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря

за то, что их нашла, — тебе и части тленной,

что спит в родной земле, тебе благодаря

обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

И. Бродский.

***

В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный Фонтанный флигель с главным фасадом на Фонтанку. Между ним и Больничным флигелем расположился Певческий флигель.

В царское время дворец Шереметевых был одним из великосветских центров Петербурга. Созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома хоровая капелла славилась не только в России, но и в Европе.

В конце 19 в. участок разделился на две части. Со стороны Литейного проспекта построили доходные дома, а парадная часть осталась со стороны Фонтанки.

К этому времени название "Фонтанный дом" было уже утеряно. И появилось оно вновь благодаря Ахматовой. Именно Анна Андреевна стала называть своё место проживания - Фонтанный дом.

Сейчас с набережной Фонтанки открывается прекрасный вид на главное здание с курдонёром, с красивейшей узорчатой чугунной решёткой, с воротами, увенчанными золотым гербом Шереметевых.

В начале 20 века в 1908 году Манеж и конюшни перестроили в Театральный зал - это Драматический театр на Литейном.

В конце 60-х годов прошлого века мне доводилось бывать на спектаклях этого театра, билеты стоили гораздо дешевле, чем в БДТ, Ленсовета или Кировском (Мариинке). Почему? Оказывается этот театр был областным. Другие деньги, финансирование, видимо, были и тогда у области и города. Хотя надо сказать, в то советское время, культура, очаги её, были доступны всем интересующимся. Правда билеты в БДТ и Ленсовета обязательно продавались с "нагрузкой". И такой нагрузкой могли как раз стать билеты в Театр на Литейном или какой-нибудь ДК. Хотя репертуар был у них интересный, но. Но постановки были... Провальные, на мой взгляд. В 18 лет я увлеклась Теннеси Уильямсом. И, когда лет через пять-семь я увидела на афише "Стеклянный зверинец", я конечно купила билеты. Я так ждала встречи с Уильямсом. Но. Как всегда большое НО.

Именно после этого спектакля я больше в этот театр - ни ногой. К сожалению, ни актёры, ни режиссёр, ни декорации меня не обрадовали. Совсем.

Сейчас конечно другое время. Другие актёры, другие режиссёры. Хотелось бы посмотреть "Поминальную молитву" с Валерием Кухарешиным в роли Тевье-молочника. Но теперь стоимость билета в этот театр равна трети моей пенсии.

Проще попасть на балкон Мариинки. В общем каждый выбирает для себя...

А про усадьбу Шереметевых продолжу.

***

После революции до 1931 года в Фонтанном доме на основании частной коллекции графов Шереметевых открыли Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв. Потом дворец был отдан в ведение разных казённых учреждений. Интерьеры и экспонаты уничтожены. Лишь небольшая часть попала в Русский музей и Эрмитаж, а маленькая часть огромной библиотеки - в РНБ.

С начала 1940 годов Шереметевский дворец занимал институт Арктики и Антарктики. А потом. Потом началась перестройка. Близился 100-летний юбилей Ахматовой и в 1988 году Исполкомом Ленсовета было принято решение о создании музея Анны Андреевны. Ему выделили Садовый флигель, на третьем этаже которого расположена та самая квартира, в которой обитала ААА (с 1925 до 1952 годы с перерывом на эвакуацию из блокадного города).

И которой наконец-то суждено было стать мемориальной.

Сейчас, с 1990 года, дворец - один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Поэтому не мудрено, что театральный художник Марина Азизян там любимый гость и сподвижник.

Вот и вернулась я к Марине Цолаковне в своём повествовании.

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

В верхнем ряду фото памятников в саду Фонтанного дома - А.Ахматовой и О.Мандельштаму.

Внизу слева вход в Музей Анны Ахматовой с Литейного проспекта.

Справа вид на дворец Шереметевых со стороны Фонтанки.

_____________________________

*отрывок из стихотворения Александра Михайловича Перфильева (1895—1973) ( русский поэт, публицист, литературный критик).
**В первой части поэмы действие карнавала происходит в зале Фонтанного дома. И не случайное упоминание о Псише, Путанице-Психее. Знакома ААА была с пьесой, посвящённой истории Прасковьи Жемчуговой, что проживала в стенах дворца на правах хозяйки...

_____________________________


***

Надо отметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. А графиня-крестьянка, прекрасно знающая о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала.

Граф построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам.

Видимо, действительно, супруги были созданы друг для друга. Понимали и мыслили в одном направлении.

И ещё. Хоронили графа в простом гробу, т.к. в завещании он указал, что все деньги, положенные на пышные похороны, раздать бедным.


Глава 8. Праздник
Продолжение следует...



© Л.В. Корзникова. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх