Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Л.В. Корзникова. Факсимиле на моём сердце
Глава 8. "Праздник"

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

На заставке "С Рождеством! " х.м. 1891г. Вигго Йохансен (3 января 1851 - 18 декабря 1935)

***

Что раздражает последнее время - так это бесконечное, как мантра, повторение, что Новый год - семейный праздник.

Позвольте не согласиться. Это Рождество семейный праздник. А Новый год...

Как нам царь батюшка, ой, то бишь император Пётр Первый повелел? - Праздновать с шутихами, фейерверками, гулянием, с обильным угощением и питиём всеобщим!

Вот триста с лишним лет праздновали Новый год шумно, а тут - семейный праздник. Тихий. И долбят, и долбят в новостных лентах. И что-то не припомню я себя молодой в семейном кругу.

Маленькой помню. Как и к кому в гости с родителями ездила. Собирались и у нас с большим количеством гостей и обильным застольем. С огромной ёлкой до потолка, с натянутой поперёк комнаты верёвкой и подвешенными на нитках подарочками.

Кто-то из взрослых осторожно раскручивает тебя перед этой гирляндой с подарками, взяв за плечи. А ты с завязанными наглухо глазами и ножницами в руках стараешься не забыть в каком месте висит твоё, и только твоё желанное. И все шумят и кричат: " Туда-не-туда! Выше-ниже!" А ты стараешься припомнить, нет, не то, где висит мандаринка, медалька-шоколадка, или картонная плоская игрушка, а весёлая хлопушка - снаряд с конфетти. Больше всего хотелось заполучить эту штуковину, чтобы дёрнуть за верёвочку и, получив громкий хлопок, восторженно следить за мельтешащими и падающими разноцветными конфетти.

Ой, а сколько этих конфетти утром было на паркетном полу и в щели забивалось, в оставленных на столе салатах и пирогах обнаруживалось! И хоть чаще всего срезалась совсем не хлопушка, всё равно было весело, вкусно и радостно.

После восьмого класса уже отдельно от родителей праздновала, в компаниях ровесников. Эх, а какие весёлые случались студенческие пирушки! Шампанское пенится, танцы прыгаются, бенгальские огни брызжут искрами, серпантин вьётся, блёстки сверкают, свечи тают. А от близкого огня хвоя источает такой арома-ат...

Став постарше, когда свои дети появились и когда они уже подростками стали, готовились заранее, придумывали и разыгрывали новогодние торжества по сценариям.

Потом дети стали в своих компаниях, а мы всё ещё вместе держались.

Потом, потом как-то поутихли. Вот. Вот с возрастом, то есть после семидесяти. Даже цифрами их писать не хочется, так… не по себе. Фу на них, на эти цифры!

***

И вообще я не о них, о другом. О праздниках. Зимних. С запахом мандарин и оттаявшей хвои.

Сижу в своём огромном кресле у стеллажа с книгами по искусству. В голове мысль зудит - семейный праздник, семейный праздник. А что есть семейный праздник, как не Рождество. О! Цепочка мыслей быстренько выстроилась в ряд. Я по корешкам книг. Так, советкое искусство. Живопись, скульптура. А, вот и ДПИ. Художественный текстиль, гобелены.

В 70-е годы меня очень интересовали фактуры и пластические эффекты тканой поверхности, усложнённая ритмическая трактовка цвета, формы и объёма в пространстве. Ох, какие штуки выделывал Рудольф Хеймрат. Нет, не такие как у поляков, но тоже ужас какие интересные. Вот он стоит - альбом с его работами.

Трудно представить, но всего лишь 50 лет назад начались кардинальные изменения гобелена, ломка стереотипов.

Веками это был висящий на стене прямоугольник. А теперь он всё чаще стал терять классическую чистоту края, и приобретать неправильную форму. Особенно в этом преуспели тогда мастера-гобеленщики Прибалтики. Меня потрясали работы Эдит Вигнере (сестры знаменитого, нашего так сказать, маэстро Паулса). Гобелен уже не часть стены, а предмет в пространстве, он теперь мог превратиться даже в скульптуру.

Удивительные находки с использованием открытой основы. Смешение техник. Изобретение узелков по ходу плетения, изменения толщины нитей и применение не только шерсти , но уже и синтетики, металла, дерева.

Эксперименты требовали, чтобы гобелен исполнялся самим художником т.к. многое изобреталось по ходу работы.

Классический вариант - художник разрабатывает эскиз, картон, а дальше, дальше можно отдавать ремесленникам, делающим точно по эскизу с соблюдением всех классических технологий, этот вариант отошёл на второй план. Теперь сами художники и красили шерсть, и плели, изобретали на ходу, на ощупь пробуя новое. Иногда отступая от эскиза довольно далеко.


Вообще я тоскую по большим общесоюзным выставкам, где собирались представители всех советских республик. Происходил такой энергообмен, такое обогащение художников! Специфика национальной школы. Это очень интересно.

Ведь законы построения художественной формы в каждой национальной школе определяется целым рядом факторов.

Это не только влияние национальной психологии и темперамента, воздействие ритма жизни, но это влияние и ЗВУКОВОГО СТРОЯ РЕЧИ!

Итак, пробегаюсь взглядом дальше по корешкам. Вот альбомы по художественному текстилю Эстонии, вот альбомы литовских гобеленщиков, вот латвийские художники по тканям. О, вот работы Марины Принцевой, нашего петербургского художника, мухинской выпускницы. Обожаю её работы, эту "тканевую живопись" или как ещё называют технику, в которой она работает, - "акварельное шитьё". Стараюсь не пропускать её персональные выставки.

Вот замечательный гобеленщик Гиви Кандарели из Грузии.

А вот, вот то, что я искала! Марина Азизян. Театральный художник.

Собственно её-то я и хотела найти.

Из-за "Рождественских выставок", которые проходили ежегодно в Фонтанном доме с 1998 года.

Фонтанный дом. Знаковое для меня, да я думаю и для многих, место.


Глава 6. Соляной городок
Глава 9. В Петербурге городе на Фонтанке речке есть Фонтанный дом



© Л.В. Корзникова. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх