Св. Иоанн Златоуст
Седьмое слово о священстве*

Том второй
Книга вторая

На главную

Творения Свт. Иоанна Златоуста


О, необыкновенное чудо! О, неизреченная сила! О, страшное таинство священства! Христос, придя, даровал его достойным, оно духовно и свято, достопочтенно и беспорочно. Припадаю и умоляю слезами и стенаниями о том, чтобы мне можно было проникнуть глазами в это таинство священства, таинство для тех, кто охраняет его достойно и свято. Дверной камень — блестящ и несравним и башня непоколебима, стена неразделима; крепко основание, восходящее от земли даже в небесному своду. И что я говорю, братие? Оно касается высочайших сводов, беспрепятственно идет на самые небеса небес, блистательно и легко шествует вперед среди ангелов вместе с бестелесными силами. И что́ я говорю — среди вышних сил? Делается собеседником самого Господа ангелов и Творца, и Светоподателя, и, по мере желания, тотчас с великим дерзновением получает то, о чем просит. Не перестаю, братие, превозносить и прославлять столь великую степень достоинства, которую Троица дала сынам Адама, чрез которую спасен мир и озарена тварь, — чрез которую, далее, горы и холмы, и долины, и скалы наполнились блистательными и достойными уважения установлениями блаженного рода, — я говорю, конечно, о монахах, — подобно тому как велегласнейший Исаия сказал: от края гор возопиют (Иса. XLII, 11) люди для славословия, — чрез которую удалено с земли и беззаконие, чрез которую пребывает на земле и целомудрие, чрез которую диавол, пав, лишен значения, распутные люди сделались священными сосудами, блудники — чистыми и непорочными, неразумные стали наставниками праведности, — чрез которую, далее, упразднена и сила смерти, и ад потерял свою силу, и уничтожено Адамово проклятие, и приготовлен небесный брачный чертог, — чрез которую естество человеческое изменяет свою силу до силы бестелесных. Что скажу или как восхвалю? Дар такой степени священства превышает и слово и ум. И, как я думаю, это и есть то, о чем Павел в изумлении загадочно говорит: о, глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко неиспытани судове его и неисследовани путие его (Римл. XI, 33)! Оно парит от земли на небо, весьма быстро вознося к Богу наши прошения; за рабов служит послом пред Господом. С проницательностью устремим свои мысли, братие, в это таинственное и страшное повествование, что без доброчестного священства не дается смертным отпущения грехов. Устремите ваш ум, братие, так как вы — почитатели благочестия, сияющие светом учений. Что́ недавно мы сказали относительно таинства священства? Ветвь виноградной лозы и зерно хлеба, и священство имеют сходство. Ветвь и хлеб — рабыни, а священство — свободно. Итак, когда, сверх сокровищ, будут собраны эти три, то каждое доставляет царю силу своих плодов в благоухание. Ветвь дает кровь, подобным образом и хлебное зерно — хлеб; а священство с полным дерзновением летит высоко от земли до неба, пока не увидит самого Не- [1068] видимого, и, поклонившись пред высоким престолом, не помолится за рабов Владыке, неся слезы и стенания сорабов и принося их Владыке; подобным же образом просит об утешении и покаянии, о снисхождении и милосердии у благоутробного Царя, чтобы пришел Дух-Утешитель и освятил предлежащие на земле дары. И когда бывают принесены страшные таинства, полные бессмертия, чрез посредство предстоящего иерея, предстательствующего за всех, тогда приближаются души, чрез таинства получающие очищение от нечистот. Посмотрите, боголюбцы, как эти два на земле не обнаруживают действия, если не присоединится небесный приговор и не освятит даров. Ты, человек, увидел ли блистательное чудотворение? Увидел ли священную степень, как она легко очищает душевные скверны? Благословен Спаситель, пославший на землю этот блистательный и очистительный дар, просветивший благодатью иереев для того, чтоб они сияли, как звезды, в мире. Народ, бывший до нас, неся рог с елеем, достигал успеха; мы же, непотребные рабы Благословенного, получили не рог, не чувственный елей, но сам Он, Глава, Высокий и Страшный, сошел с неба и даровал нам возложением рук Духа Своего, пришедшего на апостолов, как огонь. О, неизреченная сила, изволившая вселиться в нас чрез возложение иерейских рук! О, сколь великую степень имеет страшное священство! Блажен, кто живет в нем чисто и непорочно. Петр, названный Кифой, уловленный у морского берега, получивший свидетельство от великого Пастыря, что на сем камени созижду Церковь Мою (Мате, XVI, 18), чрез священство получил и ключи небесные. Подобным же образом и Павел, некогда гонитель, удостоенный этого дара, окрыленный устремлялся туда и сюда, возвещая на земле и море воскресение из мертвых. Взойдем к праведному Авелю, который был иереем при начале создания, и поучимся от него, что он вначале в качестве иерея принес свою жертву Богу. Не огонь ли, сошедший с неба, поел его жертву? Когда же он приносил Богу начатки, то, как говорит Писание, призре Бог на жертву Авеля, на Каинову же не внят (Быт. IV, 4, 5). Опять же Ной, спасенный в ковчеге, когда вода убыла и когда он остановился на Араратских горах, в свою очередь, тотчас восприял это священство и беспорочно принес жертву Богу в воню благоухания (Быт. VIII, 21). Поэтому Бог заключил с ним завет не наводить более на землю потопа и дал ему благословение расти и множиться ( — IX, 1). Видел ли ты чудо действие священства? Видел ли первого священника Авеля при первом творении, как сошел с неба на землю огонь, благодаря беспорочному принесению им в жертву одних плодов? Видел ли опять Ноя, достойного уважения иерея при втором творении, как Бог заключил с ним завет? Это же священство удостоился [1069] восприять Авраам, и принес Богу Исаака, и совершил жертву из собственной утробы. Там Бог показывает ему великое чудо, рождение Господне под образом растения Савек, возрастание во мгновение и благословение, каким Он благословил его: о семени твоем благословятся вси языцы (Быт. XXII, 18). Этого священства удостоился и Моисей, когда возшел на гору Синай — к Богу и получил от Него закон, почему и лицо его было покрыто славою, так что оно блестело более, чем солнце. Подобным образом был удостоен этого же и Аарон, сделавшийся посланником к Богу о грехах народа. Моисей и Аарон во иереех Его (Псал. XCVIII, 6). Подобным образом и Финеес при помощи этого всечестного священства отклонил от народа смерть; также и Илия, в свою очередь, облекшись им, был услышан относительно огня, и умертвил студных жрецов. Итак, братие, поймем, что достоинство священства велико и весьма важно. Слава Единородному и единому только Благому, чрез Свой новый и святой завет даровавшему его Своим апостолам, чтобы они и сами показали нам пример в возложении их рук на тех, кто достоин. Почтим же все чистосердечно имеющих степень священства, зная, что, если кто любит друзей царя, то такого еще более любит царь. Возлюбим же иереев Божиих, так как они — друзья Божии и всегда ходатайствуют за нас; почти иереев, исполняя заповедь Христову, говорящую, что приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу приимет (Матф. Х, 41). Если же ты не знаешь относительно первого встретившегося иерея, достоин ли он степени или недостоин, то все-таки не отнесись с презрением из-за Христовой заповеди. Подобно тому как золото, смешанное с грязью, не терпит вреда, и блестящий Маргарит не испытывает изменения, когда войдет в соприкосновение с некоторыми нечистыми видами, таким же точно образом и священство не оскверняется никем, хотя бы приемлющий и был недостоин его. Если кто удостоится получить эту честь и будет в ней ходить достойно и беспорочно, то она доставляет ему жизнь и нетленный венец; если же кто осмелится недостойно захватить эту честь, то он доставляет самому себе кромешную тьму и немилостивый суд. Предлагаю тебе, человек, и другой пример, чтобы ты не дерзнул в своем высокомерии недостойно получить степень священства, так как Бог не благоволит к тем, которые рукоположены в целях высокомерия. Итак, узнай, что́ потер- [1070] пели те дерзкие, которые некогда восстали против Моисея и Аарона и дерзнули бесстыдно и нагло воскурить фимиам Богу. Не пожрал ли огонь всех их за то, что дерзко посягнули на степень, которой не были достойны? Опять же и Мариам, пророчица Божия, за то, что некоторым кратким словом упрекнула Моисея относительно священства, таким по определению Всевышнего была наказана позором, что прокаженная была изгнана за пределы лагеря на семь дней. И ныне, братие, свято послужите священству, подражая Моисею и Аарону, и Елеазару. Посмотри на этих благочестивых иереев, как посредством священства они отражали полки врагов. Имея его, Моисей распростер руки к Богу и ранил Амалика неизлечимым ударом. Препоясанный им, Авраам обратил в бегство царей; восприявши его, Мельхиседек благословил Авраама преимущественным благословением. Итак, достоин ли ты, брат, получить степень священства? Имей заботу о том, чтоб благоугождать Тому, Кто приобщил тебя к войску, чистотою и справедливостью, и духовною мудростью, и славным девством. Сделайся горячим ревнителем, как Илия, попечителем, как Иеремия, целомудренным, как Иосиф, и непорочным, как Иисус Навин, страннолюбцем, как Авраам, нежно любящим, как Давид, и кротким, как Моисей. Заблудшего возврати на путь, увечному сделай повязку, павшего подними, немощных поддержи и другое делай подобное этому. Я же, возлюбленные, изумляюсь — как это некоторые из неразумных имеют обыкновение отваживаться и замышляют бесстыдно и безрассудно получить священство, не будучи призваны благодатью Христовою, не зная, что они, несчастные, собирают себе самим огонь и смерть. Не то только говорю тебе, человек, чтобы ты не получал безрассудно священства, но говорю, чтобы ты даже не прикоснулся ни к какому из сосудов всечестного служения, как будто не читавший о том, что́ потерпел Оза в то время, когда коснулся ковчега Божия. Всегда, возлюбленный брат, вспоминай об этом божественном изречении Всевышнего, сказанном чрез пророка Исаию: на ком опочию? Токмо на кротком, и молчаливом, и трепещущем словес Моих (Иса. LXVI, 2). Всегда помни об этой заповеди и приобрети сокровище — кроткий образ мыслей для того, чтобы ты чрез это был в состоянии духовно взойти в вышний Иерусалим и принести духовные жертвы Царю и Богу на горний алтарь, где сплетаются венцы нетления; и там пред лицом ангелов Христос повяжет тебе венец бессмертия и вместе с горними воинствами будешь воспевать победную песнь Святой Троице, во веки веков. Аминь.

______________________

* Это и следующие творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, помещены в I т. этого издания. Так как они не вышли в I томе нашего издания, то мы и помещаем их в конце II-го тома. (Прим. ред. изд. 1896 г.)

______________________

Феодора падшего письменный ответ
святому отцу нашему и вселенскому учителю
Иоанну Златоусту
Слово о том, что ученику
надлежит быть кротким


Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.



На главную

Творения Свт. Иоанна Златоуста

Монастыри и храмы Северо-запада