| ||
Божественный голос Господа в Евангелиях, исполняющий закон, а не разоряющий (Матф. V, 17), учит нас не гневаться на брата ( — 22), и этою прибавкою к речи восполняет изречение: не убиеши ( — 21), удаляя самый корень убийства и очищая сердце извнутри, а не руки с внешней стороны. Он наложил не такого рода наказание, какое закон, теснящее тотчас же, но наказание по судебному приговору, говоря: яко гневаяйся на брата своего всуе, повинен будет суду (Матф. V, 22). Наказания, налагаемые Христом, не быстро наступают, как в законе; но, хотя бывает большая отсрочка воздаяний, соответствующих справедливости, однако, после наступает страшное наказание. Так как большее заповедует, то больше и долготерпит, желая очищения сердца, каковое [1070] можно произвести только с трудом. Поэтому, если мы и бываем увлечены гневом, не тотчас наказывает, так как, если бы тотчас же наказывал, то не было бы возвращения чрез посредство покаяния. Поэтому Он отсрочивает наказание, для того, чтобы мы имели время покаяния, для того, чтобы вчера разгневавшийся на брата сегодня покаялся и заключил с самим собой договор не гневаться более на брата, дабы нам отчасти быть подобными Богу. Он удаляет нас от того, что отчуждает нашу жизнь от уподобления Богу и ведет после данного состояния к красоте, сообразной с природою; ведь мы ведемся к согласному с природой и к общению с божественным Духом, и постоянной жизни с Богом, состязаясь относительно столь великих дел. Обратим внимание на самих себя и не погубим своим презорством дела уподобления Богу из-за [1071] того, что Господь медлит придти, не дадим себе свободы в деле преступления глаголов Божиих, не оставим состязания, впав в отчаяние, как не могущие достигнуть этого богоуподобления, но надежда да будет нам присуща ради Того, Кто дал повеление и дарует силу для исполнения повеленного. Презорства же и беспечности да не будет, потому что вследствие Его долготерпения нас ожидает и более страшное наказание. Сколько Он долготерпит, ища исправления, столько же Он будет и негодовать, если мы не исправляемся, и быстро настигнет нас, как дерзко поступивших в отношении к благодати. Но скорее да будут пренебрежены нами все дела этого века, чем божественное повеление. Многие из тех вызывают на гнев людей чувствительных к гневу, быстро раздражающихся. Человек же, боящийся повеления страшного Царя, приказавшего вовсе не гневаться, отнесется с презрением ко всем, желающим раздражать его; он, далее, легко стерпит тех, кто оскорбляет его словами, проявит терпеливость в отношении к желающим оскорбить его делами, и ударяющему в щеку подставит и другую, и благородно перенесет от нападающего постыдное слово, произносимое ради ругательства, имея для себя удивительное утешение в том, что он за это назовется блаженным, также и для того, чтобы оказаться послушным Господу и погасить гнев на брата, и избежать определенного за таковой грех наказания. По этой причине Христос увещевает нас освободить себя от телесного возбуждения, избегать любви к деньгам и удаляться от славолюбия, совершенно не давать в себе места удовольствию, для того, чтобы вследствие чего-либо такого нам не погубить своей души и не сделаться чуждыми в отношении к Святому Духу. Человек, научившийся относиться с презрением к деньгам, каким образом будет раздражен из-за денег, даже если кто-либо и желает их похищать у него? И нестремящийся к славе каким образом придет в раздражение по причине славы? Поэтому совлеки с себя мирское одеяние и облекись в духовное; совлеки с себя ветхого человека, чтобы облечься в нового: посему это и возрождением называется и возглашается в божественных писаниях. Ведь наше спасение нуждается в перемене прежнего состояния для того, чтобы мы стали другими по сравнению с тем, что мы — теперь, для того, чтобы мы перестали быть тем, чем являемся ныне, начали иную жизнь, которую проводили до преступления. Не таков ты был у Бога, каким был с детства, и не такой образ мыслей ты имел после совершенного Богом творения, какой после человеческого рождения. Поэтому послушай клянущегося Господа и убойся: Аминь глаголю вам, говорит Он, аще кто не родится свыше, не может внити в царствие небесное (Иоан. III, 3). Поэтому начни более новую жизнь, оставь обветшавшую в грехах жизнь; вчерашний прелюбодей сегодня пусть сделается целомудренным; тот, кто вчера неумеренно предавался пьянству, сегодня пусть будет постником; отбрось то, что после привзошло худое, для того, чтобы ты снова получил то, что хорошее было дано от начала. Мало — проводить время со спокойным духом и без гневливости. Желающий жить по образу и подобию Божию должен быть презираемым всеми, стать предметом насмешек, неуважения, как на словах, так и в делах. По этой причине Он повелел не воздавать зла обидчику, чтобы воздавая обижающему, ты не погубил сообразной с природою кротости. Поэтому не возмечтай о себе, что ты вправе отмстить за себя обижающему. Помни о святых наставлениях Павла: не бывайте, говорит он, мудри о себе, ни зла за зло воздающе (Римл. XII, 16, 17). Не хорошо сделаться мстителем, ни искать возмездия за самого себя, но возложи возмездие за тебя на Бога, без гневливости отмщающего обидчикам. Не себе отмщающе, говорит (Писание), но дадите место гневу, писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Римл. XII, 19). Не говори: Бог воздает, [1072] буду воздавать и я; рассмотри, что́ показал тебе Христос, придя в мир, для того чтобы явить спасительный образ жизни, и поревнуй Ему, чтобы спастись. Он не пришел в качестве Судии и Отмстителя восстающим против Него: по незлобию Он не искал какой-либо выгоды для Себя, но совершал спасение для мира. Незлобие Христово низложило дерзость диавола и кротость Господня преодолела дикую ярость лукавого. И ты, поэтому, предложи себе этот образ для подражания. Он не разгневался на тех, которые оскорбили Его, но, слыша о Себе: «самарянин» и «имеющий беса», милостиво и кротко отвечал говорившим: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене; Аз же не ищу славы Моея, есть Ищя и Судя (Иоан. VIII, 48 — 50). Итак, и ты не мсти за себя, но ожидай Судию. Если сам Судия, в человеческом образе пришедший, не воздал, хотя и мог, но ожидал суда Божия [Иже укоряем, говорится, противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно (1 Петр. II, 23)], то и ты сделай так же и подражай Господу, Который сносил безбожную наглость даже до креста и достойным погибели предлагает спасение. Он говорил Отцу: отпусти им этот грех: не ведят бо что творят (Лук. XXIII, 34). Брат обидел, явился недостойным братства; но ты не погуби братства. Брат явился подражателем братьям Иосифа, приготовил братоубийство, показал себя врагом против брата, обнаружил преизбыток злобы, обижает, сам ни в чем не обижаемый. Но ты сделай противоположное, чтобы и ты сказал, как псалмопевец Давид: с ненавидящими мира бех мирен (Псал. CXIX, 6). Побеждай злого добром, поощряй его к добру, расторгни гнев кротостью, покажи ему, что он несправедливо преследует находящегося в тебе Христа, выясняй, что ты не заслуживаешь преследования. Но он — неисправим и не изменяется при твоей кротости. Даже и звери изменяются пред человеческою кротостью, а тот — более дик, чем звери. Не будь сварлив с таковым и не противопоставь гневу гнева; но уклонись, подобно тому как мудрый кормчий уклоняется от опасных скал; остерегись, как бы аспида глуха и затыкающаго ушы свои, иже не услышит гласа обавающаго (Псал. CVII, 5 — 6). Не потеряй времени, яко дние лукави суть (Ефес. V, 16); живи в мудрости, зная, что ты — странник и пришелец на земле и переселенец, подобно тому как все твои отцы (Лев. XIX, 34). Так же и ты послан в качестве овцы в средину волков, как и апостолы; не будь волком вместо овцы; состязаясь с волками, остерегайся, насколько можешь, чтобы не погубить сокровища правды; остерегайся расхищающих; будучи мудрым, как змея, остерегайся злоумышлений; если же и повредит тебе волк, если и вознамерится разорвать тебя, то приготовься перенести, помня говорящего: вменихомся, яко овцы заколения (Псал. XLIII, 23; Римл. VIII, 36), взирая на Самого Господа, Который, яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен (Иса. LIII, 7; Деян, VIII, 32). Придет время и твоей победы, когда победишь, терпя бедствия вместе со Христом. Господь не прекословил и не вопиял, никто не слышал голоса Его на улицах. И апостол говорит, что он готов отмстити всяко преслушание, егда исполнится послушание тех, которые повинуются (2 Кор. X, 6). Долготерпит Бог, — долготерпи и ты, потому что если ныне страдает Христос, в то время как ты страдаешь, то ради Христа должно терпеть и служителю Христову. Взывай к Нему, и Он совершит мщение в скором времени, положит конец лукавству грешников и направит праведного Бог судитель праведен, крепок и долготерпелив (Псал. VII, 12); долготерпит же Он для того, чтобы обратить нас к Себе. Ему слава во веки. Аминь. ______________________ * Это и следующие творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, помещены в I т. этого издания. Так как они не вышли в I томе нашего издания, то мы и помещаем их в конце II-го тома. (Прим. ред. изд. 1896 г.) ______________________
Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. | ||
|