Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Л.В. Корзникова. Факсимиле на моём сердце
Глава 2. Улица Пестеля. Туда

2. Улица Пестеля (Пантелеймоновская ул.)

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

Стою у южных ворот, за спиной Летний сад. Направо пойдёшь – на Марсово поле попадёшь, налево пойдёшь – в Альма Матер попадёшь. И я сворачиваю налево.

Пантелеймоновский мост - один из самых роскошных в городе!

Первый, Цепной, был разобран в 1907 году. Когда обрушился Египетский, точно такой же конструкции, срочно решили разобрать и переделать и Пантелеймоновский. Тем более, что интенсивность движения возросла, появились автомобили, а деревянный настил, что висел на цепях, сильно раскачивался, правда, многих этот момент приводил в восторг.

Кстати, авария на Египетском мосту вошла в учебники физики как факт для объяснения явления резонанса.

Вы думаете в начале XX века не было градозащитников? О, как вы ошибаетесь! Они стремились спасти от гибели первый в истории России подвесной мост. Писали письма, убеждали, использовали связи, встречи. Был такой вариант – передвинуть ближе к Неве, сделать его пешеходным в Летний сад.

Но члены городской думы не разрешили. И чудесную конструкцию разобрали. Новый построили в 1914 г. по проекту архитектора Л.А. Ильина в стиле классицизма. Мост чудесно вписался в окружающую среду. Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Инженерных мостов и решётки Шарлеманя Летнего сада. Роскошные фонари на кронштейнах из собранных в сноп копий с золотыми наконечниками одно любимых мест для фотосъёмки.

Ну вот. Через мост перешла. Переправу одолела. И я на...

В 1923 году Пантелеймоновскую улицу переименовали в улицу Декабриста Пестеля, а через пару лет появился современный сокращенный вариант. Сейчас улице вернули её историческое название.

Пестеля с двух сторон упирается в храмы. На углу Соляного переулка улица делает лёгкий зигзаг и образует крохотную Гангутскую площадь. Здесь стоит Пантелеймоновская церковь. Бесподобной красоты барочная постройка архитектора Коробова возведённая в тридцатых годах XVIII века.

Рассказывая о Петербурге приходится всё время упоминать Петра I, тут уж ничего не поделаешь. Здесь всё его проекты и воплощения его идей. Надо сказать, что Пётр не только приглашал иноземных архитекторов, но заботился и о подготовке отечественных мастеров. Посылал одарённых юношей учиться в Голландию и Италию. Среди молодых зодчих того времени особенно выделялись Земцов, Коробов, Еропкин. Земцов был учеником Доменико Трезини, вёл работы в Летнем саду, принимал участие в создании комплекса в Петергофе.

Коробова в Италию Пётр не отпустил, хотя юноша писал ему письма* из Голландии с такой просьбой, очень ему итальянской практики хотелось. Кроме архитектуры способный юноша изучал в Голландии гидротехнику и производство кораблей. Поэтому, вернувшись в Россию, он сразу получил чин архитектора и работу в Адмиралтейств-коллегии.

Основой его композиции нового здания Адмиралтейства стала 72-метровая башня с корабликом на шпиле ...Захаров, перестраивая в XIX веке Адмиралтейство, проявил истинное благородство к творению Коробова, сохранив эту башню, пропорции, но украсив её колоннами и большим количеством скульптур – рядом ведь Зимний дворец.

Адмиралтейство сегодня – это величайший памятник в стиле ампир.

Для меня символом любимого города всегда были Петропавловка и Адмиралтейство. Петербугские шпили. Да... Когда всё время ровно-ровно-ровно, очень хочется, чтобы ВДРУГ что-то было очень высоко. Чтобы ВОЗНЕСЛОСЬ.

Не могу не сказать о том, что именно Петром Еропкиным и Иваном Коробовым был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёх лучевой системой улиц, который остался неизменным до наших дней. И да! Одаренный зодчий-градостроитель П. М. Еропкин в 1740 году был казнен за участие в борьбе против жестокого временщика Бирона.

Так переплетается история с архитектурой и искусством, так она пронизывает человеческую жизнь. Всегда.

Иван Коробов внёс много поправок в проект перестраиваемой в 30-х годах XVIII века Пантелеймоновской церкви, именно поэтому архитектору приписывают авторство этой постройки.

Деревянная часовня св. Пантелеймона построена еще в 1718 году при Партикулярной верфи( которой занимался как раз Коробов) на территории нынешнего Соляного городка. А в 1739 — в день святого Пантелеймона и в день победы российского флота в Гангутском сражении (27 июля 1714 года) храм, уже каменный, был освящён.

Кстати, Пётр I желал придать Гангутской победе значение, равное Полтавской битве, так как это была первая серьёзная морская победа, одержанная русским флотом .

В начале XX века на фасаде церкви установили мемориальную доску с перечнем воинских частей, участвовавших в том сражении в 1714 году.

Напротив Пантелеймоновской церкви, через дорогу, на торце здания,(дома Сюзора) в 1946 году появился мемориал в честь обороны полуострова Ханко(Гангут) в Великую Отечественную войну.

С другой стороны Пестеля, за Литейным проспектом стоит Спасо-Преображенский собор. После того, как сгорел деревянный, Трезиниевский, на его месте построили по проекту Стасова, а это уже классицизм, очень похож на его же Троицкий собор, что недалеко от Техноложки стоит. Только Преображенский поменьше будет. Лично мне сгоревший, а я в видела чертежи его фасадов Доменико Трезини и Михаила Земцова, гораздо интереснее и он больше сочетается с Пантелеймоновской церковью, но... Что сгорело, то сгорело. И я конечно, не о том. А о том, что Пантелеймоновская церковь и Преображенский собор посвящены военным.

Спасо-Преображенский собор – полковой, своему возникновению он обязан Петру Первому.

Ну, как обязан. Созданный им при жизни «потешный» полк, позже вошел в состав российской армии под именем Преображенского. Именно с его помощью Елизавета Петровна и сумела осуществить дворцовый переворот, свергнув незаконно узурпировавшую власть Анну Леопольдовну. На том месте, где находился штаб гренадерской роты Преображенского полка по распоряжению Елизаветы Петровны был заложен и возведен

Спасо-Преображенский собор.

Несмотря на идеологическую подкованность, на комсомольскую закалку, забегали мы, студенты Мухинского, на службы в этот собор. Интересно же! А собор не прекращал своего действия ни во время тридцатых годов, ни в Великую Отечественную войну, ни в послевоенное социалистическое время.

В скобках замечу, что на протяжении полувека при содействии элитных войск лейб –гвардии было совершено шесть( ШЕСТЬ!) дворцовых переворотов.


Разбитый вокруг собора сквер окружает ограда, в её декоре использованы трофейные орудийные стволы турецких пушек, что были вывезены качестве трофеев из взятых крепостей Измаила, Варны в русско-турецкую войну. Внутри собора хранится доска с фамилиями и именами погибших офицеров Преображенского полка с 1702 по 1917 год.

Священная память места.

Вот такая перекличка поминовений погибших воинов.

Рядом с Преображенским собором, на углу Пестеля и Литейного стоит удивительный дом.

Это дом Мурузи. Знаменитый дом Мурузи! Его теперь включают в пешие прогулки по Петербургу все экскурсоводы.

Когда-то на стыке Литейного проспекта с улицей Пестеля стоял особняк с садом русского мореплавателя Николая Резанова. (Помните, «Юнона и Авось»?) После гибели путешественника хозяева менялись до тех пор, пока в конце XIX века его не купил князь Александр Мурузи, потомок византийского княжеского рода.

После приобретения особняка он задумал грандиозное строительство доходного дома для состоятельных жильцов. И возводилось новое здание в мавританском стиле, до этого не использовавшегося в постройках доходных домов. Мавританский стиль – это восточная роскошь, перенасыщенная деталями, хвастовство и богатство напоказ.

Несмотря на то, что город в эти годы обильно застраивался доходными домами, за процессом возведения этого сооружения следила пресса и вся достопочтенная публика Петербурга.

Это здание принесло архитектору Серебрякову громкую славу. Не зря ездил в командировку в Испанию!

Выразительность строению придали угловые башни, арабески и арабская вязь. А уж роскошные интерьеры... Про них ходили легенды.

В апартаментах проживала петербургская знать, квартиры на верхних этажах были без новомодных удобств и декоративных излишеств, в них и в дворовых флигелях селились чиновники низших рангов.

Но пожалуй, это здание так и осталось бы экзотической птицей, залетевшей в северную столицу, если бы не его обитатели. В этом доме жил Н.С. Лесков, здесь он написал своего знаменитого «Левшу».

А в начале 20 века дом Мурузи стал одним из очагов культурной жизни города.

Почти четверть века здесь прожила знаменитая чета – философ и писатель Д. Мережковский и поэтесса З. Гиппиус. Легче назвать тех, кто не бывал у них в гостях, потому что все известные и малоизвестные литераторы Серебряного века стремились попасть к ним в салон на вечера.

Здесь, в частной библиотеке соседа Мережковских собирались участники объединения "Цех поэтов".)

После революции в покинутой квартире князя Мурузи вначале расположился райком партии эсеров, потом она стала приютом для уголовников, потом в одной из комнат Корней Чуковский организовал студию молодых переводчиков при издательстве "Всемирная литература". Здесь бывали Блок, Горький, Замятин, Шкловский. В 1921 году Гумилёв организовал в квартире Мурузи литературные вечера, носившие название "Дом поэтов", преподавал.

С годами роскошный дом потерял почти полностью внутреннее убранство, превратившись в коммунальный человейник. Но и позже судьба здания оказалась связанной с литературой.

Здесь провел детство писатель Д. Гранин.

В этом доме с 1959 года прожил до своей вынужденной эмиграции поэт Иосиф Бродский.

Он называл дом Мурузи « торт в мавританском стиле».

_____________________________

* Коробов не был удовлетворен своим обучением в Голландии и в письме к А. Д. Меншикову от 23 января 1723 г. просил уговорить царя разрешить ему ехать «в Италию через Францию для науки моей в совершения привести и дабы достойну быть в службе его императорского величества», чтобы «к чести получить быти художником в строении царских жилищ, а не мужицких...». К письму Коробов приложил прекрасно выполненные чертежи и зарисовки античных скульптур. Но ответа не получил и написал самому ПетруI.
И вот что удивительно. Не терпящий возражения, вспыльчивый и деспотичный царь, тем не менее нашёл слова, объясняя причину своего отказа, и привёл свои доводы. Вот:

«Иван Коробов. Пишешь ты, чтобы отпустить тебя во Францию и Италию для практики архитектуры цивилис. Во Франции я сам был, где никакого украшения в архитектуре нет и не любят; а только гладко и просто и очень толсто строят, и все из камня, а не из кирпича. О Италии довольно слышал; к тому же имеем трех человек русских, которые там учились и знают нарочито. Но в обоих сих местах строения здешней ситуации противные места имеют, а сходнее голландские. Того ради надобно тебе в Голландии жить, а не в Брабандии и выучить манир голландской архитектуры, а особливо фундаменты, которые нужны здесь; ибо равную ситуацию имеют для низости и воды, также тонкости стен. К тому же огородам (садам) препорции, как их размерять и украшать, как леском, так и всякими фигурами; чего нигде в свете столько хорошего нет, как в Голландии, и я ничего так не требую, как сего.
Также и слюзному делу обучаться тебе надлежит, которое здесь зело нужно. Tого ради отложи все, сему учись. Петр. В 7-й день ноября 1724 года...»

Удивительно читать это письмо Петра, видимо были какие-то особые отношения...Наверно так всегда бывает, когда что-то близкое родное, пусть и связано со своей молодостью... или допустим с местом, дорогим для человека. А Коробов родился и рос в Переславле Залесском, где Пётр юношей, юным царём создавал флотилию.

_____________________________


Приложение 1. к ул. Пестеля

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

1.Подвесной Пантелеймоновский мост акв. ХIХ в.

2.Летний сад, слева Подвесной Пантелеймоновский мост. Фотография нач. ХХ в.

3.Современный Пантелеймоновский мост.

4. Фото Инженерного замка и Пантелеймоновского моста.

В юности я была покорена графикой Кокорина и Остроумовой-Лебедевой. Очень хотелось научиться также изображать любимый город. Так просто выражать дух города и свою любовь к нему.

Потом уже, гораздо позже познакомилась с работами М.Добужинского. Его работы до сей поры тревожат, возбуждают мои серые клеточки и дрожит сердце от любви. Но это так... к слову. А привести хотела отрывок про качку Пантелеймоновсого моста.

Из воспоминаний художника-графика Остроумовой-Лебедевой.

"Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск, топанье многих ног придавало мосту какую-то бесподобную жизнь. Ритм его был бойкий, определенный и шутливый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско"

И про красоту Цепного моста :

"Он казался совсем кружевным. Через его ажурные устои просвечивало небо, деревья Летнего сада. Во время дождя он темнел, рисуясь выше и стройнее. Иногда он покрывался инеем и стоял, как сказочное волшебное видение. Высоко на перекладинах нежно блестели вызолоченные морды львов"...

Приложение 2 к ул. Пестеля

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

1. Ограждение Пантелеймоновского моста.

2. Гангутская площадь, ц. св. Пантелеймона, здание Академии Штиглица(б. Мухинское)

3. Начало ул Пестеля с мемориалом, посвящённом победе на мысе Ханко , на торце здания.


Глава 1. Летний сад
Глава 3. Мой Бродский



© Л.В. Корзникова. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх