Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Л.В. Корзникова. Факсимиле на моём сердце
Глава 4. Ул. Пестеля. И обратно

4. Ул. Пестеля. И обратно

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

ул. Пестеля, курдонёр* "дома с ключом"- дом арх. Сюзора

Напротив дома Мурузи на другом углу Пестеля и Литейного (вход с угла) чудесная кондитерская. Как мы любили её за очаровательный дух старого Питера. Там, как и в "Сайгоне", тоже имелась кофе-машина «Омния». Кондитерская выстояла в перестройку, в лихие девяностые, а вот в 21 веке почила. Исчезли буфеты из тёмного дерева в стиле модерн и витрины с фигурными стёклами. Пропал дух старины и декаданса. Стерильный евроремонт лишил жизни и аромата этот кусочек города. Кондитерская, сохранившаяся в революцию, пережившая блокаду, сдалась на милость европейскому стандарту.

На этом перекрёстке Пестеля и Литейного по диагонали от дома Мурузи ещё один доходный дом с декором, орнаментами, башенками и прочими украшаками. На арке очень красивый чугунный герб, визитная карточка домовладельца- его инициалы "А. Т." Вообще-то я не дом Мурузи, а именно этот дом называла бы "тортом в мавританском стиле". Так невероятно изукрашен он лепными безделушками.

А всё от того, что купец Тупиков, владелец участка, решил состязаться в богатстве и роскоши убранства с князем Мурузи и перестроить дом Косиковского. А архитектор Дютель придал такую пестроту и разнообразие декоративных мотивов, что была свойственна образцам самой махровой эклектики.

Но при всём при этом, перекличка двух зданий в градостроительном отношении говорит о прекрасном ансамблевом решении перекрёстка.

Да и в исторических судьбах зданий прослеживается связь.

В 1917 году здесь открылось кооперативное издательство "Былое", в 1918 ещё одно -"Колос". Здесь были изданы письма Андреева и Блока, книжные серии "Коробейник", "Библиотека исторических романов", "Библиотека художественной литературы", "Библиографическая литература". В 1919 году - в помещении "Колоса" зародилось ассоциация "Вольфилов"(Вольная ассоциация философов). Ядро организации -Блок, Андрей Белый, философы Шестов и Штейнберг, художник Петров -Водкин, теоретик искусства Эрберг, режиссёр Мейерхольд. Затем возникла Вольная философская академия, объединив в десяти кружках 350 человек. В Вольфиле обучалиь знаменитые впоследствии литературоведы и писатели-Ю.Тынянов, Б. Томашевский, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум.

Правда просуществовала Академия недолго, в 1924 году её закрыли. В 1925 году было закрыто издательство "Былое", а через год и "Колос", так как они подчёркивали свою "внепартийность", что в глазах власти того времени считалось недопустимым вредным.

В этом доме с 1927 года по 1938 год жил и работал Самуил Яковлевич Маршак. Дома на Пестеля выдержали все испытания, выпавшие на долю Ленинграда в годы блокады, сильно пострадали от бомбёжек, но всё же сохранили свой облик.

Сколько их, прислонившихся друг к другу плечом к плечу, как шеренга офицеров при эполетах. Выстроились красавцы фасады, словно на парад вышли!

Все первые этажи отданы магазинам. Так было и раньше здесь**, на Пестеля-Пантелеймоновской улице. Мебельный, парикмахерская, книжный, антикварный магазин.

Теперь он разросся, расширился сильно.

Возвращаюсь в начало Пестеля. И тут неожиданно (к этому не привыкнуть ) - глухая стена фасадов вдруг прорывается гигантской аркой. Высокой, как арка Генштаба! В четыре этажа пятиэтажного здания! И открывается глубокий курдонёр*. Это совершенно необычно для Петербурга, где, как правило, бесконечные проходные дворы-колодцы. Мы это здание называли «дом с ключом» за подвешенный ключ на цепи, что свисает наверху арки, как прекрасное ожерелье на шее дамы. Или вторит окружности арки, как отражение на воде. Это творение архитектора Павла Сюзора, одного из самых востребованных петербургских архитекторов конца XIX века. Из ста зданий построенных по его проектам упомяну лишь знаменитый "Дом книги" на углу Невского и канала Грибоедова и недалеко от него здание Санкт-Петербургского общества взаимного кредита. Вообще-то только на канале Грибоедова по его проекту построено шесть зданий.

Ну это так... к слову.


Вот и снова я у Пантелеймоновской церкви на углу Пестеля и Соляного переулка. В советское время в помещении церкви работал ткацкий цех. Именно здесь были изготовлены, восстановлены несохранившиеся тканевые обои для Екатерининского дворца в Царском селе. Церковь примыкает к музейному зданию Академии Штиглица (Мухи).

А на другой стороне улицы, за домом Сюзора, в здании, не сохранившемся, не дошедшим до наших дней, снимал квартиру Александр Сергеевич Пушкин. Заходил на службы сюда в церковь. Чудное было то лето 1834 года. Семья в Полотняном заводе. А ему пишется, пишется!!!

«Медный всадник», «История Пугачевского бунта», «Сказка о мертвой царевне»... Из письма Наталье Николаевне:

"Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома."

Вот и витают строчки его поэзии над этим местом. И не только его.

Колдует душу сумрак сонный,

И шепчет голубой туман,

Что Александровской колонны

Ещё не создал Монферран.

Восторга слёзы — взор туманят,

Шаги далекие слышны...

Тоской о невозвратном — ранят

Воспоминанья старины.***

_____________________________

* Курдонёр (фр. cour d'honneur «почётный двор») — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века).
**По неполным данным в 1916 году на Пантелеймоновской улице было семь(!) парикмахерских, пять часовых магазинов, четыре фотоателье. Аптек, красилен, чайных и обувных магазинов - по три, бвкалейных и молочных лавок - по четыре, книжный и два цветочных, магазины музыкальных инструментов, канцелярских принадлежностей, бельевые и иконописные мастерские и т.д.
И это всё на улице, длина которой всего 1100 метров.
***Георгий Иванов.

_____________________________


Приложение к 4 ул Пестеля. И обратно

На углу Пестеля и Литейного Доходный дом А. М. Тупикова( бывш. дом Косиковского) - эклектика .

1876-1877 - арх. Дютель Юлий Осипович - перестройка.


Глава 3. Мой Бродский
Глава 5. Отступление



© Л.В. Корзникова. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх