Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Л.В. Корзникова. Факсимиле на моём сердце
Глава 5. Маленькое отступление

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

Маленькое отступление. Или не маленькое, но в пределах этого сердечного треугольника Невский - Литейный - Нева.

В прошлом году отправилась с Тимой на выставку «Золото инков», которую привезли из Перу в Этнографический музей. Тимофей был увлечён искусством и религией майя, инков, очень много читал по теме. Поэтому выставка как-то очень вовремя приехала к нам.

Лето, каникулы, день чудесный, солнечный.

Поднявшись на станцию «Невский проспект» и чуть пройдя по Садовой сворачиваем на Итальянскую. И сразу оказываемся у театра Комиссаржевской.

Когда-то в нём играла выпускница нашего Театрального института Алиса Фрейндлих. Однажды папа приболел и не смог пойти в театр с мамочкой и она взяла меня с собой. И я до сих пор помню, как Алиса в белом платье в мелкий цветочек спускаясь по длинной железной лестнице декорации пела своим особенным голосом песню – «подставляйте ладони, я насыплю вам солнца». Прошло 60 лет. А вот запало в душу...

Проходим мимо Пассажа, а за ним сразу Театр Музыкальной Комедии. Он уже на площади Искусств. Рассказываю Тимоше, что его прадедушка и прабабушка больше всего любили именно этот театр. Во время Великой отечественной войны сей театр не уехал в эвакуацию, истощённые артисты давали спектакли!

Спрашиваю внука

- Тима, а ты знаешь почему эта площадь называется площадь Искусств?

- Почему?

- Мы с тобой прошли только три здания, а в них уже два театра и между ними самый большой, до 90-х годов прошлого века, универмаг города. А за театром МузКомедии- здание Большого зала Филармонии Дмитрия Шостаковича (бывшее здание Дворянского собрания). Знаешь, ведь первое исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича было в осаждённом Ленинграде в августе 1942 года в этом здании.

Я тебе расскажу...

- Музыкантов в городе почти не осталось, пришлось вызывать мужчин с передовой. И вот представь, какой сокрушительной силой обладает музыка. Тогда, во время исполнения симфонии, в городе стояла тишина. Был Приказ командующего фронтом - во чтобы то ни стало подавлять огонь немецких орудий — и он был выполнен. И все 80 минут, что длилась трансляция по радио и по громкоговорителям городской сети, а их слышали и фашисты, орудия врага безмолвствовали.

Зал был полон. Найди воспоминания участников того блокадного концерта, почитай.


За Большим залом Филармонии от Невского проспекта идёт Михайловская улица, она симметрично выходит на центр площади. Любил Карло Росси симметрию. Весь этот ансамбль площади вместе с Михайловским дворцом — Русским музеем он и создал. Кстати, гостиница «Европейская» была построена ещё в ХIХ веке тоже по проекту Карло Росси.

Переходить через Михайловскую улицу мы не стали, я просто рукой показала на музей художника Бродского.

- Коньюктурщик вообще-то. Но это потом, а поначалу он писал прелестные кружевные пейзажи. Но главное достоинство музея, что художник собрал очень хорошую коллекцию работ своих коллег современников.

А если пройти чуть дальше по Итальянской улице, то там кафе-подвал "Бродячая собака". Но об этом мы поговорим в другой раз.

А правее на площади - Малый оперный театр. Студентами мы с твоим дедушкой смотрели там балеты с декорациями Бенуа, Головина, Сомова. Потом правда полюбили другие театры.

Пока обсуждали архитектурные достоинства зданий, остановились в центре площади Искусств. Здесь в окружении вековых лип знаменитый аникушинский памятник Пушкину.

- Видишь , Тимоша, сколько здесь театров, музеев и всё вокруг Пушкина. Или Пушкин в центре этой культурной площади.

А за Пушкиным классический портик Русского музея и справа тоже музей.

Этнографический. Да у нас их два. Этот когда-то был отделом Русского музея, потом он выделился в самостоятельный музей. Второй - в здании Кунсткамеры, где первая коллекция «редкостей и натуралиев» -уникумов Петра ... Здание Кунсткамеры считается одним из самых ранних музейных зданий в мире.

Вот такая площадь Искусств.

Выставка в Этнографическом музее оказалась очень интересная.

А после выставки мы отправились в Летний сад. Чуть прошли по Инженерной улице и свернули по Кленовой аллее к главному фасаду царской резиденции Павла. Перед тройным мостом стоит конный памятник Петру Первому скульптора Растрелли – «Прадеду - правнук». Скульптура была отлита ещё при жизни императора Петра. А вот пьедестал со скульптурными барельефами сделали только в 1800 году. К слову рассказала внуку о том, почему все фасады у замка разные и покрашены в отличающиеся оттенки оранжево-розового цвета.

А я помню, как народ, привыкший к тёмным кирпично-красным фасадам, возмущался необыкновенно яркому, меняющему цвет и тональность в зависимости от освещения и времени года, удивительному розово-оранжевому цвету. Непривычно? Да. Но при реставрации обнаружили остатки старой покраски, она поставила всё на своё место. И легенда про перчатку, можно сказать, подтвердилась. Но это легенда. А вот про название этого цвета. Это не байка художников, это исторический факт.

Как появилось и с чем связано? А связано с Павлом. С реформами в армии. С военной формой.

Цвет подкладки в мундирах российской армии... Этот розовый, ближе к телесному, цвет назывался «цветом бедра испуганной нимфы»*. Да-да! Красивый розово-оранжевый. И была эта подкладка в офицерских мундирах сделана из атласного шёлка. Переливалась. В солдатских мундирах подкладка - из простого ситчика, поэтому розовый цвет был попроще. И солдаты смеялись, называя его цветом «ляжки испуганной Машки!» Такие вот курьёзы. А если говорить о байках. То существует легенда, что фаворитка Павла мадам Лопухина обронила на балу перчатку, которую он подобрал и тут же отправил архитектору для примера колера строящейся резиденции.

И так и подмывает рассказать про скульптуры дворца. Ведь когда-то Михайловский замок был переполнен ими. Скульптур было превеликое множество на карнизе крыш( как у Зимнего дворца)и на фронтонах, в нишах и на лестницах. Ничего не осталось. Не сохранилось.

А вот Геракл и Флора стоят. Северный фасад Инженерного замка обращён к Летнему саду и разработан как парковый, он напоминает об итальянских виллах. В центре фасад украшает терраса с широкой лестницей, по сторонам на гранитных постаментах бронзовые статуи Геракла и Флоры Фарнезских. Их отлили еще при Екатерине II в Академии Художеств для украшения лестницы Камероновой галереи в Царском Селе. Это были копии итальянских памятников, но в 1799 году они были переданы в строящуюся резиденцию Павла I. В то время Европу заполонили копии этой откопанной античной мощи.

После смерти Павла скульптуры возвратили в Царское село, а на их место установили копии, изготовленные из бетонной крошки. Из-за недолговечности материала к середине прошлого века они просто рассыпались, разрушились. Попав в музейное поле, под крыло Русского музея, Инженерный замок зажил новой жизнью. Его отреставрировали, оттуда выехали проектные и научные организации, внутри теперь выставочные пространства. А фасад украсили новые трёхметровые, отлитые из бронзы копии Геракла и Флоры.

Великолепные надо сказать копии. Жаль конечно, что это не греческий мрамор.

... А что такое есть римские копии? Ведь настоящих мраморных греческих антиков не так много. То что мы знаем о Греции – это в основном прекрасные бронзовые итальянские отливки. Иногда встречаются мраморные, но гораздо реже. Отливать видимо) было проще.

Пока шли с Тимофеем по набережной Фонтанки, обходя замок, чтобы попасть в Летний сад, Тима любовался фасадами на противоположном берегу

- Бабушка, какой красивый у нас город! Какой он гармоничный. Как всё так расположено, что все детали играют, пропорции такие... человеческие. И как соразмерно с шириной реки.

- О да, Тима! Относительно гармоничности. Чужероден здесь, в центре, разве что Храм Спаса на Крови.

- Почему??? Бабушка, сама архитектура этого храма ведь такая красивая!

- А я и не отрицаю этого. Отдельно взятый он хорош, прекрасны его мозаики, а внутри какая красота! Но я говорю о его НЕ вписываемости в контекст окружения. Рядом ампирный корпус Бенуа, а напротив - Казанский собор. Храм совсем не сочетается с воронихинской постройкой. Это чисто московско-ярославская архитектура, которая у нас кажется купеческим вызовом. Что делать? ХIХ- XX Время перелома эпох, эклектики, стилизаторства.

Но это все вопросы к императору Александру III. Он принял решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты архитектуры Ярославля XVII в. Желание заказчика- закон.

Так, за разговорами дошли до Летнего сада. Нагулялись...Самое время посидеть в кафе с внуком. Благо их теперь такой выбор!

Эх, как же хочется таких прогулок побольше...

_____________________________

*(франц. "cuisse de nimphe; mue") — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: "цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы").

_____________________________


Приложение 1 к Маленькому отступлению

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

1-здание музея Этнографии.

2-здание гостиницы "Европейская" на углу Михайловской улицы и пл. Искусств.

3-памятник А.С. Пушкину, скульптор Аникушин, за ним Русский музей

4-Большой зал Филармонии

Приложение 2 к Маленькому отступлению

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

1-Инженерный(Михайловский )замок, главный фасад

2-памятник Петру Первому скульптор Бартоломео Карло Растрелли

3-Инжереный замок , главный фасад, Тройной мост. Справа Фонтанка. Съёмка с коптера

4- на переднем плане Фонтанка, из неё вытекает Мойка, на заднем плане Михайловский сад.

Приложение 3 к Маленькому отступлению

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

1-вид Михайловского замка на Фонтанку. Здесь видно, как отличаются по цвету фасады замка.

2-Вид Михайловского замка в 1800—1801 годах.

3-вид замка на Садовую улицу, слева Мойка

Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, построенный Петром Великим в 1711 году.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу, в бытность его великим князем. Путешествуя за границей, Павел вдохновлялся различными архитектурными образцами.

В итоге проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым (по поручению императора Павла I.) Строительством руководил архитектор В. Бренна, но Баженов инспектировал стройку и контролировал соблюдение своего проекта.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимали участие Фёдор Свиньин и Карл Росси, потом им в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле). Со стройки Исаакиевского собора переброшены - по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами.

Из Таврического дворца — наборный паркет.

В художественную коллекцию Павла I, частично размещённую в замке, входили работы выдающихся художников: Рубенса, Грёза, Тьеполо и Маргариты Жерар. Кроме того, оригинальные интерьеры замка были щедро украшены мрамором и другим поделочным камнем, античными статуями, как оригиналами, так и копиями, огромными вазами из поделочных камней, бронзовыми часами, зеркалами, расшитыми золотом бархатными портьерами.

НО...

через 40 дней после новоселья, император был убит и Михайловский замок был покинут Романовыми. На два десятилетия он пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви ...

Всё время думаю о том ... бумеранге ...брошенном во Вселенную.

Рано или поздно, но всё возвращается.

И именно поэтому я разместила здесь сведения о переброске материалов с других строек для собственных нужд по указанию Павла I. Вот и серебряные врата пошли в переплавку у "ампираторов"....


Глава 4. Пестеля. И обратно
Глава 6. Соляной городок. Музе



© Л.В. Корзникова. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх